Культура
ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ВЕЧЕР С ЗЕВСОМ
29 мартa
В "Воскресном вечере с Соловьевым" выпустили, как сказал бы, наверное, Ленин Владимир Ильич, матерого человечища - заместителя генерального прокурора России Владимира Ильича Колесникова.
Это, доложу я вам, было сильно. И убедительно. У кого больших денег нет, тому все из сказанного большим прокурорским начальником должно было понравиться. Впрочем, у кого они есть, тоже не остались в накладе от проведенного у телевизора вечера. Потому что говорил заместитель генерального прокурора России в том числе и об олигархах: о беглых и не успевших. Впрочем, уверен, разговор такого сочного типажа о "необходимости блюсти букву закона" и "мы не позволим неуважения к нашему Основному закону", как говорится, "внушаит" и служит вроде бы как "устрашением воочию и во плоти". Мало у нас, товарищи, этого непререкаемого уважения к букве и духу. Ну, поди ж ты, нарушь эту основную букву закона, когда в тебя мечут громы и молнии в хорошем артистическом исполнении... Не знаю, как называется это постоянно возникающее ощущение при появлении именно этого человека на экране - особая энергетика, харизма или там какая-нибудь аура... Но мурашки идут. По-моему, пошли они даже у Соловьева, который как-то стушевался, загрустил и благоговейно затих. Ведущий блаженствовал. Потому что он чувствовал - это не просто успех очередного шоу, но в эту "правду продукта" поверят. Тут не надо быть "семи пядей во лбу", надо просто деликатно промолчать, подчеркивая всю драматургию момента. Это вам не какой-нибудь заштатный Жириновский или новый телекликуша Веллер... Блаженны гости в студиях, в которых при их виде робеют матерые шоумены!
Протоколы - в студию!
О чем, кстати, был спектакль? Говорили об олигархах. Говорили, в частности, о недопустимости разночтений в законах. То есть закон один на всех и все перед ним равны. И когда гость, грохоча раскатным эхом, спросил то ли у небес, то ли у Соловьева: "А вы лично, так сказать, сами протоколы читали?" - по Соловьеву вдруг стало видно, что лично он никаких протоколов не читал, хотя это и не имело значения, тем более что вопрос был адресован явно не к нему и не о тех протоколах, но стушевался ведущий еще больше...
Я вам вот что скажу! Именно так и только так, как выглядит в телеэфире Владимир Колесников, и должна выглядеть карающая десница правосудия. Она больше, чем закон. Она - чувственная правда момента. Она и есть сама правда. Она больше, чем правда, - она энергия справедливости. Не верить ей нельзя. А всякий неверящий падет ниц в дорожную пыль униженный и растоптанный...
Подчеркну, мне понравилось все. Но особо - самое драматическое и хорошо поставленное в отечественных телепрограммах последних лет обращение заместителя генерального прокурора к виртуальному олигарху Березовскому. Это была речь Зевса, обращенная к нашкодившему Прометею. Текст привожу по памяти, а громовые раскаты вы уж сами довообразите: "Если ты - мужчина, ты выйди сюда и скажи: суди меня, Россия, за то, в чем виновен! И помилуй, если не виновен! Но ты ведь так не скажешь. И не выйдешь! Потому что ты - трусоватое создание, а не... Все! А то я дальше тут наговорю..." Зевс устал. Между прочим, этот сильнейший драматический момент в передаче спровоцировала скромная и симпатичная девушка, которая спросила у заместителя генерального прокурора: "А почему людей, подобных Березовскому, сначала демонизируют, а потом героизируют?" Наивная такая девочка. "За героизацию не наказывают", - по-прокурорски ответил гость в студии. Из чего априори стало понятно, что период демонизации олигархов тоже давно прошел.
Добрый был атаман Платов
Но дело не в Березовском. Дело было вообще не в олигархах. Просто с помощью участия в популярных телешоу можно теперь... подменять саму работу по приведению всех к равенству перед буквой закона. Вот так вот сочно наорать, как отставной казак Платов на тульских мастеров: "Я ж вам головы поотрываю! Вот вам - тугомент!" - и кулачищем в нос эдак сунуть.
Был раньше такой фильм. Назывался "Авария", действие происходило там же, где сейчас Березовский - на Западе. Так вот, по сюжету крохотные и опрятные старички, живущие в загородном замке, - юристы, судьи и адвокаты на пенсии всегда радовались, когда к ним забредал случайный путник. И они его судили, разумеется, с его согласия, блестяще зная юриспруденцию и все нюансы судебно-правовой системы. Никакого артистизма. Все по правде. Засудили они тогда, кажется, джентльмена, которого играл Адомайтис. И дали срок. И доказали вину. Он потом поехал домой и разбился. От переживаний, что его вот так вот незнакомые обаятельные старикашки-прокуроришки изобличили в преступлении. Вывели на чистую воду.
