Общество

РОССИЯ ПЕРЕЖИВАЕТ ЭКСПАНСИЮ ЗЛА

08 апреля
Правозащитники против правозащитников

Принятием альтернативной концепции прав человека завершился Х Всемирный русский народный собор "Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке". Вообще-то, нынешний форум замышляли посвятить "человеку на почве" - крестьянину, трудами которого кормится страна. Поэтому слово "земля" и было вынесено в название форума, собравшего политиков, священнослужителей, предпринимателей, литераторов из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Но неожиданно собрание изменило тему. Главным в его деятельности стала выработка защиты от того, что участники собора называли невиданным разгулом греха и безнравственности.
Документ, о содержании которого рассказал сопредседатель собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в первый день заседаний, породил массу противников среди правозащитников либеральной ориентации. Материалы ряда СМИ настойчиво проводят мысль, озвученную известным правозащитником Львом Пономаревым, что Церковь хочет взять да и навязать России и миру свою идеологию. Однако другие правозащитники, посвятившие жизнь отстаиванию прав и свобод, основанных на Евангелии, полностью разделяют позицию собора.

Поклонение джинну из бутылки

Известный в свое время диссидент Александр Огородников прошел 9 лет советских тюрем и лагерей, но он далек от тех, кто считает, что Церковь намерена попрать человеческие права в российском обществе, свободном и демократическом. Огородников предостерегает от чрезмерного увлечения западными ценностями:
- От защиты прав людей по всему миру многие организации перешли к агрессивным нападкам на тех политиков, которые не поддерживают идею проведения гей-парадов. Священники, осмеливающиеся назвать грех своим именем, - под судом.
Приверженцы возвращения к традиционным ценностям рисуют неприглядную картину современного мира. По их мнению, джинн, когда-то выпущенный из бутылки в США и странах Европы, набрал силу и требует безусловного поклонения от других народов, издревле полагавших, что подлинная свобода всегда без греха, а демократия не распущенность. Православные скорбят, что дожили до "светлых дней", когда люди, открыто исповедующие извращенную любовь, не только заявляют о своем праве на грех, но и требуют всех несогласных с ними упрятать за решетку, как это случилось с протестантским пастором из Америки, осмелившимся обличить гомосексуализм.
Указывают традиционалисты и на множество других примет "прекрасного нового мира". Нельзя, например, не заметить на улицах множество людей, беззастенчиво пьющих пиво, - от школьников до стариков. Никто их не штрафует, и города превращаются в большую пивную. Государственная дума по-прежнему повышает штрафные ставки, но ни эти, ни другие "антипивные" меры попросту не работают. Обилие курящих подростков и даже детей уже не поддается никакому учету. "И куда мы катимся? - вопрошают почвенники. - В какой увязнем трясине и с чем предстанем перед Судом Божиим?.. С воздыханиями о единой и неделимой Империи, которую разрушили собственными грехами, а теперь легализуем еще и чужие?"...

Православие отвечает на вызов

Многие в связи с этим вновь обратились к апокалиптическим настроениям: дескать, все, чаша Господня переполнена, миру конец. Но они обязаны сознавать, что, пока жива Церковь, пока она имеет доступные ей способы влияния на общество, христиане не должны оставаться безучастными к засилью зла. "Православная традиция, являющаяся культурообразующей для русской цивилизации, не может не ответить на этот вызов, иначе русский мир превратится в маргинальное явление в современном мире", - говорит митрополит Кирилл. Ради этой борьбы, собственно, и существует Всемирный русский народный собор.
Но чтобы справиться со злом, считает митрополит Кирилл, Церковь и государство должны объединить усилия. Для этого "законодательство должно быть чутким к нравственным нормам, господствующим в обществе, а "государственный аппарат не должен сам определять, что хорошо, а что плохо, но в то же время в законодательстве должны быть отражены нравственные нормы, разделяемые большинством общества".
Как выглядит это на практике? В первую очередь следует запретить рекламу спиртного и табака, отказаться от использования в коммерческих целях половых инстинктов - словом, избегнуть всего, что способствует разрушению человеческого здоровья и нравственных ценностей (во многом здоровье и составляющих).
Речь владыки произвела большое впечатление и обильно цитировалась СМИ. Однако были на соборе высказывания не менее сильные не только из уст архиереев, но и светских людей, и даже политиков. Ибо в нашем обществе пока существуют политики, полагающие, что Россия без Христа погибнет. "Вступает ли признание концепции прав человека и следование вытекающим из нее нормам в том виде, в котором они воплощаются в современном западном обществе, в противоречие с замыслом Бога о человеке?" - так поставила вопрос вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, выступая при открытии собора. В отличие от министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, выступившего с оккультной идеей поиска "мировой души", Любовь Слиска опиралась в своем докладе на выводы современных православных богословов и иерархов.

