Культура
МАРИС ЯНСОНС ОСТАЛСЯ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ
01 апреля
По иронии судьбы у маэстро, который в феврале стал лауреатом "Грэмми" за исполнение 13-й симфонии Шостаковича, до сих пор петербургская прописка. "Многие считают, что я уехал из Петербурга, - рассказывает Марис Янсонс. - Я работал здесь до 1999 года, но никогда не уезжал. Я живу в этом городе и приезжаю сюда".
Марис Янсонс стал петербуржцем в 15 лет, променяв Ригу на город на Неве. Он учился и преподавал в Петербургской консерватории, работал до 1999 года в Филармонии. Но потом жизнь изменилась, времена были сложные и дирижер уехал на Запад, где успел прославить симфонический оркестр в Осло и поработать в нескольких коллективах, названия которых внушают уважение любому меломану (симфонический оркестр и хор Баварского радио, Венский и Берлинский филармонические оркестры). Тем не менее, встречаясь в Европе с другими своими русскими коллегами - Кисиным, Спиваковым, Ростроповичем, Венгеровым, он до сих пор вспоминает свои alma mater. "Если бы не десятилетка в переулке Матвеева, Консерватория, Филармония, я бы никогда не стал музыкантом, и тем более не занимал такое место в мире", - говорит дирижер.
К нему постоянно идут молодые композиторы и музыканты со своими записями на CD. "Для того чтобы все их прослушать, мне надо было бы три жизни", - шутит музыкант. Тем не менее современную музыку Марис Янсонс слушает. "Очень надо следить за тем, что происходит в мире, и особенно за тем, какие произведения исполняются. Современная музыка - это проблема. Она не всегда может быть высококачественной, и публика не всегда ее чувствует, но идти в ногу со временем дирижер должен. Он не может, как музейный работник, дирижировать только то, что было написано в XIX или начале ХХ века".
В Петербурге Марис Янсонс только на неделю. Как говорит дирижер, никаких планов на это время у него нет. "Я часто приезжаю сюда, распаковываю чемоданы, подготавливаюсь к следующему концерту (на следующей неделе у меня "Реквием" Верди в Мюнхене), запаковываюсь и опять уезжаю - это нормально. Если иногда успеваю, бегу в театр - в БДТ или в Филармонию, Мариинку. Я люблю посещать репетиции моих коллег. Предела качеству нет, и обмен такими впечатлениями очень важен".
В этот свой приезд Марис Янсонс не даст концерта в Петербурге. Но собирается выступить в своем городе летом - в июле на фестивале Мариинского театра "Звезды белых ночей". Тогда он исполнит Шестую симфонию Шостаковича, первый фортепианный концерт с Денисом Мацуевым и "Итальянское каприччио" Чайковского.
Алина ЦИОПА
Марис Янсонс стал петербуржцем в 15 лет, променяв Ригу на город на Неве. Он учился и преподавал в Петербургской консерватории, работал до 1999 года в Филармонии. Но потом жизнь изменилась, времена были сложные и дирижер уехал на Запад, где успел прославить симфонический оркестр в Осло и поработать в нескольких коллективах, названия которых внушают уважение любому меломану (симфонический оркестр и хор Баварского радио, Венский и Берлинский филармонические оркестры). Тем не менее, встречаясь в Европе с другими своими русскими коллегами - Кисиным, Спиваковым, Ростроповичем, Венгеровым, он до сих пор вспоминает свои alma mater. "Если бы не десятилетка в переулке Матвеева, Консерватория, Филармония, я бы никогда не стал музыкантом, и тем более не занимал такое место в мире", - говорит дирижер.
К нему постоянно идут молодые композиторы и музыканты со своими записями на CD. "Для того чтобы все их прослушать, мне надо было бы три жизни", - шутит музыкант. Тем не менее современную музыку Марис Янсонс слушает. "Очень надо следить за тем, что происходит в мире, и особенно за тем, какие произведения исполняются. Современная музыка - это проблема. Она не всегда может быть высококачественной, и публика не всегда ее чувствует, но идти в ногу со временем дирижер должен. Он не может, как музейный работник, дирижировать только то, что было написано в XIX или начале ХХ века".
В Петербурге Марис Янсонс только на неделю. Как говорит дирижер, никаких планов на это время у него нет. "Я часто приезжаю сюда, распаковываю чемоданы, подготавливаюсь к следующему концерту (на следующей неделе у меня "Реквием" Верди в Мюнхене), запаковываюсь и опять уезжаю - это нормально. Если иногда успеваю, бегу в театр - в БДТ или в Филармонию, Мариинку. Я люблю посещать репетиции моих коллег. Предела качеству нет, и обмен такими впечатлениями очень важен".
В этот свой приезд Марис Янсонс не даст концерта в Петербурге. Но собирается выступить в своем городе летом - в июле на фестивале Мариинского театра "Звезды белых ночей". Тогда он исполнит Шестую симфонию Шостаковича, первый фортепианный концерт с Денисом Мацуевым и "Итальянское каприччио" Чайковского.
Алина ЦИОПА