Культура
КИРА КРЕЙЛИС-ПЕТРОВА: "НЕ ВЕЗЛО В КАРЬЕРЕ, ПОВЕЗЛО В ЛЮБВИ..."
25 мартa
Кира Крейлис-Петрова. Заслуженная артистка России, снялась в кинокартинах "Ксения, любимая жена Федора", "Лес", "Влюблен по собственному желанию", "Гнев отца", "Когда мне будет 54 года", "Яма", "В той области небес...", "Мне скучно, бес", "Окно в Париж", "Горько!", "Русская симфония", "История про Ричарда, милорда и прекрасную жар-птицу", а также в сериалах: "Улицы разбитых фонарей", "У нас все дома", "Вовочка" и др.
БЛОКАДНЫЕ КУПЛЕТЫ
- Как-то во время бомбежки мы сидим в школьном подвале, - рассказывает актриса, - стены в крови, снаряды рвутся, дети плачут. Всем страшно. Я надеваю свое пальто задом наперед, рисую сажей усики и изображаю Гитлера, сочиняя на ходу куплеты: "Бомбы сыплят, как горох, чтобы Гитлер скоро сдох". Дети забыли о страхе и начали смеяться. Это была моя первая роль.
В блокаду, по словам актрисы, в первую очередь погибали те семьи, где карточки делились на всех и каждый ел отдельно. Мама Киры этого не допускала. Их семья всегда "обедала" вместе и еще подкармливала тех, кто уже не мог вставать.
- Нам еще помогло выжить то, что мама была очень остроумным и веселым человеком, - вспоминает Кира Александровна. - Она никогда не падала духом и нам не позволяла. Этот заряд позитива передался по наследству и мне. До сих пор больше всего в жизни мне нравится смешить зрителей.
ТАНЕЦ ЖИВОТА БЕЗ ЮБКИ
Вторую роль Кира сыграла в школьном театральном кружке, уже после войны. Это был рыцарь в спектакле "Витязь в тигровой шкуре". Режиссер коллектива очень нежно к ней относился и прочил большое будущее. Так и сказал: "Запомни, рано или поздно ты будешь одним из столпов Александринского театра!"
Эти слова так запали девочке в душу, что сразу после школы она отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ, чтобы соответствовать статусу академического театра. Училась с удовольствием и без конца веселила своих сокурсников и преподавателей. А на выпускном экзамене по танцу она рассмешила до колик госкомиссию, выскочив на площадку в образе восточной девушки... без юбки. Не успела надеть.
После окончания Киру пригласили в ЦТСА (Центральный театр Советской армии), но она всей душой рвалась в Ленинград, поближе к заветной Александринке.
ХОЖДЕНИЕ ПО ТРУППАМ
Однако в родном городе свободных ставок в театрах вообще не оказалось, и молодая актриса вместе с пятью сокурсниками отправилась в Театр Балтфлота в Лиепаю. Через год вновь приехала в Питер и долго мыкалась без работы, пока не устроилась в Малый драматический. Там успешно дебютировала в роли деревенской девчонки, мечтающей выйти замуж за иностранца. Лихо отплясывала на сцене рок-н-ролл, но... через год директор вызвал ее и сказал: "Ты талантливая, всегда устроишься, а куда я этих артистов дену? Кто их возьмет? Мне нужно уволить двух человек. Одна из них - ты".
И начался новый период хождения по театрам в поисках работы. В душе она все же не переставала мечтать об Александринке, и показалась туда. Комиссия, посмотрев на молодую актрису, в один голос сказала: "Наша!"
Кире выписали пропуск и велели ходить на репетиции спектакля "Сонет Петрарки", присматриваться к роли мороженщицы, а параллельно с этим ждать, когда освободится долгожданная ставка. Роль мороженицы она знала уже наизусть, мало того, напридумывала всяких деталей и подробностей, а на сцену ее все не звали - репетировала штатная артистка. Но в один прекрасный день режиссер вдруг сказал: "Ну-ка, иди на площадку". Она вышла и сыграла все, что придумала за долгие часы сидения в зале. Ее партнером в этой сцене был сам Николай Симонов. Режиссер посмотрел отрывок и говорит: "Хорошо, деточка, но ты забрала на себя все внимание, а герой-то у нас другой..." Симонов же отозвал ее потом в сторонку и шепнул: "Вот так играй всегда, какая бы роль ни была - большая или маленькая".
