Культура
"НЕНОРМАЛЬНЫЙ" АЛЬБОМ ГЕНИАЛЬНОГО БГ
12 апреля
Борис Борисович Гребенщиков представил свой новый альбом "Беспечный русский бродяга". Премьерные концерты прошли 6 и 7 апреля в МХТ имени Горького и 10 апреля в БКЗ "Октябрьский".
Гуру отечественной рок-сцены подбросил толкователям собственного творчества непростую загадку: 24-й номерной альбом "Аквариума" имеет мало общего со всем, что делал БГ последние 15 лет. И при этом "Бродяга" от первой до последней композиции - стопроцентная суггестия легендарного "аквариумского" духа восьмидесятых, на возвращение которого уже мало кто рассчитывал.
Работа над пластинкой велась два года в собственной студии "601", названной так в честь квартиры на Пушкинской, 10. "Это так уютно - работать на собственной студии, - признался БГ, записавший здесь уже третий альбом, - можно писаться сколько угодно времени".
Утро трудного дня
Первое прослушивание материала состоялось 23 марта, в день окончания работы над альбомом. БГ и собравшиеся в конференц-зале отеля Ambassador долго ждали администратора, который должен был привезти из студии первую копию. Потом альбом все-таки появился. Оператор нажал "плэй". Услышав первые такты чего-то рэйвоподобного и явно не его, БГ вскочил со своего места в президиуме, бросился в радиорубку и выдернул из усилителя пучок проводов. Вернувшись на свое место и закурив очередную сигарету, Гребенщиков с довольной ухмылкой в воцарившейся тишине начал рассказ о своей новой работе.
"Это порочная практика, когда музыканты придумывают программу и потом ее играют, не отклоняясь ни на шаг. "Аквариум" в этом смысле свободен от рамок и канонов: вчера нам пришла в голову какая-то идея, сегодня мы ее уже играем и записываем".
Альбом "Беспечный русский бродяга" создавался по тому же принципу: абсолютно все, что БГ находил свежим и интересным, попадало в альбом. В результате его составили старые, но никогда не издававшиеся на альбомах песни, а также новые, написанные за последние год-два. Невероятно длинный (19 песен) альбом разделен на две неравные части: первые 13 композиций - собственно "Бродяга". Еще шесть бонус-треков ("Скорбец", "Достоевский", "Терапевт" и др.) - некая самостоятельная субстанция, озаглавленная как "Музыкальное письмо".
Теперь творческая концепция определенно поменялась. "Когда я слушаю чужие альбомы, которые звучат больше 45 минут, мне кажется, что они слишком большие для восприятия, - рассказал БГ. - Я могу выдержать 40-45 минут, и этого достаточно. А через какое-то время этого становится мало и хочется послушать больше. Вот мы и сделали альбом из двух частей, которые не обязательно слушать вместе. Можно сначала послушать основную часть, а потом, недели через две, уже дослушать все остальное".
"Давайте потанцуем!"
При первом прослушивании альбом показался невероятно энергичным, взрывным и даже... танцевальным. Лукаво улыбающийся БГ, наблюдая за реакцией самых первых слушателей, изрек: "Давайте потанцуем!" Разумеется, никто его приглашением не воспользовался. Все находились под очевидным гипнозом невообразимой эклектики, состоящей из кельтских гимнов, романса, авангардного жесткого рока, акустики, клубной электронной музыки и полукомичного кантри-фолка.
Поясняя концепцию альбома, Борис Гребенщиков сказал: "Думаю, что для воплощения замысла все средства хороши. И чем они будут более разнообразны, тем интереснее". Яснее от этих слов, конечно, не стало. Но спокойнее - наверняка.
Многомерность и многоплановость "Бродяги", сложились не только из разных стилистических приемов, но и из написанных в разное время песен. Самая старая композиция с альбома - трек "Афанасий Никитин", созданный девять лет назад и потом основательно переделанный. Самая свежая - "Гимн Анахорета", написанная Гребенщиковым буквально за четыре дня до окончания записи. Тем не менее, по мнению музыканта, это ни в коей мере не должно нарушать цельность его восприятия. "Это все равно что суп - много разных ингредиентов, которые варятся вместе и в результате приобретают общий вкус". Несколько позже БГ назвал свою последнюю работу "ненормальным альбомом" - разумеется, не вкладывая в это слово значение патологии.
Песенки и считалочки
Последний штрих к "Бродяге", который еще не сделан - оригинальная обложка альбома. На этот раз Гребенщиков решил нарисовать ее самостоятельно.
В записи "Бродяги" участвовали как российские (Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, Сергей Щураков и др.), так и зарубежные исполнители. БГ назвал двух индийских музыкантов "высшего эшелона" - перкуссиониста Бхавани Шанкара Катак и играющего на бамбуковой флейте Харипсарада Чаурасия, а также знаменитого американского гитариста Генри Кайзера и британского авангардиста Тима Ходжкинсона.
Что касается текстов, то среди "первоисточников", повлиявших на конечный вид альбома, БГ упомянул песенки кабаре "Мулен Руж", детские считалочки и зарифмованные SMS-сообщения, которые сам Гребенщиков посылал друзьям. Так ли это на самом деле, или мастер в очередной раз продемонстрировал свое оригинальное чувство юмора, каждый решит сам - по прослушивании альбома "Аквариума" "Беспечный русский бродяга".