От чего "тащится" Березовский?
Всем нам есть в чем каяться. Все не без греха: у кого больше, у кого меньше. Но отчего-то наши правоохранительные и карающие органы на виду у всей страны, участвуя в телешоу, предпочитают изображать некий ужасно пафосный и дурной спектакль о том, о чем все в стране знают, - правосудие у нас избирательное и носит политический, то есть заведомо конъюнктурный, характер. Но люди знают и молчат, потому что понимают, раз уж таким здоровым дядькам, как в Генпрокуратуре, этот фортель не по зубам, так что же нам - простым подозреваемым... И про Березовского у нас в стране все давно забыли. Только вот хороший прокурор и не менее блестящий телеартист Владимир Ильич Колесников время от времени напоминает нам об этой "гидре" олигархического капитализма. А Березовскому только того и надо. Ручки потирает. Хихикает... По нему ведь Генеральная прокуратура сработала куда хуже, чем по Ходорковскому. Так ловите же вы их, ловите скорее, дорогие наши прокуроры. Только поменьше телевизионного "наигрыша". А так скромно, как те старички в английском замке. Не надо давать лишнего повода для радости тому же Березовскому: он же от этих программ тащится.
На прошлой неделе в программе у Александра Гордона "2030" светило российской психиатрии академик Татьяна Дмитриева сделала сенсационное заявление: мир сходит с ума. Она так и сказала. Скрытых "психов" все больше. Причина - страхи. Страх - основной телепродукт. "Крыша" у людей "едет" от двух видов страха: страха одиночества и страха перед будущим. Известен академику и источник страхов - СМИ. Но упаси вас боже обвинять в страхонагнетании телевидение. Человек сам мечтает быть запуганным. Это - его допинг. Цепочка такая: сначала желание страха. Затем - "страшная" информация. Потом страх. Зачем нас пугают газеты и журналы, радио и телевидение? Страх - хороший товар. Он объясняет все, не объясняя ничего. Так уж лучше пусть нас пугают профессиональные телеведущие, чем профессиональные прокуроры.
Это вам не какой-нибудь заштатный Жириновский или новый телекликуша Веллер...
Блаженны гости в студиях, в которых при их виде робеют матерые шоумены!
Валерий ТАТАРОВ
Это, доложу я вам, было сильно. И убедительно. У кого больших денег нет, тому все из сказанного большим прокурорским начальником должно было понравиться. Впрочем, у кого они есть, тоже не остались в накладе от проведенного у телевизора вечера. Потому что говорил заместитель генерального прокурора России в том числе и об олигархах: о беглых и не успевших. Впрочем, уверен, разговор такого сочного типажа о "необходимости блюсти букву закона" и "мы не позволим неуважения к нашему Основному закону", как говорится, "внушаит" и служит вроде бы как "устрашением воочию и во плоти". Мало у нас, товарищи, этого непререкаемого уважения к букве и духу. Ну, поди ж ты, нарушь эту основную букву закона, когда в тебя мечут громы и молнии в хорошем артистическом исполнении... Не знаю, как называется это постоянно возникающее ощущение при появлении именно этого человека на экране - особая энергетика, харизма или там какая-нибудь аура... Но мурашки идут. По-моему, пошли они даже у Соловьева, который как-то стушевался, загрустил и благоговейно затих. Ведущий блаженствовал. Потому что он чувствовал - это не просто успех очередного шоу, но в эту "правду продукта" поверят. Тут не надо быть "семи пядей во лбу", надо просто деликатно промолчать, подчеркивая всю драматургию момента. Это вам не какой-нибудь заштатный Жириновский или новый телекликуша Веллер... Блаженны гости в студиях, в которых при их виде робеют матерые шоумены!
Протоколы - в студию!
О чем, кстати, был спектакль? Говорили об олигархах. Говорили, в частности, о недопустимости разночтений в законах. То есть закон один на всех и все перед ним равны. И когда гость, грохоча раскатным эхом, спросил то ли у небес, то ли у Соловьева: "А вы лично, так сказать, сами протоколы читали?" - по Соловьеву вдруг стало видно, что лично он никаких протоколов не читал, хотя это и не имело значения, тем более что вопрос был адресован явно не к нему и не о тех протоколах, но стушевался ведущий еще больше...
