Культура
СЕРГЕЙ ШНУРОВ: "ЛЮДЯМ СКУЧНО ЖИТЬ, А Я ДЕЛАЮ ИМ НОВОСТИ"
29 мартa
Сердцем не стареть
- Вашу музыку обычно называют роком, но вы сами не раз говорили, что сейчас нет музыкальных направлений, а есть только постмодернизм. Все же могли бы как-то определить направление, в котором работаете, и закономерно ли его называть роком?
- Я думаю, конечно, это не рок. Рок-музыка - это, наверное, ACDC, в таком чистом понимании. А все остальное... Гитарная музыка - это не все рок. Ну и рок-н-ролл умер где-то в районе Вудстока. Где-то там его похоронили.
- Что в таком случае представляют из себя современные русские рок-группы?
- Это опять же постмодернизм, стилизация под некую свободу.
- Вы говорили, что нельзя серьезно относиться к песням, которые вы пишете, а группа - это серьезное мероприятие?
- Я вообще серьезными вещами не занимаюсь.
- По-вашему, с чем связана ваша популярность?
- Группа "Ленинград" появилась в то время, когда, на мой взгляд, везде властвовал мейнстрим. А, не побоюсь этого слова, пассионариям слушать было нечего.
- Вы наверняка лукавили, когда говорили, что группа родилась на пустом месте - без директоров и продюсеров. Как удалось пробиться через глыбу шоу-бизнеса?
- Все просто. Мы появились в 1998 году в пику довольно сильному клубному движению и завоевали свою популярность, выступая по клубам.
- С каких клубов начинали выступать?
- Первое выступление было в "Фишке" в Петербурге, на Пушкинской, 10. Мы дети того андеграунда. И наша первая репетиционная точка была именно там.
Соленые слова и пресная жизнь
- Вы пробовали обходиться в песнях без мата? Совсем?
- У меня очень много пластинок с текстами без мата. Абсолютно без мата.
- Для чего в таком случае ненормативная лексика в творчестве?
- Истинно интеллигентный человек защищается в жизни абсолютно от всего при помощи мата. Хотя последний - явно не определяющий фактор интеллигентности. У мата есть и еще одна функция - он снимает барьеры между общающимися людьми. Это своеобразный показатель того, что ты доверяешь человеку, при котором позволяешь себе резкое словцо.
- Но ирония текстов ваших песен понятна взрослым людям. А что касается молодежи... Не думаете, что воспитываете дурновкусие?
- Я думаю, что нет. Просто дураков всегда много, и их не переучить. Поэтому уму-разуму учить бесполезно.
- Кому адресованы ваши песни и кто в итоге их слушает?
- Надеюсь, что слушают думающие люди. Но на самом деле невозможно оградить свое искусство от "лишних" людей... Как Ницше говорил: "Оградите мое учение от свиней". Но это даже у него не получилось.
- Против кого направлен ваш эпатаж?
- Не против людей. Мне искренне нравится посмеяться над какой-нибудь глупостью. Глупость существует не для того, чтобы с ней бороться, а чтобы смеяться.
- С возрастом эпатаж не проходит? Как думаете, долго еще продержитесь в андеграунде - не в смысле художественного направления, а в жизненном?
- Не знаю. По крайней мере, постараюсь, как в песне: "Главное, ребята - сердцем не стареть!"
- Если судить объективно - у вас есть неудачные песни?
- Я не знаю, но порой мне кажется, что некоторые песни конечно неудачные. Собственно говоря, когда за восемь лет существования записано около десяти альбомов, понятно, что попадаются какие-то неудачные вещи. Бог-то с ними.
- Случается, что вы чувствуете себя неловко из-за своего творчества, песен?
- Иногда мне кажется, что среди тех вещей, которые я изрекаю, есть какие-то вещи буквально чудовищные.
- И сами же пугаетесь?..
- Как слушатель - да.
- Вы очень разный не только в клипах, на экране, но и когда даете интервью. Вы хамелеон по жизни, или это рекламная стратегия?
- Да нет, все то же самое. Я веду себя интуитивно и делаю то, что мне нравится. Я никогда себя не насилую и не буду снимать штаны только потому, что это надо. Если мне хочется, я это делаю, если не хочется - меня хрен заставишь.
- Ваш последний альбом "Хлеб" музыкальные критики уже назвали лучшим в вашем творчестве. Как вы прокомментируете это?
- Лучший? Любые критики - субъективны. Кому-то понравилось, кому-то - нет. Поэтому невозможно относиться к их мнениям как-то серьезно. Просто он довольно современно звучит.
- Предыдущий альбом был совместным - с группой Tiger Lilies. Как с ними работалось?