Свобода для дебилов

Западной концепцией прав человека, полагает владыка Кирилл, часто "прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей". В понятие человеческих прав и свобод проникают "идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным, представлениям о человеке". И если права человека декларирует само государство, то не случится ли так, что это государство будет не только попустительствовать злу, но и принуждать к его исполнению? Страшная перспектива...
Бог даровал человеку свободу, но эта свобода, - подчеркивают защитники православной морали, - свобода от греха. Вот, например, показательная история, как учитель музыки в одной из школ города Пикалево Ленинградской области проводил уроки пения. Этот педагог включал на всю громкость "металл" (пагубное влияние этого направления рок-музыки признано даже медиками), и дети были вынуждены слушать это в течение всего учебного часа. Ученики и родители протестовали? Разумеется. Но сам директор ничего не мог сделать с "меломаном", потому что школа получала дополнительный доход от дискотек, которые тот проводил. О какой же свободе в данном случае идет речь? Свободе лепить из детей дебилов?
Увы, подобные примеры можно встретить почти на каждом шагу. Очевидно, что заявляемая свобода часто оборачивается невиданным тоталитаризмом: школьник должен лишать себя девственности только потому, что "так делают в кино", дырявить ноздри, уши и другие части тела, "как все", смотреть и обсуждать полуживотные реалити-шоу только ради того, чтобы не прослыть среди сверстников белой вороной.
Если мы хотим сохраниться как народ с великой культурой, носителями которой тысячелетие являются не только русский, но и другие народы нашего многонационального Отечества, злу необходимо положить предел. Так считают и участники прошедшего собора, и еще множество россиян. Наступившее тысячелетие в очередной раз подтвердило пророческие слова Достоевского о том, что "если нет Бога, то все дозволено". Господь даровал человеку свободу. Теперь мы должны ею распорядиться. Россия в очередной раз поставлена перед выбором: снова ли купиться на приманку "общечеловеческих ценностей", откуда исторгнута самая мысль о Боге, или же встать на путь, проторенный русскими святыми - от равноапостольного князя Владимира до новомучеников и исповедников века двадцатого.
Декларация собора о правах и достоинстве человека была принята от имени русской цивилизации. Слишком долго наша страна пользовалась авторитетом лишь благодаря количеству ядерных боеголовок. Пора уже миру услышать голос Святой Руси, а то он стал уже его забывать. Трудно оценить последствия принятия православной декларации прав человека, но уже понятно, что они будут очень значительны. Традиционная российская духовность получила мощное идеологическое оружие, способное восстановить паритет в противостоянии с глобализмом.

Из Декларации о правах и достоинстве человека
X Всемирного русского народного собора, принятой 6 апреля 2006 года

• Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность - достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло.
• Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.
• Мы - за право на жизнь и против "права" на смерть, за право на созидание и против "права" на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе.
• Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и "изобретение" таких "прав", которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.
• Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя.
Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси:

- Не стоим ли мы на грани нового языческого ренессанса, при котором твердое стояние на камне веры предков будет повсеместно признаваться нежелательным? Стремительные перемены, происходящие в общественном сознании, академической мысли, законодательстве, политической теории и практике, образовательных концепциях и иных формах человеческой деятельности, призывают к тому, чтобы Церковь и окормляемые ею народы ясно выразили свое отношение к этим новым явлениям современности.

Людмила Алексеева, председатель
Московской Хельсинкской группы:

- Не бывает каких-то "не тех прав человека". Митрополит Кирилл защищает область духовного, а мы защищаем всех, чьи права нарушены чиновниками или иными структурами. Деятельность светских правозащитников гораздо шире, чем правозащитников церковных, которых планирует выдвинуть РПЦ.

Лев Пономарев, лидер движения
"За права человека":

- В последнее время православная Церковь выступает в качестве союзника власти, а она, как известно, ратует за сворачивание правозащитной деятельности в нашей стране. РПЦ навязывает свое видение прав человека. Это не что иное, как навязывание православной идеологии.

Любовь Слиска,
вице-спикер Госдумы:

- Навязывание народам мира ценностей западного общества в качестве универсальной модели, насильственные попытки создания централизованного наднационального сообщества могут и уже оборачиваются разрушительными последствиями.

Сергей Лавров, министр
иностранных дел России:

- Россию пытаются спровоцировать представители Запада, а это предполагает конфликт с исламской цивилизацией. На прочность испытывается и наша приверженность христианству, каким мы его приняли тысячу лет назад.

Кирилл, митрополит
Смоленский и Калининградский:

- В рамках десяти заповедей все основные религии мира совпадают между собой в определении добра и зла. С точки зрения этой традиции не могут признаваться в качестве нормы: насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека. Сегодня, к сожалению, на смену абсолютизации государства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. Такая абсолютизация может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели. Как известно, попрание нравственного закона привело многие сильные цивилизации к краху и исчезновению с лица земли. Вне нравственного контекста человечество жить не может. Никакими законами мы не сохраним общество жизнеспособным, не остановим коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявления воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств.
Максим АНТИПОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.98
0.113 (0.12%)
Курс Евро
100.24
0.271 (0.27%)
Погода
Сегодня,
19 мартa
вторник
+3
Облачно
20 мартa
среда
+5
Облачно
21 мартa
четверг
+6
Слабый дождь