Экономика
ДОМОВЛАДЕЛЬЦЫ ПОНЕВОЛЕ
29 мартa
Законодатели хотели как лучше. Хотели, чтобы у каждого дома появился рачительный хозяин, который будет следить, чтобы не текли трубы, не дуло из дверей и выбитых окон, не скапливался на крыше снег. Именно поэтому в новом (вступившем в силу с 1 марта прошлого года) Жилищном кодексе и содержится безусловное требование, чтобы в каждом многоквартирном доме было создано ТСЖ - товарищество собственников жилья (как вариант - органом управления может быть общее собрание жильцов, но на практике это не работает).
В Петербурге компанию за повсеместное внедрение ТСЖ начали еще до кодекса. Жилищный комитет, ответственный за эту работу, подробно описывал все выгоды для жильцов. Самое главное - что деньги, собираемые с дома в качестве квартирной платы, не будут уходить в распоряжение местного жилкомсервиса (который тратит их по своему усмотрению), а останутся в распоряжении жильцов. Они могут сами нанимать дворников и сантехников, могут заключить договор с фирмой по обслуживанию домов, могут пригласить управляющую компанию, которая будет за них решать, кого и где лучше нанять. Иными словами, жильцы будут хозяевами своего дома и своих денег. И тогда у нас все будет как за границей или как в старом Петербурге, где в приличных домах на лестницах лежали ковровые дорожки.
Ну а поскольку в нашей стране не привыкать насильно загонять людей в светлое будущее, установлен жесткий срок. До 1 января 2007 года жители обязаны провести собрание и создать ТСЖ. Кто не захочет или не успеет - за него орган управления домом создаст государство. Тогда уж не жалуйтесь.
Процесс создания ТСЖ пошел, но чем больший опыт нарабатывается, тем больше у рядовых горожан возникало сомнений в эффективности новой формы. Чиновники - пропагандисты ТСЖ как-то очень невнятно, вскользь упоминают о том, что с момента создания товарищества на него ложатся и все без исключения расходы по содержанию дома - вплоть до капитального ремонта. Если даже те весьма немалые деньги, которые горожане платят сейчас за свои квартиры, целиком уходят на текущее обслуживание, насколько же поднимать квартплату, чтобы собрать средства хотя бы на текущий ремонт?
Разумеется, утвержденные городскими властями тарифы оплаты жилья никто изменять не вправе. Зато ТСЖ или выбранная товариществом управляющая компания вправе поставить вопрос о различных целевых сборах. И с учетом традиционной пассивности населения, не любящего ходить на собрания, вопрос решается положительно в узком кругу.
Однако даже те, кто лояльно относится к реформе, задаются вопросом: почему городские дома, 60 процентов которых требуют серьезного ремонта или находятся в предаварийном состоянии, передаются на ответственность ТСЖ, не будучи приведенными сначала в соответствие с жилищными нормами?
Правда, как объясняют в жилищном комитете, город вовсе не отказывается от выделения денег на ремонт жилья. Но вести эти ремонты будет по своему плану. Если все ТСЖ будут ждать, когда до них дойдет городская очередь, половина домов просто не доживет до ремонта. Так что волей-неволей придется ремонтировать самим.
С законом спорить трудно. Коли уж решило государство записать всех в домовладельцы - так тому и быть. И поэтому единственным полем для маневра жильцов остается возможность выбора, кому поручить управление домом. Если в ЖСК, которые десятилетиями накапливали опыт, есть опытные управленческие кадры, то руководители новых ТСЖ предпочитают довериться профессиональным управляющим компаниям, тем более что именно этот путь рекомендуют городские власти.
Ассортимент управленцев велик - выбирай, кого хочешь. Сейчас в коммунальном хозяйстве задействованы 46 жилкомсервисов и около 100 частных компаний, большинство из которых обслуживает по несколько домов. Однако нареканий на работу управляющих компаний настолько много, что председатель жилищного комитета Юнис Лукманов был вынужден признать - реформа идет не так, как планировалась, а управляющие компании не справляются с возложенными на них обязанностями. И даже пообещал применить к недобросовестным управленцам карательные меры в виде включения в черный список и отказа в будущем от заключения договоров с государством.