По всем приметам, "роман" с Александринкой у Киры Петровой не складывался, совсем отчаявшись, она написала в Сахалинский театр и... получила ответ, мол, берем в штат и подъемные выделяем.
За несколько часов до отхода поезда в квартире актрисы раздался звонок. Она открыла дверь и даже подумала, что гость ошибся адресом. Перед ней стоял красавец-стиляга: тонкие короткие брючки, темные очки. С легким акцентом он спросил: "Скажите, пожалуйста, это вы едете на Сахалин?.. Я тоже туда еду". Красивый молодой человек отрекомендовался Яковом Крейлисом.
Вместе они ждали поезда, вместе ехали семь суток, и за это время друг в друга влюбились.
- Меня не взяли в Александринку, но... подарили счастливый брак, - вспоминает Кира Петрова. - Мы прожили вместе 50 лет, которые пролетели как один день. Это просто чудо, никогда бы я не встретила такого замечательного человека, если бы не тот отказ.
ЕСЛИ НЕ САМА, ТО КТО ЖЕ?
В театр своей мечты она все же попала, но через много лет. После Сахалина Зиновий Корогодский принял Киру в труппу ТЮЗа, где она на протяжении 17 лет играла ворон и деревья. Скакала в массовке спектакля "Конек-Гобунек", будучи беременной, а когда родила дочь Машу, стирала пеленки прямо в театре, в перерывах между репетициями.
А однажды случайно зашла с приятелем в Александринский театр к Игорю Горбачеву и услышала: "Как хорошо, что вы пришли, Кирочка, хочу вас взять". С тех пор прошло уже четверть века. Но опять по какой-то странной иронии судьбы почти ни одной по-настоящему крупной роли...
ЮМОР ВО СПАСЕНИЕ
- Многие роли прошли мимо меня, - сожалеет актриса. - До сих пор мечтаю сыграть в водевиле с канканом и пением. Боюсь, что когда мне все же предложат такую роль, я уже не смогу ее исполнить. Люди хотят смеяться, а у нас все больше ставят что-нибудь мрачное.
- Могу сниматься где угодно, кроме порно. Прекрасно отношусь к рекламе. Это ведь тоже творчество. Из любой самой маленькой роли стараюсь сделать "конфетку", все придумываю сама. Как-то в "Разбитых фонарях" мне нужно было сыграть тетку-кошатницу, так она у меня, давая показания, машинально грызла корм из коробочки. Вообще люблю работать. Легка на подъем. А так - человек домашний, ненавижу выходить из дома, а уж выезжать из города - и подавно. Я - ленинградка до мозга костей. Без этого города не могу и шагу ступить. В Париже на съемках "Окно в Париж" вся истосковалась. Мамин задержал меня там на неделю, поскольку пленку запороли, так я даже расстроилась. Потом-то, конечно, поняла, что это были сказочные дни. ...Раньше, в период моей безработицы, я спасалась тем, что писала юмористические монологи и читала их с эстрады. Чувство юмора спасало меня всегда. Да и с мужем мы вечно смеялись. Мы, собственно, и полюбили друг друга оттого, что всю дорогу хохотали. Я шутила, а он прекрасно понимал мой юмор. Он вообще очень хорошо меня понимал, всегда ждал вечером после спектаклей, красиво накрывал стол. Мы садились, и я рассказывала ему все, что произошло за день. Как будто бы не день, а целый год прошел. Теперь с ужасом возвращаюсь домой, он меня там не ждет.
Три года назад Яков Крейлис поехал к себе на родину в Латвию делать операцию на сердце и умер из-за нелепой ошибки врачей. Кира Александровна в это время была на гастролях и даже не успела с ним попрощаться. Перед отъездом он (как чувствовал) попросил в случае чего похоронить его в Латвии.
