Культура
ЛЮБОВНЫЙ КИНОРОМАН О СТАЛИНИЗМЕ
06 апреля
В основе нового фильма Станислава Говорухина "Не хлебом единым" одноименный культовый роман Владимира Дудинцева. Само название книги стало афористичным, а память о ней дожила до перестроечных лет, когда роман был переиздан. И вряд ли кого удивил тот факт, что за его экранизацию взялся Станислав Говорухин.
История о том, как школьный учитель физики Лопаткин (Михаил Елисеев) изобрел новый способ изготовления труб, решена режиссером в черно-белых тонах. Изумительная графичность визуального решения фильма (оператор Юрий Клименко) завораживает и подталкивает зрительское воображение ко вполне внятным ассоциациям с кинохроникой тех лет, о которых рассказывает картина. Мелодраматичность сценария (автор Владимир Валуцкий) была определена сюжетными конструкциями литературного первоисточника. Ведь надо же было такому случиться, что именно супруга главного бюрократа от производства Дроздова (Виктор Сухоруков) полюбила того самого изобретателя Лопаткина.
В фильме Говорухина драматизм отношениям главной любовной пары - Лопаткина и Надежды (Светлана Ходченкова) - придает чисто производственное столкновение изобретателя с мужем его возлюбленной. Впрочем, и Виктор Сухоруков, и Светлана Ходченкова не идеологизируют конфликт нового со старым в сфере интима. Здесь режиссер проявил мудрость и сдержанность, прекрасно понимая, что основным мотивом сострадания Надежды герою была именно женская жалость, позже выросшая в более серьезное чувство. Светлана Ходченкова значительно выросла в актерском плане после того, как снялась в предыдущей картине Говорухина "Благословите женщину". Ее реакции не так плакатны, а интонация мудрой и уверенной в себе женщины придает ее героине реальную живость и обаяние. С такой подругой изобретатель Лопаткин просто обязан победить всех бюрократов на свете. Правда, перед этим ему придется отсидеть небольшой срок, потому что не соблюдал государственной тайны. О чем ему и поведал следователь военной прокуратуры (очередной классный эпизод в исполнении Евгения Гришковца).
Однако мир не без добрых людей. И бравый добрый генерал (Александр Розенбаум) вызволяет беднягу-изобретателя из лагеря и устраивает его в свою тюремную шарашку. Здесь-то и возникает невольная полемика фильма Говорухина с недавней экранизацией "В круге первом" Глеба Панфилова и более ранней картиной Алексея Германа "Хрусталев, машину!".
У Станислава Говорухина этот фильм - более или менее честная попытка увидеть и проявить для зрителей разные лики той эпохи, которую теперь называют сталинской. Ведь были и жили в ней не только сволочи и бюрократы, но и люди благородные, романтичные, порядочные. Об этом и фильм, который оказался абсолютно телевизионным, рассчитанным на домашнее восприятие.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
История о том, как школьный учитель физики Лопаткин (Михаил Елисеев) изобрел новый способ изготовления труб, решена режиссером в черно-белых тонах. Изумительная графичность визуального решения фильма (оператор Юрий Клименко) завораживает и подталкивает зрительское воображение ко вполне внятным ассоциациям с кинохроникой тех лет, о которых рассказывает картина. Мелодраматичность сценария (автор Владимир Валуцкий) была определена сюжетными конструкциями литературного первоисточника. Ведь надо же было такому случиться, что именно супруга главного бюрократа от производства Дроздова (Виктор Сухоруков) полюбила того самого изобретателя Лопаткина.
В фильме Говорухина драматизм отношениям главной любовной пары - Лопаткина и Надежды (Светлана Ходченкова) - придает чисто производственное столкновение изобретателя с мужем его возлюбленной. Впрочем, и Виктор Сухоруков, и Светлана Ходченкова не идеологизируют конфликт нового со старым в сфере интима. Здесь режиссер проявил мудрость и сдержанность, прекрасно понимая, что основным мотивом сострадания Надежды герою была именно женская жалость, позже выросшая в более серьезное чувство. Светлана Ходченкова значительно выросла в актерском плане после того, как снялась в предыдущей картине Говорухина "Благословите женщину". Ее реакции не так плакатны, а интонация мудрой и уверенной в себе женщины придает ее героине реальную живость и обаяние. С такой подругой изобретатель Лопаткин просто обязан победить всех бюрократов на свете. Правда, перед этим ему придется отсидеть небольшой срок, потому что не соблюдал государственной тайны. О чем ему и поведал следователь военной прокуратуры (очередной классный эпизод в исполнении Евгения Гришковца).
Однако мир не без добрых людей. И бравый добрый генерал (Александр Розенбаум) вызволяет беднягу-изобретателя из лагеря и устраивает его в свою тюремную шарашку. Здесь-то и возникает невольная полемика фильма Говорухина с недавней экранизацией "В круге первом" Глеба Панфилова и более ранней картиной Алексея Германа "Хрусталев, машину!".
У Станислава Говорухина этот фильм - более или менее честная попытка увидеть и проявить для зрителей разные лики той эпохи, которую теперь называют сталинской. Ведь были и жили в ней не только сволочи и бюрократы, но и люди благородные, романтичные, порядочные. Об этом и фильм, который оказался абсолютно телевизионным, рассчитанным на домашнее восприятие.
Сергей ИЛЬЧЕНКО