- Очень просто, замечательно и хорошо работалось.
- На каком языке общались - на английском или они русский выучили?
- Мы, наверное, как животные разговаривали. Все музыканты не очень далекие люди. О чем нам говорить друг с другом?
- Выступления и пластинки Tiger Lilies запрещены на родине, хотя вроде бы живут в демократической стране. Вас не пускают с концертами в Москву. Что, по-вашему, все же стоит разрешать и запрещать в демократической стране?
- Если говорить о моем мнении о Tiger Lilies, то карикатуры точно рисовали не они. И неофашистами их тоже нельзя называть. А демократическое общество - это миф. Что такое демократия? Я, честно говоря, не знаю. Я считаю, что наши депутаты страшно далеки от народа. Поэтому это не есть власть народа. С другой стороны, кухарка не может быть политиком. Я в этом убежден.
- На какие песни вы снимаете клипы, в этом есть некая выборочность?
- Пока мы больше не снимаем клипов. Я много занят в кино как композитор. И пока это меня устраивает.
- С чем это связано?
- Музыкальное телевидение себя исчерпало. Я включаю музыкальный канал и вижу, как там делают машины, едят на скорость всякую дрянь. К музыке это не имеет никакого отношения.
Лирический герой не нашего времени
- Как к вам относятся коллеги по шоу-бизнесу?
- Полагаю, они привыкли к тому, что мы существуем. А что им еще остается делать? Просто мимо такого явления, как мы, не пройдешь. И невозможно на нас не обращать внимания или агрессивно нападать - это глупо совершенно. Сколько бы нас ни шпыняли, ни запрещали - мы все равно есть и куда-то движемся.
- Много гастролируете?
- В последнее время - нет. Мы в основном играем за границей.
- Отсутствие перевода иностранцев смущает или, наоборот, радует?
- Все очень просто. Мы, когда не знали английского, слушали "Битлз". Поют и поют, мелодично, хорошо. Опять же нет такого иностранца, который на уик-энд не хочет стать русским. Угар, кайф, замечательно. Хотя мало что понимают.
- В литературном произведении существует понятие "лирического героя". Шнур - это лирический герой нашего времени?
- Нет. Я боюсь, что этот герой немножко устарел и остался где-то на рубеже XX-XIX века. Сейчас Шнур - уже не герой нашего времени.
- Кто он теперь?
- Не знаю. Но быть алкоголиком - точно уже не модно.
- Их место заняли наркоманы?
- Нет. Это тоже было в середине 90-х. Там было наркоманов очень много. Сейчас наркоманы естественным образом умирают.
- То есть сейчас стадия определения?
- Сейчас стадия застоя. Где-то это даже можно сравнить с пуританскими восьмидесятыми.
Не кино, не вино и не домино
- Есть у вас философия жизни, что называется, на каждый день?
- Не знаю. Наверное, человеком остаться, что очень сложно.
- В конце прошлого года вы выступили в роли ведущего попсового мероприятия - церемонии премии MTV.
- Я там был ведущим, а не борющимся за приз, и свысока наблюдал за всем происходящим. А происходящее - современный шоу-бизнес - напоминает банку с опарышами, которые уже давно все друг друга измацали и облапали. К тому же на самом деле я просто ничего не боюсь.
- Но это же более подходит вашему стилю.
- Мой стиль - это не придерживаться никакого стиля.
- После дебюта в кино никому не приглянулись из кинорежиссеров, никуда не приглашают?
- Переговоры ведутся. Но вообще я музыку для кино пишу. А сниматься я не люблю и кино не люблю.
- Совсем?
- Мой любимый актер - Брюс Ли.
- И у тех, кто снимает боевики, есть шанс заполучить вас в качестве главного героя?
- Ну да. На роль какого-нибудь плохиша.
- Участие в художественной выставке в Манеже на Исаакиевской - это еще один момент попробовать себя?
- Я писал давно. Ну, так, временами накатывает, это называется. Я не могу сказать, что я этим занимаюсь серьезно. Во всяком случае, не так, как это было в 1995 году.
- Что эта выставка вам дала?
- По крайней мере - какой-то информационный повод.
- То есть реклама для вас важна?
- Я не гонюсь за рекламой. Зачем? Я - ньюсмейкер. Людям скучно жить - я делаю им новости.
- И какие ближайшие?
- Об этом сейчас глупо говорить. Но мы, наверное, снимем клип и будем его распространять исключительно в интернете.
- Но это не все новости. На последнем концерте вы заявили, что распускаете группу. Это правда?
- Я же сказал, что я - ньюсмейкер. Это, если хотите, рекламный ход. А может быть, я действительно исчерпал себя как лидер группы "Ленинград". Ближайший год это покажет.
