Культура
В ОЖИДАНИИ ГАРМОНИИ
13 апреля
Он родился в Ирландии, где и увлекся в юности театром и литературой. Его первый роман "Мэрфи" (1938) вышел в свет в тот год, когда Беккет навсегда покинул родину. Он не мог мириться с накалом националистических страстей и диктатом церкви.
Новым местом жительства литератора стала Франция, где вскоре Беккету пришлось столкнуться с куда большим злом - фашизмом. "Меня так возмущали нацисты, в особенности их обращение с евреями, что я не мог оставаться пассивным", - пояснял позже драматург свое решение стать участником Сопротивления в дни Второй мировой войны. Провал его группы вынудил Беккета скрываться. Вынужденное заточение в Руссильоне существенно повлияло на его отношения с действительностью, которую он вдруг с типично ирландским юмором увидел полностью абсурдной и разорванной людьми в их почти абсолютном эгоизме.
Пройдет семь мирных лет после окончания войны, прежде чем Сэмюэль Беккет выплеснет свое мироощущение в форме пьесы. Зрителям весьма непривычно было наблюдать за двумя героями, которые весь спектакль кого-то ждут и не могут сдвинуться с места, потому что кому-то когда-то пообещали дождаться какого-то неведомого Годо. "В ожидании Годо" - именно этот шедевр нового театра, названного вскоре "театром абсурда", дал старт абсолютно новой эстетике. Ирландец внес в театр тревожный нерв ожидания и неизбывной тоски по потерянному раю гармонии. Распалась не только связь времен, но и связи между людьми.
Далее последовали новые пьесы Сэмюэля Беккета - "Эндшпиль" (1957), "Последняя лента Крэппа" (1957), "Счастливые дни" (1961) и романы. В 1969 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Еще при жизни ирландца многие критики отметили, что от сарказма и иронии, характерных для первых литературных опытов Беккета, его интонация и взгляд на мир становятся все более грустными, гротесковыми, абсурдными. А самое главное, герои его романов и пьес стареют буквально на глазах, пытаясь окончательно и бесповоротно выяснить отношения не только с реальностью, но и с собственной жизнью. Вот почему некоторые пьесы Беккета так любят играть актеры в возрасте. Среди наших соотечественников это успешно делали Армен Джигарханян и Юрий Ярвет.
Первая постановка пьесы "В ожидании Годо" в СССР состоялась в Таллинском молодежном театре, однажды показавшем этот спектакль на гастролях в Ленинграде ровно тридцать лет назад. Однако подлинное осознание наследия Беккета пришло позже, когда все мы ощутили на собственном опыте, что означает слом привычных человеческих связей и привычных законов отношений между людьми. Именно на изломе советского периода истории обостряется интерес к драматургии Беккета. Молодой Алексей Балабанов экранизирует "Счастливые дни" с Виктором Сухоруковым, а в Театре имени Ленсовета Юрий Бутусов ставит "В ожидании Годо" с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым. Герои Беккета все более напоминают шутов, которые все чаще и чаще смеются и смешат публику, чтобы не заплакать.
Живи Сэмюэль Беккет сейчас, он бы мог получить наглядное подтверждение своему прогнозу полувековой давности о том, что мир постепенно доходит до состояния абсурда с какой-то поразительной и самоубийственной настойчивостью. И вряд ли кто-нибудь сумеет обрести гармонию и дождаться того самого Годо, который сегодня уже не придет.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Новым местом жительства литератора стала Франция, где вскоре Беккету пришлось столкнуться с куда большим злом - фашизмом. "Меня так возмущали нацисты, в особенности их обращение с евреями, что я не мог оставаться пассивным", - пояснял позже драматург свое решение стать участником Сопротивления в дни Второй мировой войны. Провал его группы вынудил Беккета скрываться. Вынужденное заточение в Руссильоне существенно повлияло на его отношения с действительностью, которую он вдруг с типично ирландским юмором увидел полностью абсурдной и разорванной людьми в их почти абсолютном эгоизме.
Пройдет семь мирных лет после окончания войны, прежде чем Сэмюэль Беккет выплеснет свое мироощущение в форме пьесы. Зрителям весьма непривычно было наблюдать за двумя героями, которые весь спектакль кого-то ждут и не могут сдвинуться с места, потому что кому-то когда-то пообещали дождаться какого-то неведомого Годо. "В ожидании Годо" - именно этот шедевр нового театра, названного вскоре "театром абсурда", дал старт абсолютно новой эстетике. Ирландец внес в театр тревожный нерв ожидания и неизбывной тоски по потерянному раю гармонии. Распалась не только связь времен, но и связи между людьми.
Далее последовали новые пьесы Сэмюэля Беккета - "Эндшпиль" (1957), "Последняя лента Крэппа" (1957), "Счастливые дни" (1961) и романы. В 1969 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Еще при жизни ирландца многие критики отметили, что от сарказма и иронии, характерных для первых литературных опытов Беккета, его интонация и взгляд на мир становятся все более грустными, гротесковыми, абсурдными. А самое главное, герои его романов и пьес стареют буквально на глазах, пытаясь окончательно и бесповоротно выяснить отношения не только с реальностью, но и с собственной жизнью. Вот почему некоторые пьесы Беккета так любят играть актеры в возрасте. Среди наших соотечественников это успешно делали Армен Джигарханян и Юрий Ярвет.
Первая постановка пьесы "В ожидании Годо" в СССР состоялась в Таллинском молодежном театре, однажды показавшем этот спектакль на гастролях в Ленинграде ровно тридцать лет назад. Однако подлинное осознание наследия Беккета пришло позже, когда все мы ощутили на собственном опыте, что означает слом привычных человеческих связей и привычных законов отношений между людьми. Именно на изломе советского периода истории обостряется интерес к драматургии Беккета. Молодой Алексей Балабанов экранизирует "Счастливые дни" с Виктором Сухоруковым, а в Театре имени Ленсовета Юрий Бутусов ставит "В ожидании Годо" с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым. Герои Беккета все более напоминают шутов, которые все чаще и чаще смеются и смешат публику, чтобы не заплакать.
Живи Сэмюэль Беккет сейчас, он бы мог получить наглядное подтверждение своему прогнозу полувековой давности о том, что мир постепенно доходит до состояния абсурда с какой-то поразительной и самоубийственной настойчивостью. И вряд ли кто-нибудь сумеет обрести гармонию и дождаться того самого Годо, который сегодня уже не придет.
Сергей ИЛЬЧЕНКО