Поэтому многие, не доверяя частникам, остаются под эгидой жилкомсервисов. Но эффективность сотрудничества с ними печально известна. Она не лучше, чем с бывшими ЖЭС. Есть и еще один вариант - управлять домом могут непосредственно сами ТСЖ. За это с воодушевлением взялись многие, однако зачастую за управленческую работу пытались приняться люди некомпетентные в этой области, пенсионеры, посчитавшие это легким трудом за несколько тысяч рублей, которые можно прибавить к пенсии. Результаты оказались плачевными. Где-то при неполадках с электричеством или водоснабжением аварийки отказывались приезжать, так как ТСЖ не заключило с ними договоров, а где-то неприятности были и посерьезнее, как в Калининском районе: там ТСЖ просто стало банкротом. И немудрено. К управлению многоквартирным домом надо готовиться психологически, финансово, законодательно. Ведь после того как ТСЖ берет дом на свой баланс, вся ответственность за его эксплуатацию ложится на плечи жильцов. Надо перезаключать все договоры с монополистами, поставщиками коммунальных услуг, организовать деятельность ТСЖ как юридического лица. Причем необходимо учитывать, что деньги, поступающие на счет ТСЖ из кармана жильцов, - не целевое финансирование, а выручка, и ТСЖ обязано платить с нее НДС и налог на прибыль. Сможет ли ТСЖ иметь штаты квалифицированных управляющих, разбирающихся в бухгалтерии, экономических, технических, кадровых и юридических вопросах? Это крайне сложно. Трудности с управлением послужили причиной того, что, например, ТСЖ дома № 94 по Гражданскому пр., находясь на самообслуживании в течение года, задолжало монополисту 700 тыс. рублей.
Так чего же больше в навязанных народу товариществах - плюсов или минусов? В одной фразе не ответишь. Главный минус ТСЖ - то, что на них (то есть на жильцов) возложена обязанность ремонта домов. Плюс в том, что в новых, не требующих пока ремонта домах, в которых не менее 300-350 квартир и которым повезло с грамотными управленцами, товарищества имеют огромную, исчисляемую миллионами рублей экономию средств. То есть собираемых ими денег хватает на все нужды и еще остается на будущее. К сожалению, таких домов в городе считаные проценты от общего числа.
Короче говоря, реформу нужно продолжать, но не гнать ее ударными темпами, стараясь побыстрее переложить все заботы о жилищном фонде с города на горожан.
А что думают о проблемах ТСЖ сами их председатели? Редакции было бы интересно узнать их точку зрения. Пишите нам по адресу: Санкт-Петербург, Большая Морская ул., 47, "Невское время".
Марина ВОЛОДИНА
В Петербурге компанию за повсеместное внедрение ТСЖ начали еще до кодекса. Жилищный комитет, ответственный за эту работу, подробно описывал все выгоды для жильцов. Самое главное - что деньги, собираемые с дома в качестве квартирной платы, не будут уходить в распоряжение местного жилкомсервиса (который тратит их по своему усмотрению), а останутся в распоряжении жильцов. Они могут сами нанимать дворников и сантехников, могут заключить договор с фирмой по обслуживанию домов, могут пригласить управляющую компанию, которая будет за них решать, кого и где лучше нанять. Иными словами, жильцы будут хозяевами своего дома и своих денег. И тогда у нас все будет как за границей или как в старом Петербурге, где в приличных домах на лестницах лежали ковровые дорожки.
Ну а поскольку в нашей стране не привыкать насильно загонять людей в светлое будущее, установлен жесткий срок. До 1 января 2007 года жители обязаны провести собрание и создать ТСЖ. Кто не захочет или не успеет - за него орган управления домом создаст государство. Тогда уж не жалуйтесь.
Процесс создания ТСЖ пошел, но чем больший опыт нарабатывается, тем больше у рядовых горожан возникало сомнений в эффективности новой формы. Чиновники - пропагандисты ТСЖ как-то очень невнятно, вскользь упоминают о том, что с момента создания товарищества на него ложатся и все без исключения расходы по содержанию дома - вплоть до капитального ремонта. Если даже те весьма немалые деньги, которые горожане платят сейчас за свои квартиры, целиком уходят на текущее обслуживание, насколько же поднимать квартплату, чтобы собрать средства хотя бы на текущий ремонт?
Разумеется, утвержденные городскими властями тарифы оплаты жилья никто изменять не вправе. Зато ТСЖ или выбранная товариществом управляющая компания вправе поставить вопрос о различных целевых сборах. И с учетом традиционной пассивности населения, не любящего ходить на собрания, вопрос решается положительно в узком кругу.
