Культура
ФЕСТИВАЛЮ "МАРИИНСКИЙ" - "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
30 мартa
На завершившемся VI международном фестивале балета "Мариинский" всего было по три: три репертуарных спектакля с приглашенными звездами, три бенефиса, три вечера с пометкой "премьера" в афише (две "Ундины" и проект "Новые имена") и три новых постановки молодых хореографов. Да и сам фестиваль прошел вполне удовлетворительно, правда, без неожиданных открытий и трепетных откровений.
Из репертуарных спектаклей, при всем уважении к именам и мастерству приехавших звезд, номером один стало "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной и Ильей Кузнецовым (Ротбарт). Одетта-Одилия Лопаткиной в представлении не нуждается, и все же, не раз видев ее в коронной партии и понимая, насколько несоотносим с ней никакой пафос слов, не побоюсь сказать, что спектакль оставил ощущение, что вот оно, настоящее Искусство, где суть не столько в щедром подарке природы, удлиненных невероятной красоты линиях, не столько в достижениях и поиске в технике и в роли, сколько в наполненности танца внутренней личностной энергетикой, которая завораживает, не позволяет отвести глаз от движений, а после побуждает к размышлениям. И нервный, действительно сказочный и злой волшебник Кузнецова был достоин Лебедя Лопаткиной.
В бенефисах самым интересным было представление новинок, хореографии, поставленной специально на бенефициантов: новинкой Николая Цискаридзе была "Кармен" Ролана Пети, в которой он побывал и Тореодором, и цыганкой, и Хозе, Фарух Рузиматов попробовал прикоснуться к фламенко, а Игорь Зеленский делился напряженными переживаниями судьбы художника театра в Concerto Grosso Аллы Сигаловой.
Трио премьер молодых хореографов получилось разнообразным по пластике, по музыке и по организации танцевального материала. В "Мещанине во дворянстве" москвича Никиты Дмитриевского на музыку Рихарда Штрауса при оригинальных находках пластических решений, с юмором поставленных трио и соло не получилось сюжетно выстроенного спектакля, в суете смены сцен потерялась драматургия. "Шинель" американца Ноа Д. Гелбера прозвучала вполне в гоголевском духе - нашлось в ней место и фантасмагории, и трагедии не только благодаря выдумке хореографа, а во многом благодаря ярким актерским работам Андрея Иванова (Акакий) и Ислома Баймурадова (Портной).
Заключительный гала-концерт не стал исключением из логики триединств фестиваля: три дуэта составили его кульминацию - воплощение эмоций, Диана Вишнева и Андрей Меркурьев в порывистом воздушном дуэте Ратманского из "Золушки", искренняя и смелая в поддержках пара, Алина Кожокару и Йохан Кобборг в "Манон" и Ульяна Лопаткина и Илья Кузнецов в только что подготовленном с самим хореографом Trois Gnossiennes Ханса ван Манена. Это геометрически выверенная синхронность, медитативная сосредоточенность партнеров на музыке Эрика Сати. Пожалуй, этот дуэт вполне искупил всю не слишком фестивальную ровность "Мариинского".
Ольга МАКАРОВА
Из репертуарных спектаклей, при всем уважении к именам и мастерству приехавших звезд, номером один стало "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной и Ильей Кузнецовым (Ротбарт). Одетта-Одилия Лопаткиной в представлении не нуждается, и все же, не раз видев ее в коронной партии и понимая, насколько несоотносим с ней никакой пафос слов, не побоюсь сказать, что спектакль оставил ощущение, что вот оно, настоящее Искусство, где суть не столько в щедром подарке природы, удлиненных невероятной красоты линиях, не столько в достижениях и поиске в технике и в роли, сколько в наполненности танца внутренней личностной энергетикой, которая завораживает, не позволяет отвести глаз от движений, а после побуждает к размышлениям. И нервный, действительно сказочный и злой волшебник Кузнецова был достоин Лебедя Лопаткиной.
В бенефисах самым интересным было представление новинок, хореографии, поставленной специально на бенефициантов: новинкой Николая Цискаридзе была "Кармен" Ролана Пети, в которой он побывал и Тореодором, и цыганкой, и Хозе, Фарух Рузиматов попробовал прикоснуться к фламенко, а Игорь Зеленский делился напряженными переживаниями судьбы художника театра в Concerto Grosso Аллы Сигаловой.
Трио премьер молодых хореографов получилось разнообразным по пластике, по музыке и по организации танцевального материала. В "Мещанине во дворянстве" москвича Никиты Дмитриевского на музыку Рихарда Штрауса при оригинальных находках пластических решений, с юмором поставленных трио и соло не получилось сюжетно выстроенного спектакля, в суете смены сцен потерялась драматургия. "Шинель" американца Ноа Д. Гелбера прозвучала вполне в гоголевском духе - нашлось в ней место и фантасмагории, и трагедии не только благодаря выдумке хореографа, а во многом благодаря ярким актерским работам Андрея Иванова (Акакий) и Ислома Баймурадова (Портной).
Заключительный гала-концерт не стал исключением из логики триединств фестиваля: три дуэта составили его кульминацию - воплощение эмоций, Диана Вишнева и Андрей Меркурьев в порывистом воздушном дуэте Ратманского из "Золушки", искренняя и смелая в поддержках пара, Алина Кожокару и Йохан Кобборг в "Манон" и Ульяна Лопаткина и Илья Кузнецов в только что подготовленном с самим хореографом Trois Gnossiennes Ханса ван Манена. Это геометрически выверенная синхронность, медитативная сосредоточенность партнеров на музыке Эрика Сати. Пожалуй, этот дуэт вполне искупил всю не слишком фестивальную ровность "Мариинского".
Ольга МАКАРОВА