Культура
ТАТЬЯНА ПИЛЕЦКАЯ: "КО МНЕ ПРИКЛЕИЛИ ЯРЛЫК СТЕРВЫ"
16 мартa
Недавно вышла вторая книга Татьяны Пилецкой - "Хрустальные дожди", в которой актриса вспоминает тех, с кем ей довелось встретиться в жизни, - а это очень известные люди. Она обедала с Вертинским, танцевала с Товстоноговым, была крестницей художника Петрова-Водкина (в одном из музеев Таллина хранится портрет Пилецкой его кисти). Когда Татьяна Львовна училась в Вагановском, именно ее изобразил Ломоносовский фарфоровый завод в своей статуэтке юной балерины (эта фигурка сейчас находится в Русском музее). "В этом году главное для меня событие - это 50-летие фильма "Разные судьбы". Для меня это очень большая дата", - определяет тему разговора наша собеседница.
НАС ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ТРОЕ...
- Как будете отмечать 50-летний юбилей картины?
- К сожалению, из этого фильма нас осталось всего трое. Это Таня Конюхова, Юлиан Панич и я. Мы хотим 31 марта в московском Доме кино отметить эту дату. Картина до сих пор идет с большим успехом, ее часто показывают. И, что немаловажно, ее с удовольствием смотрят все - и те, кто видел ее среди первых, и молодое поколение. Когда лента вышла, режиссера Леонида Лукова критиковали: его считали мастером глобальных полотен - и вдруг в фильме возникает такая бытовая тема. Ему говорили, что это мелкотемье. Но тем не менее это самое "мелкотемье" живет уже 50 лет. И несмотря на то что у меня там резко отрицательная роль, моя популярность идет рядом со мной на протяжении всех этих лет.
- А каково вообще играть столь отрицательную героиню?
- Когда мы приходили на репетиции, я режиссеру говорила: "Ну как она может так разговаривать с матерью? Я бы так никогда не смогла!" Он отвечал: "Ну правильно, вы бы так не сделали. А она сделала. Вот и сумейте ее оправдать". И я старалась понять психологию этой девицы, а не играть. Сейчас много девочек-актрис именно играют. А надо почувствовать, почему героиня так себя ведет, и прожить ее жизнь. Мне удалось перевоплотиться в Таню - и все получилось. Потом мне пачками приходили письма: "Вы сама, наверное, плохая. Так сыграть невозможно". Слава богу, на мне никаких отпечатков эта роль не оставила, и, надеюсь, я осталась сама собой. Зато теперь, когда смотрю этот фильм, говорю сама себе: "Господи, какая же она стерва, какая мерзость, ну как же так можно!" Кстати, тот замечательный финал мы нашли совершенно случайно. Снимали его на Московском вокзале, и, когда шел последний диалог ("Что он в ней нашел?" - "Наверное, человека"), я совершенно случайно повернулась и спросила: "А я?" И режиссер эту реплику оставил. Вы бы знали, сколько ответов я услышала, когда эту картину первый раз показывали в Московском университете! Молодые ребята выходили из зала и ругали меня. Я говорила: "Ребята, подождите, это же роль, а не я!" Но они не верили.
У МЕНЯ ДОМА СКОПИЛСЯ ЦЕЛЫЙ ФОТОАЛЬБОМ НЕСЫГРАННЫХ КИНОРОЛЕЙ
- А как личная жизнь после этой роли? Женскому счастью не помешало?
- Нет, к тому времени я уже была замужем, у меня была дочка. После войны было тяжелое время, и я очень рано вышла замуж. Мне было значительно больше лет, чем моей героине, и все уже сложилось. Наверное, если бы я сыграла эту роль молодой девушкой, было бы сложнее найти человека, который бы понял, где я, а где "она".
То, что я сыграла в этом фильме "плохую" героиню, привнесло в мою жизнь как хорошее, так и плохое. С одной стороны, пришла популярность: меня по-прежнему знают и помнят. А с другой - ко мне был приклеен ярлык, и многие роли прошли мимо меня - настолько ярко это было сыграно и поставлено. Говорили, мол, она злая - зачем пробовать ее на роль Дездемоны? И так у меня дома скопился целый альбом фотографий - несыгранные роли в кино: "Дама с собачкой", "Дон Сезар де Базан", "Овод", "Ференц Лист"... То я слишком стара, то слишком молода - на пробах все время находили какой-то предлог, и роли проходили мимо. Конечно, сыграло свою роль и то, что режиссеры у нас какие-то малолюбопытные. Они идут по проторенной дорожке. Это можно увидеть и сейчас по сериалам: кругом снимается одна и та же группа актеров.