Однако даже те, кто лояльно относится к реформе, задаются вопросом: почему городские дома, 60 процентов которых требуют серьезного ремонта или находятся в предаварийном состоянии, передаются на ответственность ТСЖ, не будучи приведенными сначала в соответствие с жилищными нормами?
Правда, как объясняют в жилищном комитете, город вовсе не отказывается от выделения денег на ремонт жилья. Но вести эти ремонты будет по своему плану. Если все ТСЖ будут ждать, когда до них дойдет городская очередь, половина домов просто не доживет до ремонта. Так что волей-неволей придется ремонтировать самим.
С законом спорить трудно. Коли уж решило государство записать всех в домовладельцы - так тому и быть. И поэтому единственным полем для маневра жильцов остается возможность выбора, кому поручить управление домом. Если в ЖСК, которые десятилетиями накапливали опыт, есть опытные управленческие кадры, то руководители новых ТСЖ предпочитают довериться профессиональным управляющим компаниям, тем более что именно этот путь рекомендуют городские власти.
Ассортимент управленцев велик - выбирай, кого хочешь. Сейчас в коммунальном хозяйстве задействованы 46 жилкомсервисов и около 100 частных компаний, большинство из которых обслуживает по несколько домов. Однако нареканий на работу управляющих компаний настолько много, что председатель жилищного комитета Юнис Лукманов был вынужден признать - реформа идет не так, как планировалась, а управляющие компании не справляются с возложенными на них обязанностями. И даже пообещал применить к недобросовестным управленцам карательные меры в виде включения в черный список и отказа в будущем от заключения договоров с государством.
Поэтому многие, не доверяя частникам, остаются под эгидой жилкомсервисов. Но эффективность сотрудничества с ними печально известна. Она не лучше, чем с бывшими ЖЭС. Есть и еще один вариант - управлять домом могут непосредственно сами ТСЖ. За это с воодушевлением взялись многие, однако зачастую за управленческую работу пытались приняться люди некомпетентные в этой области, пенсионеры, посчитавшие это легким трудом за несколько тысяч рублей, которые можно прибавить к пенсии. Результаты оказались плачевными. Где-то при неполадках с электричеством или водоснабжением аварийки отказывались приезжать, так как ТСЖ не заключило с ними договоров, а где-то неприятности были и посерьезнее, как в Калининском районе: там ТСЖ просто стало банкротом. И немудрено. К управлению многоквартирным домом надо готовиться психологически, финансово, законодательно. Ведь после того как ТСЖ берет дом на свой баланс, вся ответственность за его эксплуатацию ложится на плечи жильцов. Надо перезаключать все договоры с монополистами, поставщиками коммунальных услуг, организовать деятельность ТСЖ как юридического лица. Причем необходимо учитывать, что деньги, поступающие на счет ТСЖ из кармана жильцов, - не целевое финансирование, а выручка, и ТСЖ обязано платить с нее НДС и налог на прибыль. Сможет ли ТСЖ иметь штаты квалифицированных управляющих, разбирающихся в бухгалтерии, экономических, технических, кадровых и юридических вопросах? Это крайне сложно. Трудности с управлением послужили причиной того, что, например, ТСЖ дома № 94 по Гражданскому пр., находясь на самообслуживании в течение года, задолжало монополисту 700 тыс. рублей.
Так чего же больше в навязанных народу товариществах - плюсов или минусов? В одной фразе не ответишь. Главный минус ТСЖ - то, что на них (то есть на жильцов) возложена обязанность ремонта домов. Плюс в том, что в новых, не требующих пока ремонта домах, в которых не менее 300-350 квартир и которым повезло с грамотными управленцами, товарищества имеют огромную, исчисляемую миллионами рублей экономию средств. То есть собираемых ими денег хватает на все нужды и еще остается на будущее. К сожалению, таких домов в городе считаные проценты от общего числа.
Короче говоря, реформу нужно продолжать, но не гнать ее ударными темпами, стараясь побыстрее переложить все заботы о жилищном фонде с города на горожан.
А что думают о проблемах ТСЖ сами их председатели? Редакции было бы интересно узнать их точку зрения. Пишите нам по адресу: Санкт-Петербург, Большая Морская ул., 47, "Невское время".
Марина ВОЛОДИНА