- Я, конечно, так и сделала, - говорит актриса, - а на памятнике, который поставила на могиле, написала и свое имя с датой рождения. Теперь он будет ждать меня там.
Ольга МЕДВЕДЕВА
БЛОКАДНЫЕ КУПЛЕТЫ
- Как-то во время бомбежки мы сидим в школьном подвале, - рассказывает актриса, - стены в крови, снаряды рвутся, дети плачут. Всем страшно. Я надеваю свое пальто задом наперед, рисую сажей усики и изображаю Гитлера, сочиняя на ходу куплеты: "Бомбы сыплят, как горох, чтобы Гитлер скоро сдох". Дети забыли о страхе и начали смеяться. Это была моя первая роль.
В блокаду, по словам актрисы, в первую очередь погибали те семьи, где карточки делились на всех и каждый ел отдельно. Мама Киры этого не допускала. Их семья всегда "обедала" вместе и еще подкармливала тех, кто уже не мог вставать.
- Нам еще помогло выжить то, что мама была очень остроумным и веселым человеком, - вспоминает Кира Александровна. - Она никогда не падала духом и нам не позволяла. Этот заряд позитива передался по наследству и мне. До сих пор больше всего в жизни мне нравится смешить зрителей.
ТАНЕЦ ЖИВОТА БЕЗ ЮБКИ
Вторую роль Кира сыграла в школьном театральном кружке, уже после войны. Это был рыцарь в спектакле "Витязь в тигровой шкуре". Режиссер коллектива очень нежно к ней относился и прочил большое будущее. Так и сказал: "Запомни, рано или поздно ты будешь одним из столпов Александринского театра!"
Эти слова так запали девочке в душу, что сразу после школы она отправилась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ, чтобы соответствовать статусу академического театра. Училась с удовольствием и без конца веселила своих сокурсников и преподавателей. А на выпускном экзамене по танцу она рассмешила до колик госкомиссию, выскочив на площадку в образе восточной девушки... без юбки. Не успела надеть.
После окончания Киру пригласили в ЦТСА (Центральный театр Советской армии), но она всей душой рвалась в Ленинград, поближе к заветной Александринке.
ХОЖДЕНИЕ ПО ТРУППАМ
Однако в родном городе свободных ставок в театрах вообще не оказалось, и молодая актриса вместе с пятью сокурсниками отправилась в Театр Балтфлота в Лиепаю. Через год вновь приехала в Питер и долго мыкалась без работы, пока не устроилась в Малый драматический. Там успешно дебютировала в роли деревенской девчонки, мечтающей выйти замуж за иностранца. Лихо отплясывала на сцене рок-н-ролл, но... через год директор вызвал ее и сказал: "Ты талантливая, всегда устроишься, а куда я этих артистов дену? Кто их возьмет? Мне нужно уволить двух человек. Одна из них - ты".
И начался новый период хождения по театрам в поисках работы. В душе она все же не переставала мечтать об Александринке, и показалась туда. Комиссия, посмотрев на молодую актрису, в один голос сказала: "Наша!"
Кире выписали пропуск и велели ходить на репетиции спектакля "Сонет Петрарки", присматриваться к роли мороженщицы, а параллельно с этим ждать, когда освободится долгожданная ставка. Роль мороженицы она знала уже наизусть, мало того, напридумывала всяких деталей и подробностей, а на сцену ее все не звали - репетировала штатная артистка. Но в один прекрасный день режиссер вдруг сказал: "Ну-ка, иди на площадку". Она вышла и сыграла все, что придумала за долгие часы сидения в зале. Ее партнером в этой сцене был сам Николай Симонов. Режиссер посмотрел отрывок и говорит: "Хорошо, деточка, но ты забрала на себя все внимание, а герой-то у нас другой..." Симонов же отозвал ее потом в сторонку и шепнул: "Вот так играй всегда, какая бы роль ни была - большая или маленькая".