Скорее всего, результат двухлетней студийной работы БГ появится на веб-сайте группы для "безвозмездного скачивания всеми желающими". Во всяком случае, об этом Борис Гребенщиков говорил на пресс-прослушивании безо всякого намека на юмор.
Максим ВАСИЛЬЕВ
Гуру отечественной рок-сцены подбросил толкователям собственного творчества непростую загадку: 24-й номерной альбом "Аквариума" имеет мало общего со всем, что делал БГ последние 15 лет. И при этом "Бродяга" от первой до последней композиции - стопроцентная суггестия легендарного "аквариумского" духа восьмидесятых, на возвращение которого уже мало кто рассчитывал.
Работа над пластинкой велась два года в собственной студии "601", названной так в честь квартиры на Пушкинской, 10. "Это так уютно - работать на собственной студии, - признался БГ, записавший здесь уже третий альбом, - можно писаться сколько угодно времени".
Утро трудного дня
Первое прослушивание материала состоялось 23 марта, в день окончания работы над альбомом. БГ и собравшиеся в конференц-зале отеля Ambassador долго ждали администратора, который должен был привезти из студии первую копию. Потом альбом все-таки появился. Оператор нажал "плэй". Услышав первые такты чего-то рэйвоподобного и явно не его, БГ вскочил со своего места в президиуме, бросился в радиорубку и выдернул из усилителя пучок проводов. Вернувшись на свое место и закурив очередную сигарету, Гребенщиков с довольной ухмылкой в воцарившейся тишине начал рассказ о своей новой работе.
"Это порочная практика, когда музыканты придумывают программу и потом ее играют, не отклоняясь ни на шаг. "Аквариум" в этом смысле свободен от рамок и канонов: вчера нам пришла в голову какая-то идея, сегодня мы ее уже играем и записываем".
Альбом "Беспечный русский бродяга" создавался по тому же принципу: абсолютно все, что БГ находил свежим и интересным, попадало в альбом. В результате его составили старые, но никогда не издававшиеся на альбомах песни, а также новые, написанные за последние год-два. Невероятно длинный (19 песен) альбом разделен на две неравные части: первые 13 композиций - собственно "Бродяга". Еще шесть бонус-треков ("Скорбец", "Достоевский", "Терапевт" и др.) - некая самостоятельная субстанция, озаглавленная как "Музыкальное письмо".
Теперь творческая концепция определенно поменялась. "Когда я слушаю чужие альбомы, которые звучат больше 45 минут, мне кажется, что они слишком большие для восприятия, - рассказал БГ. - Я могу выдержать 40-45 минут, и этого достаточно. А через какое-то время этого становится мало и хочется послушать больше. Вот мы и сделали альбом из двух частей, которые не обязательно слушать вместе. Можно сначала послушать основную часть, а потом, недели через две, уже дослушать все остальное".
"Давайте потанцуем!"
При первом прослушивании альбом показался невероятно энергичным, взрывным и даже... танцевальным. Лукаво улыбающийся БГ, наблюдая за реакцией самых первых слушателей, изрек: "Давайте потанцуем!" Разумеется, никто его приглашением не воспользовался. Все находились под очевидным гипнозом невообразимой эклектики, состоящей из кельтских гимнов, романса, авангардного жесткого рока, акустики, клубной электронной музыки и полукомичного кантри-фолка.
Поясняя концепцию альбома, Борис Гребенщиков сказал: "Думаю, что для воплощения замысла все средства хороши. И чем они будут более разнообразны, тем интереснее". Яснее от этих слов, конечно, не стало. Но спокойнее - наверняка.
Многомерность и многоплановость "Бродяги", сложились не только из разных стилистических приемов, но и из написанных в разное время песен. Самая старая композиция с альбома - трек "Афанасий Никитин", созданный девять лет назад и потом основательно переделанный. Самая свежая - "Гимн Анахорета", написанная Гребенщиковым буквально за четыре дня до окончания записи. Тем не менее, по мнению музыканта, это ни в коей мере не должно нарушать цельность его восприятия. "Это все равно что суп - много разных ингредиентов, которые варятся вместе и в результате приобретают общий вкус". Несколько позже БГ назвал свою последнюю работу "ненормальным альбомом" - разумеется, не вкладывая в это слово значение патологии.
Песенки и считалочки
Последний штрих к "Бродяге", который еще не сделан - оригинальная обложка альбома. На этот раз Гребенщиков решил нарисовать ее самостоятельно.
В записи "Бродяги" участвовали как российские (Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский, Сергей Щураков и др.), так и зарубежные исполнители. БГ назвал двух индийских музыкантов "высшего эшелона" - перкуссиониста Бхавани Шанкара Катак и играющего на бамбуковой флейте Харипсарада Чаурасия, а также знаменитого американского гитариста Генри Кайзера и британского авангардиста Тима Ходжкинсона.
Что касается текстов, то среди "первоисточников", повлиявших на конечный вид альбома, БГ упомянул песенки кабаре "Мулен Руж", детские считалочки и зарифмованные SMS-сообщения, которые сам Гребенщиков посылал друзьям. Так ли это на самом деле, или мастер в очередной раз продемонстрировал свое оригинальное чувство юмора, каждый решит сам - по прослушивании альбома "Аквариума" "Беспечный русский бродяга".
Скорее всего, результат двухлетней студийной работы БГ появится на веб-сайте группы для "безвозмездного скачивания всеми желающими". Во всяком случае, об этом Борис Гребенщиков говорил на пресс-прослушивании безо всякого намека на юмор.
Максим ВАСИЛЬЕВ