Елена ДАНИЛОВА
- Вашу музыку обычно называют роком, но вы сами не раз говорили, что сейчас нет музыкальных направлений, а есть только постмодернизм. Все же могли бы как-то определить направление, в котором работаете, и закономерно ли его называть роком?
- Я думаю, конечно, это не рок. Рок-музыка - это, наверное, ACDC, в таком чистом понимании. А все остальное... Гитарная музыка - это не все рок. Ну и рок-н-ролл умер где-то в районе Вудстока. Где-то там его похоронили.
- Что в таком случае представляют из себя современные русские рок-группы?
- Это опять же постмодернизм, стилизация под некую свободу.
- Вы говорили, что нельзя серьезно относиться к песням, которые вы пишете, а группа - это серьезное мероприятие?
- Я вообще серьезными вещами не занимаюсь.
- По-вашему, с чем связана ваша популярность?
- Группа "Ленинград" появилась в то время, когда, на мой взгляд, везде властвовал мейнстрим. А, не побоюсь этого слова, пассионариям слушать было нечего.
- Вы наверняка лукавили, когда говорили, что группа родилась на пустом месте - без директоров и продюсеров. Как удалось пробиться через глыбу шоу-бизнеса?
- Все просто. Мы появились в 1998 году в пику довольно сильному клубному движению и завоевали свою популярность, выступая по клубам.
- С каких клубов начинали выступать?
- Первое выступление было в "Фишке" в Петербурге, на Пушкинской, 10. Мы дети того андеграунда. И наша первая репетиционная точка была именно там.
Соленые слова и пресная жизнь
- Вы пробовали обходиться в песнях без мата? Совсем?
- У меня очень много пластинок с текстами без мата. Абсолютно без мата.
- Для чего в таком случае ненормативная лексика в творчестве?
- Истинно интеллигентный человек защищается в жизни абсолютно от всего при помощи мата. Хотя последний - явно не определяющий фактор интеллигентности. У мата есть и еще одна функция - он снимает барьеры между общающимися людьми. Это своеобразный показатель того, что ты доверяешь человеку, при котором позволяешь себе резкое словцо.
- Но ирония текстов ваших песен понятна взрослым людям. А что касается молодежи... Не думаете, что воспитываете дурновкусие?
- Я думаю, что нет. Просто дураков всегда много, и их не переучить. Поэтому уму-разуму учить бесполезно.
- Кому адресованы ваши песни и кто в итоге их слушает?
- Надеюсь, что слушают думающие люди. Но на самом деле невозможно оградить свое искусство от "лишних" людей... Как Ницше говорил: "Оградите мое учение от свиней". Но это даже у него не получилось.
- Против кого направлен ваш эпатаж?
- Не против людей. Мне искренне нравится посмеяться над какой-нибудь глупостью. Глупость существует не для того, чтобы с ней бороться, а чтобы смеяться.
- С возрастом эпатаж не проходит? Как думаете, долго еще продержитесь в андеграунде - не в смысле художественного направления, а в жизненном?
- Не знаю. По крайней мере, постараюсь, как в песне: "Главное, ребята - сердцем не стареть!"
- Если судить объективно - у вас есть неудачные песни?
- Я не знаю, но порой мне кажется, что некоторые песни конечно неудачные. Собственно говоря, когда за восемь лет существования записано около десяти альбомов, понятно, что попадаются какие-то неудачные вещи. Бог-то с ними.
- Случается, что вы чувствуете себя неловко из-за своего творчества, песен?
- Иногда мне кажется, что среди тех вещей, которые я изрекаю, есть какие-то вещи буквально чудовищные.
- И сами же пугаетесь?..
- Как слушатель - да.
- Вы очень разный не только в клипах, на экране, но и когда даете интервью. Вы хамелеон по жизни, или это рекламная стратегия?
- Да нет, все то же самое. Я веду себя интуитивно и делаю то, что мне нравится. Я никогда себя не насилую и не буду снимать штаны только потому, что это надо. Если мне хочется, я это делаю, если не хочется - меня хрен заставишь.
- Ваш последний альбом "Хлеб" музыкальные критики уже назвали лучшим в вашем творчестве. Как вы прокомментируете это?
- Лучший? Любые критики - субъективны. Кому-то понравилось, кому-то - нет. Поэтому невозможно относиться к их мнениям как-то серьезно. Просто он довольно современно звучит.
- Предыдущий альбом был совместным - с группой Tiger Lilies. Как с ними работалось?
- Очень просто, замечательно и хорошо работалось.
- На каком языке общались - на английском или они русский выучили?