- Но вы тоже снялись в сериале.
- Да, в одном сериале меня сняли, и я была этому очень удивлена. Но сейчас масса картин, и в основном мы видим одни и те же лица. Я не возражаю, артисты хорошие, но ведь существуют и другие - покопайся, поищи!
МОГЛИ БЫ НЕ МЕНЯ ПОДГОНЯТЬ ПОД РОЛЬ, А БРАТЬ РОЛЬ НА АКТРИСУ
- А как вы пришли на драматическую сцену?
- Когда началось межкартинье и фильмов было мало, я решила уйти в театр. Это был для меня очень серьезный и ответственный шаг. Высшего драматического образования у меня не было, и прийти в Театр Ленинского комсомола было не так просто. Началась тяжелая работа, надо было привыкать к сцене, к тому, что ты появляешься перед публикой не на один эпизод, а проводишь на сцене весь спектакль от начала до конца.
Вообще, в моей жизни были разные режиссеры, разные спектакли, но мне все время немного не везло. И сейчас в "Балтийском доме" пробелы у меня достаточно большие. Но дело даже не в этом. Просто нет такой роли, в которой я бы по-настоящему сыграла, в которой мне бы действительно хотелось себя реализовать. Ведь опыт-то появился - так бы хотелось что-то такое сделать и сказать зрителям, чем-то поделиться!
- А какая роль могла бы вас раскрыть?
- Я предлагала много интересного материала нашему руководству. Например, две пьесы - "Деревья умирают стоя" и "Странная миссис Сэвидж". Роли там все прекрасные, но театр не хочет это брать в репертуар. Ведь все связано еще и с общими замыслами и репертуарной политикой театра. Мне казалось, что могли бы не меня подгонять под роль, а брать роль на актрису. Ведь только тогда бывает настоящий результат. Так что я занята в театре много, но себя реализовать, сказать что-то новое не могу.
Татьяна Львовна Пилецкая. Народная артистка России. Родилась в Ленинграде. Окончила хореографическое училище имени Вагановой. Училась в студии Ленинградского Большого драматического театра имени Горького. Снялась в двух десятках картин, среди которых "Разные судьбы", "Зеленая карета", "Сильва", сериал "Менты"... Много лет играет на драматической сцене. Выступала в Театре музыкальной комедии, а с 1962 года - в Театре имени Ленинского комсомола (ныне - театр-фестиваль "Балтийский дом").
Алина ЦИОПА
НАС ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ТРОЕ...
- Как будете отмечать 50-летний юбилей картины?
- К сожалению, из этого фильма нас осталось всего трое. Это Таня Конюхова, Юлиан Панич и я. Мы хотим 31 марта в московском Доме кино отметить эту дату. Картина до сих пор идет с большим успехом, ее часто показывают. И, что немаловажно, ее с удовольствием смотрят все - и те, кто видел ее среди первых, и молодое поколение. Когда лента вышла, режиссера Леонида Лукова критиковали: его считали мастером глобальных полотен - и вдруг в фильме возникает такая бытовая тема. Ему говорили, что это мелкотемье. Но тем не менее это самое "мелкотемье" живет уже 50 лет. И несмотря на то что у меня там резко отрицательная роль, моя популярность идет рядом со мной на протяжении всех этих лет.
- А каково вообще играть столь отрицательную героиню?
- Когда мы приходили на репетиции, я режиссеру говорила: "Ну как она может так разговаривать с матерью? Я бы так никогда не смогла!" Он отвечал: "Ну правильно, вы бы так не сделали. А она сделала. Вот и сумейте ее оправдать". И я старалась понять психологию этой девицы, а не играть. Сейчас много девочек-актрис именно играют. А надо почувствовать, почему героиня так себя ведет, и прожить ее жизнь. Мне удалось перевоплотиться в Таню - и все получилось. Потом мне пачками приходили письма: "Вы сама, наверное, плохая. Так сыграть невозможно". Слава богу, на мне никаких отпечатков эта роль не оставила, и, надеюсь, я осталась сама собой. Зато теперь, когда смотрю этот фильм, говорю сама себе: "Господи, какая же она стерва, какая мерзость, ну как же так можно!" Кстати, тот замечательный финал мы нашли совершенно случайно. Снимали его на Московском вокзале, и, когда шел последний диалог ("Что он в ней нашел?" - "Наверное, человека"), я совершенно случайно повернулась и спросила: "А я?" И режиссер эту реплику оставил. Вы бы знали, сколько ответов я услышала, когда эту картину первый раз показывали в Московском университете! Молодые ребята выходили из зала и ругали меня. Я говорила: "Ребята, подождите, это же роль, а не я!" Но они не верили.
