Культура

НИКОЛАЙ БУРОВ: "БОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НУЖЕН НЕ СКАЛЬПЕЛЬ, А ЙОД"

25 мартa
- Николай Витальевич, в чем сегодня нуждается петербургская культура?
- Культура, я полагаю, нуждается в любви, заботе и... рекламе. Только не надо это путать с рекламой колготок или мобильной связи. Думаю, что во времена Шекспира афиши уже существовали. А первая афишная тумба была театральной. Это уже потом кому-то пришло в голову клеить на нее газеты, политические листовки и объявления.
- И как решается вопрос с культурной афишей?
- Это самый острый вопрос на сегодняшний день. У нас довольно сложные отношения с рекламными организациями. Если государственное учреждение культуры выполняет социальный заказ и находится на бюджетном финансировании, то попытки снять с него денежную стружку мне не очень понятны. Получается, что деньги идут из бюджета в бюджет с двойным налогообложением. Я уже не первый год на разных должностях пытаюсь решить вопрос с бесплатным размещением театральных, концертных, музейных афиш. Комитет по печати обещает в этом помочь. В этом году я надеюсь реализовать идею сводной музейной афиши. Ведь в нашем самом музейном городе не все знают, где какой музей расположен, как он работает и что там выставляется.
- Эрмитаж и Русский музей активно используют свои интернет-сайты...
- Комитет по культуре тоже представлен в интернете. Но одних сайтов недостаточно, нужна информация в метро, на улицах города, в прессе.
- А на телевидении?
- С этим сложнее. Телевидение развивается по своим законам. Телевизионщики требуют, чтобы мы бесплатно пускали их в музеи, на концерты и спектакли. Взамен мы просим давать информацию о музеях, концертах и спектаклях. Можно назвать это рекламой? Нет! Анонс нового спектакля или интересного концерта носит скорее социальный характер.
- Как нам обустроить культурный Петербург в 2006 году?
- Мы будем работать исходя из наших возможностей, которые определены бюджетом на этот год. Насколько денег хватит, настолько город и улучшится. Разом всего не исправишь. Я верю, что изменится к лучшему зрительный зал Театра Комедии. Мы будем продолжать работать с ТЮЗом, с Молодежным театром. Пока нет возможности решить все проблемы Театра имени Ленсовета - мы займемся ими в 2007 году. Бюджетных вливаний будет множество: в Петропавловскую крепость, где предстоит перезахоронение останков Марии Федоровны, в Музей Суворова. Надеюсь, поможем музею-заповеднику "Павловск". Очень хочется дождаться серьезного вмешательства в культурную жизнь Гатчины. Ораниенбаум ждет своего часа. Довольно сложная ситуация с кинотеатрами. Я ознакомился с деятельностью кинотеатров, получивших прямо-таки сокрушительные частные инвестиции. То, что сделано, вызывает уважение. Скажем, новый "Рубеж" работает как фабрика, и это правильно. Государственная система кинотеатров должна быть эффективной. Либо ее надо убивать. Далее. Пока меня не выгнали из комитета по культуре, я не отдам ни пяди на том поле, где действуют детские школы дополнительного художественного и музыкального образования. Там нельзя упускать ни-че-го! Я также хочу вывести на современный уровень библиотечную систему. Мы будем развивать наши библиотеки, начиная с создания компьютерных каталогов и заканчивая возможностью вступить в переписку с тем или иным чиновником - за счет подключения библиотек к единой электронной системе города. Я даже думаю, что если вдруг безработица станет бичом, то библиотека станет в том числе и местом поиска работы. Функция библиотеки станет не только просветительской, но и социальной.
- Это реально?
- Думаю, что да. Существует Программа развития культуры, но у нее небольшой фонд, который более чем в 15 раз уступает количеству заявок на финансирование того или иного проекта. Каждый раз очень тяжело сделать выбор.
- Как же вы решаете, кому дать денег?
- О, это длинная цепь согласований, совещаний, взвешиваний и борьбы. Сначала совещаются отделы, потом вопрос выносится на общее совещание, потом мы расходимся и опять взвешиваем, сортируем все "за" и "против". В конечном итоге утверждение проходит на коллегии комитета по культуре, а это достаточно влиятельный орган. И там снова происходит серьезное обсуждение. И даже борьба.
- Вы успеваете следить за всеми культурными процессами?
- Нет, конечно. Это физически невозможно, хотя бы потому, что в моем ведомстве работают 15 тысяч человек. Я даже всех в лицо не знаю.
- У вас есть свои личные приоритеты в работе?
- У каждого живого человека есть свои приоритеты. А я занимаюсь более чем живым делом - культурой. Когда я вступил в должность (в январе 2005 года), главное было вылечить застарелые болячки, которые мне достались в наследство. Не могу сказать, что со всеми справился. Но я стараюсь. Врач на моем месте сказал бы, что скальпель - в последнюю очередь. Сначала пробую мазать йодом - вдруг пройдет?
- А на сцену успеваете выходить?
- Недавно выходил. Правда, до этого полгода не играл. Но это как раз не страшно. Все равно по возрасту мне пора было переходить на новые роли. У меня появился повод взять паузу, соскучиться по театру, проголодаться, так сказать.

ДОСТОВЕРНО:

Буров Николай Витальевич
Председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга. Народный артист России. Родился 12 февраля 1953 года в Ленинграде. В 1974 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. До 1978 года работал в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, затем перешел в Театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский театр). Много работал на радио и телевидении, участвовал в радио- и телеспектаклях. Озвучивал иностранные фильмы. Снялся более чем в 20 отечественных фильмах и сериалах. В перерывах между государственными делами продолжает выходить на сцену (в роли профессора Хиггинса в спектакле "Пигмалион" и в роли Почтмейстера в спектакле "Ревизор") и сниматься в кино (в роли Арчибальда Арчибальдовича, распорядителя ресторана "У Грибоедова", в сериале "Мастер и Маргарита").
Мария КИНГИСЕПП
Курс ЦБ
Курс Доллара США
107.74
1.837 (-1.71%)
Курс Евро
114.31
1.826 (-1.6%)
Погода
Сегодня,
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно
02 декабря
понедельник
+4
Облачно