- Мы, наверное, как животные разговаривали. Все музыканты не очень далекие люди. О чем нам говорить друг с другом?
- Выступления и пластинки Tiger Lilies запрещены на родине, хотя вроде бы живут в демократической стране. Вас не пускают с концертами в Москву. Что, по-вашему, все же стоит разрешать и запрещать в демократической стране?
- Если говорить о моем мнении о Tiger Lilies, то карикатуры точно рисовали не они. И неофашистами их тоже нельзя называть. А демократическое общество - это миф. Что такое демократия? Я, честно говоря, не знаю. Я считаю, что наши депутаты страшно далеки от народа. Поэтому это не есть власть народа. С другой стороны, кухарка не может быть политиком. Я в этом убежден.
- На какие песни вы снимаете клипы, в этом есть некая выборочность?
- Пока мы больше не снимаем клипов. Я много занят в кино как композитор. И пока это меня устраивает.
- С чем это связано?
- Музыкальное телевидение себя исчерпало. Я включаю музыкальный канал и вижу, как там делают машины, едят на скорость всякую дрянь. К музыке это не имеет никакого отношения.
Лирический герой не нашего времени
- Как к вам относятся коллеги по шоу-бизнесу?
- Полагаю, они привыкли к тому, что мы существуем. А что им еще остается делать? Просто мимо такого явления, как мы, не пройдешь. И невозможно на нас не обращать внимания или агрессивно нападать - это глупо совершенно. Сколько бы нас ни шпыняли, ни запрещали - мы все равно есть и куда-то движемся.
- Много гастролируете?
- В последнее время - нет. Мы в основном играем за границей.
- Отсутствие перевода иностранцев смущает или, наоборот, радует?
- Все очень просто. Мы, когда не знали английского, слушали "Битлз". Поют и поют, мелодично, хорошо. Опять же нет такого иностранца, который на уик-энд не хочет стать русским. Угар, кайф, замечательно. Хотя мало что понимают.
- В литературном произведении существует понятие "лирического героя". Шнур - это лирический герой нашего времени?
- Нет. Я боюсь, что этот герой немножко устарел и остался где-то на рубеже XX-XIX века. Сейчас Шнур - уже не герой нашего времени.
- Кто он теперь?
- Не знаю. Но быть алкоголиком - точно уже не модно.
- Их место заняли наркоманы?
- Нет. Это тоже было в середине 90-х. Там было наркоманов очень много. Сейчас наркоманы естественным образом умирают.
- То есть сейчас стадия определения?
- Сейчас стадия застоя. Где-то это даже можно сравнить с пуританскими восьмидесятыми.
Не кино, не вино и не домино
- Есть у вас философия жизни, что называется, на каждый день?
- Не знаю. Наверное, человеком остаться, что очень сложно.
- В конце прошлого года вы выступили в роли ведущего попсового мероприятия - церемонии премии MTV.
- Я там был ведущим, а не борющимся за приз, и свысока наблюдал за всем происходящим. А происходящее - современный шоу-бизнес - напоминает банку с опарышами, которые уже давно все друг друга измацали и облапали. К тому же на самом деле я просто ничего не боюсь.
- Но это же более подходит вашему стилю.
- Мой стиль - это не придерживаться никакого стиля.
- После дебюта в кино никому не приглянулись из кинорежиссеров, никуда не приглашают?
- Переговоры ведутся. Но вообще я музыку для кино пишу. А сниматься я не люблю и кино не люблю.
- Совсем?
- Мой любимый актер - Брюс Ли.
- И у тех, кто снимает боевики, есть шанс заполучить вас в качестве главного героя?
- Ну да. На роль какого-нибудь плохиша.
- Участие в художественной выставке в Манеже на Исаакиевской - это еще один момент попробовать себя?
- Я писал давно. Ну, так, временами накатывает, это называется. Я не могу сказать, что я этим занимаюсь серьезно. Во всяком случае, не так, как это было в 1995 году.
- Что эта выставка вам дала?
- По крайней мере - какой-то информационный повод.
- То есть реклама для вас важна?
- Я не гонюсь за рекламой. Зачем? Я - ньюсмейкер. Людям скучно жить - я делаю им новости.
- И какие ближайшие?
- Об этом сейчас глупо говорить. Но мы, наверное, снимем клип и будем его распространять исключительно в интернете.
- Но это не все новости. На последнем концерте вы заявили, что распускаете группу. Это правда?
- Я же сказал, что я - ньюсмейкер. Это, если хотите, рекламный ход. А может быть, я действительно исчерпал себя как лидер группы "Ленинград". Ближайший год это покажет.
Елена ДАНИЛОВА