У МЕНЯ ДОМА СКОПИЛСЯ ЦЕЛЫЙ ФОТОАЛЬБОМ НЕСЫГРАННЫХ КИНОРОЛЕЙ
- А как личная жизнь после этой роли? Женскому счастью не помешало?
- Нет, к тому времени я уже была замужем, у меня была дочка. После войны было тяжелое время, и я очень рано вышла замуж. Мне было значительно больше лет, чем моей героине, и все уже сложилось. Наверное, если бы я сыграла эту роль молодой девушкой, было бы сложнее найти человека, который бы понял, где я, а где "она".
То, что я сыграла в этом фильме "плохую" героиню, привнесло в мою жизнь как хорошее, так и плохое. С одной стороны, пришла популярность: меня по-прежнему знают и помнят. А с другой - ко мне был приклеен ярлык, и многие роли прошли мимо меня - настолько ярко это было сыграно и поставлено. Говорили, мол, она злая - зачем пробовать ее на роль Дездемоны? И так у меня дома скопился целый альбом фотографий - несыгранные роли в кино: "Дама с собачкой", "Дон Сезар де Базан", "Овод", "Ференц Лист"... То я слишком стара, то слишком молода - на пробах все время находили какой-то предлог, и роли проходили мимо. Конечно, сыграло свою роль и то, что режиссеры у нас какие-то малолюбопытные. Они идут по проторенной дорожке. Это можно увидеть и сейчас по сериалам: кругом снимается одна и та же группа актеров.
- Но вы тоже снялись в сериале.
- Да, в одном сериале меня сняли, и я была этому очень удивлена. Но сейчас масса картин, и в основном мы видим одни и те же лица. Я не возражаю, артисты хорошие, но ведь существуют и другие - покопайся, поищи!
МОГЛИ БЫ НЕ МЕНЯ ПОДГОНЯТЬ ПОД РОЛЬ, А БРАТЬ РОЛЬ НА АКТРИСУ
- А как вы пришли на драматическую сцену?
- Когда началось межкартинье и фильмов было мало, я решила уйти в театр. Это был для меня очень серьезный и ответственный шаг. Высшего драматического образования у меня не было, и прийти в Театр Ленинского комсомола было не так просто. Началась тяжелая работа, надо было привыкать к сцене, к тому, что ты появляешься перед публикой не на один эпизод, а проводишь на сцене весь спектакль от начала до конца.
Вообще, в моей жизни были разные режиссеры, разные спектакли, но мне все время немного не везло. И сейчас в "Балтийском доме" пробелы у меня достаточно большие. Но дело даже не в этом. Просто нет такой роли, в которой я бы по-настоящему сыграла, в которой мне бы действительно хотелось себя реализовать. Ведь опыт-то появился - так бы хотелось что-то такое сделать и сказать зрителям, чем-то поделиться!
- А какая роль могла бы вас раскрыть?
- Я предлагала много интересного материала нашему руководству. Например, две пьесы - "Деревья умирают стоя" и "Странная миссис Сэвидж". Роли там все прекрасные, но театр не хочет это брать в репертуар. Ведь все связано еще и с общими замыслами и репертуарной политикой театра. Мне казалось, что могли бы не меня подгонять под роль, а брать роль на актрису. Ведь только тогда бывает настоящий результат. Так что я занята в театре много, но себя реализовать, сказать что-то новое не могу.
Татьяна Львовна Пилецкая. Народная артистка России. Родилась в Ленинграде. Окончила хореографическое училище имени Вагановой. Училась в студии Ленинградского Большого драматического театра имени Горького. Снялась в двух десятках картин, среди которых "Разные судьбы", "Зеленая карета", "Сильва", сериал "Менты"... Много лет играет на драматической сцене. Выступала в Театре музыкальной комедии, а с 1962 года - в Театре имени Ленинского комсомола (ныне - театр-фестиваль "Балтийский дом").
Алина ЦИОПА