По всем приметам, "роман" с Александринкой у Киры Петровой не складывался, совсем отчаявшись, она написала в Сахалинский театр и... получила ответ, мол, берем в штат и подъемные выделяем.
За несколько часов до отхода поезда в квартире актрисы раздался звонок. Она открыла дверь и даже подумала, что гость ошибся адресом. Перед ней стоял красавец-стиляга: тонкие короткие брючки, темные очки. С легким акцентом он спросил: "Скажите, пожалуйста, это вы едете на Сахалин?.. Я тоже туда еду". Красивый молодой человек отрекомендовался Яковом Крейлисом.
Вместе они ждали поезда, вместе ехали семь суток, и за это время друг в друга влюбились.
- Меня не взяли в Александринку, но... подарили счастливый брак, - вспоминает Кира Петрова. - Мы прожили вместе 50 лет, которые пролетели как один день. Это просто чудо, никогда бы я не встретила такого замечательного человека, если бы не тот отказ.
ЕСЛИ НЕ САМА, ТО КТО ЖЕ?
В театр своей мечты она все же попала, но через много лет. После Сахалина Зиновий Корогодский принял Киру в труппу ТЮЗа, где она на протяжении 17 лет играла ворон и деревья. Скакала в массовке спектакля "Конек-Гобунек", будучи беременной, а когда родила дочь Машу, стирала пеленки прямо в театре, в перерывах между репетициями.
А однажды случайно зашла с приятелем в Александринский театр к Игорю Горбачеву и услышала: "Как хорошо, что вы пришли, Кирочка, хочу вас взять". С тех пор прошло уже четверть века. Но опять по какой-то странной иронии судьбы почти ни одной по-настоящему крупной роли...
ЮМОР ВО СПАСЕНИЕ
- Многие роли прошли мимо меня, - сожалеет актриса. - До сих пор мечтаю сыграть в водевиле с канканом и пением. Боюсь, что когда мне все же предложат такую роль, я уже не смогу ее исполнить. Люди хотят смеяться, а у нас все больше ставят что-нибудь мрачное.
- Могу сниматься где угодно, кроме порно. Прекрасно отношусь к рекламе. Это ведь тоже творчество. Из любой самой маленькой роли стараюсь сделать "конфетку", все придумываю сама. Как-то в "Разбитых фонарях" мне нужно было сыграть тетку-кошатницу, так она у меня, давая показания, машинально грызла корм из коробочки. Вообще люблю работать. Легка на подъем. А так - человек домашний, ненавижу выходить из дома, а уж выезжать из города - и подавно. Я - ленинградка до мозга костей. Без этого города не могу и шагу ступить. В Париже на съемках "Окно в Париж" вся истосковалась. Мамин задержал меня там на неделю, поскольку пленку запороли, так я даже расстроилась. Потом-то, конечно, поняла, что это были сказочные дни. ...Раньше, в период моей безработицы, я спасалась тем, что писала юмористические монологи и читала их с эстрады. Чувство юмора спасало меня всегда. Да и с мужем мы вечно смеялись. Мы, собственно, и полюбили друг друга оттого, что всю дорогу хохотали. Я шутила, а он прекрасно понимал мой юмор. Он вообще очень хорошо меня понимал, всегда ждал вечером после спектаклей, красиво накрывал стол. Мы садились, и я рассказывала ему все, что произошло за день. Как будто бы не день, а целый год прошел. Теперь с ужасом возвращаюсь домой, он меня там не ждет.
Три года назад Яков Крейлис поехал к себе на родину в Латвию делать операцию на сердце и умер из-за нелепой ошибки врачей. Кира Александровна в это время была на гастролях и даже не успела с ним попрощаться. Перед отъездом он (как чувствовал) попросил в случае чего похоронить его в Латвии.
- Я, конечно, так и сделала, - говорит актриса, - а на памятнике, который поставила на могиле, написала и свое имя с датой рождения. Теперь он будет ждать меня там.
Ольга МЕДВЕДЕВА