Я вам вот что скажу! Именно так и только так, как выглядит в телеэфире Владимир Колесников, и должна выглядеть карающая десница правосудия. Она больше, чем закон. Она - чувственная правда момента. Она и есть сама правда. Она больше, чем правда, - она энергия справедливости. Не верить ей нельзя. А всякий неверящий падет ниц в дорожную пыль униженный и растоптанный...
Подчеркну, мне понравилось все. Но особо - самое драматическое и хорошо поставленное в отечественных телепрограммах последних лет обращение заместителя генерального прокурора к виртуальному олигарху Березовскому. Это была речь Зевса, обращенная к нашкодившему Прометею. Текст привожу по памяти, а громовые раскаты вы уж сами довообразите: "Если ты - мужчина, ты выйди сюда и скажи: суди меня, Россия, за то, в чем виновен! И помилуй, если не виновен! Но ты ведь так не скажешь. И не выйдешь! Потому что ты - трусоватое создание, а не... Все! А то я дальше тут наговорю..." Зевс устал. Между прочим, этот сильнейший драматический момент в передаче спровоцировала скромная и симпатичная девушка, которая спросила у заместителя генерального прокурора: "А почему людей, подобных Березовскому, сначала демонизируют, а потом героизируют?" Наивная такая девочка. "За героизацию не наказывают", - по-прокурорски ответил гость в студии. Из чего априори стало понятно, что период демонизации олигархов тоже давно прошел.
Добрый был атаман Платов
Но дело не в Березовском. Дело было вообще не в олигархах. Просто с помощью участия в популярных телешоу можно теперь... подменять саму работу по приведению всех к равенству перед буквой закона. Вот так вот сочно наорать, как отставной казак Платов на тульских мастеров: "Я ж вам головы поотрываю! Вот вам - тугомент!" - и кулачищем в нос эдак сунуть.
Был раньше такой фильм. Назывался "Авария", действие происходило там же, где сейчас Березовский - на Западе. Так вот, по сюжету крохотные и опрятные старички, живущие в загородном замке, - юристы, судьи и адвокаты на пенсии всегда радовались, когда к ним забредал случайный путник. И они его судили, разумеется, с его согласия, блестяще зная юриспруденцию и все нюансы судебно-правовой системы. Никакого артистизма. Все по правде. Засудили они тогда, кажется, джентльмена, которого играл Адомайтис. И дали срок. И доказали вину. Он потом поехал домой и разбился. От переживаний, что его вот так вот незнакомые обаятельные старикашки-прокуроришки изобличили в преступлении. Вывели на чистую воду.
От чего "тащится" Березовский?
Всем нам есть в чем каяться. Все не без греха: у кого больше, у кого меньше. Но отчего-то наши правоохранительные и карающие органы на виду у всей страны, участвуя в телешоу, предпочитают изображать некий ужасно пафосный и дурной спектакль о том, о чем все в стране знают, - правосудие у нас избирательное и носит политический, то есть заведомо конъюнктурный, характер. Но люди знают и молчат, потому что понимают, раз уж таким здоровым дядькам, как в Генпрокуратуре, этот фортель не по зубам, так что же нам - простым подозреваемым... И про Березовского у нас в стране все давно забыли. Только вот хороший прокурор и не менее блестящий телеартист Владимир Ильич Колесников время от времени напоминает нам об этой "гидре" олигархического капитализма. А Березовскому только того и надо. Ручки потирает. Хихикает... По нему ведь Генеральная прокуратура сработала куда хуже, чем по Ходорковскому. Так ловите же вы их, ловите скорее, дорогие наши прокуроры. Только поменьше телевизионного "наигрыша". А так скромно, как те старички в английском замке. Не надо давать лишнего повода для радости тому же Березовскому: он же от этих программ тащится.
На прошлой неделе в программе у Александра Гордона "2030" светило российской психиатрии академик Татьяна Дмитриева сделала сенсационное заявление: мир сходит с ума. Она так и сказала. Скрытых "психов" все больше. Причина - страхи. Страх - основной телепродукт. "Крыша" у людей "едет" от двух видов страха: страха одиночества и страха перед будущим. Известен академику и источник страхов - СМИ. Но упаси вас боже обвинять в страхонагнетании телевидение. Человек сам мечтает быть запуганным. Это - его допинг. Цепочка такая: сначала желание страха. Затем - "страшная" информация. Потом страх. Зачем нас пугают газеты и журналы, радио и телевидение? Страх - хороший товар. Он объясняет все, не объясняя ничего. Так уж лучше пусть нас пугают профессиональные телеведущие, чем профессиональные прокуроры.
Это вам не какой-нибудь заштатный Жириновский или новый телекликуша Веллер...
Блаженны гости в студиях, в которых при их виде робеют матерые шоумены!
Валерий ТАТАРОВ