Экономика
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ ЭСТОНИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЛАУРИ БАМБУС: "НЕ ВСЕ СПОРЫ СТОИТ ПОДНИМАТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ"
15 апреля
Действительно ли между нами все так напряженно? Каковы сегодня наши экономические и политические отношения и их перспективы? На вопросы "Невского времени" отвечает генеральный консул Республики Эстония в Санкт-Петербурге Лаури Бамбус.
- Господин Бамбус, о ситуации в Сланцах сообщали многие СМИ, в том числе наша газета. К сожалению, этот конфликт переходит из экономической в политическую плоскость: шахтеры митингуют, собираются перекрывать мост, властные структуры также не могут между собой договориться. Какой выход из положения?
- А вы пытались связаться с представителями эстонских властей, курирующих отрасль?
- Да, я получил официальные ответы на вопросы от руководителя департамента энергетики Эстонии Эйнари Киссела и заместителя министра Хэйдо Витсура. Вкратце их позиция сводится к тому, что покупать ленинградские сланцы они больше не будут. Вот цитата из их ответа: "Причиной прекращения поставки сланца послужила постоянная задолженность "Ленсланца" Нарвским Электростанциям, что и привело к прекращению договора со стороны Нарвских Электростанций. Нового договора на прежних условиях Нарвские Электростанции заключить не согласны, так как за это время изменились регуляции Европейского союза. Отношение эстонской стороны к строительству моста через Нарову позитивно".
Господин Бамбус, позиции сторон, отстаивающих свои интересы, понятны. Но как, по вашему мнению, выйти из кризиса?
- Если найдется решение, удовлетворяющее обе стороны. Оно пока не выработано. Мы прекрасно понимаем, что отсутствие закупок привело к социальной напряженности. Но ведь и эстонская сторона не сделала ничего противозаконного. Насколько мне известно, завод в Сланцах собираются модернизировать, и возможно, эстонская сторона также сможет помочь.
- Недавно генеральный директор "Ленинградсланца" Григорий Фрайман сообщил мне, что есть инвесторы на строительство новой промзоны, правда по коммерческим соображениям их не назвал. Но из прессы выяснилось, что завод может производить моторные масла, возможна переработка кокса, наличие собственных энергоносителей поможет обеспечивать ту же Усть-Лугу. Возможно, все это станет оптимальным вариантом для возрождения производства. Более того, гендиректор сообщил, что мост, по его сведениям, перекрывать никто не собирается - хотя бы потому, что это может навредить и российской стороне.
- Это совершенно правильное решение. Я отрицательно отношусь к подобным мероприятиям. Одно дело отношения между государствами, другое - экономические неурядицы между компаниями. Считаю, что увязывать эти проблемы вместе нельзя. Мы все же соседи, и чем ближе пункт назначения, тем транспортные издержки меньше. Что может тормозить отношения больше, чем планируемые митинги?
- Как в последние годы развивались наши экономические отношения? Что-то в Петербурге не видно эстонских товаров?
- Хотя мы самые близкие соседи, объем товарооборота между нашими странами, конечно же, меньше, чем в советские времена. В 90-е годы он резко снизился. Сейчас - другое дело. С 1993 года ВВП Эстонии на душу населения увеличился в 2 раза и составил 45 процентов от среднеевропейского уровня. Еврокомиссия прогнозирует на этот год рост эстонской экономики на 7,2 процента, что в четыре раза больше среднего показателя в еврозоне (1,9 процента). Так что Эстония может стать самой быстро развивающейся страной в Евросоюзе. Значимая часть экспорта пойдет в Россию, как к самому ближайшему соседу. Из России будут поступать в основном изделия из металла, из Эстонии - пищепродукты и строительные материалы.
Конечно, увеличению товарооборота препятствуют исторически сложившиеся трудности. Известно, что на границе возникают многочисленные очереди из автомобилей. С Финляндией этот вопрос решен гораздо лучше. По моему мнению, нужно больше работать с таможенными и пограничными органами двух наших стран для увеличения пропускной способности. Так что новый мост и модернизация инфраструктуры очень нужны обеим сторонам.
- Как обстоят дела со строительством порта в Силламяэ?
- Порт в Силламяэ официально открыли осенью прошлого года. По моим сведениям, весной через Силламяэ должно открыться еще и пассажирское паромное сообщение между Эстонией и Финляндией. Есть идея сделать тройное паромное сообщение и с Петербургом. Это хорошая идея. Но все зависит от того, как на нее отреагируют российские чиновники. Порт в Силламяэ, конечно же, является конкурентом Усть-Луге, но конкурентом в хорошем смысле слова. На Финском заливе можно построить еще несколько подобных портов, ведь много товаров простаивает как в России, так и в Эстонии. Здесь, однако, необходимо следить, чтобы не происходило загрязнение окружающей среды. Строительство порта Силламяэ и новых портов в Ленинградской области дает надежду, что соединяющее нас Балтийское море и впредь останется нашим общим сокровищем.
- Какими вам хотелось видеть наши будущие отношения?
- В Эстонии я объективно не наблюдаю давление на русскоязычное население.
Думаю, последние 2-3 года отношения улучшаются. Хочу сказать, что между простыми людьми отношения были всегда хорошие. Недоразумения возникали в недрах высокой политики. Всех россиян приглашаю посетить Эстонию и воочию убедиться, что там происходит. Я думаю, миф о национальных притеснениях, о которых, бывает, рассуждает как ваша, так и наша пресса, сразу же развеется. Тем более визовый режим постоянно упрощается, и выехать к нам на выходные просто, практически так же, как в советские времена. К сожалению, мы имеем только автобусные маршруты, сообщение по железной дороге пока прекращено.
- Спасибо за приглашение. Возможно, и те, кто хорошо помнит Эстонию по прежним временам, и молодежь, которая ездит отдыхать преимущественно в Финляндию, с удовольствием им воспользуется.
Беседу вел Игорь КУРНЫГИН
- Господин Бамбус, о ситуации в Сланцах сообщали многие СМИ, в том числе наша газета. К сожалению, этот конфликт переходит из экономической в политическую плоскость: шахтеры митингуют, собираются перекрывать мост, властные структуры также не могут между собой договориться. Какой выход из положения?
- А вы пытались связаться с представителями эстонских властей, курирующих отрасль?
- Да, я получил официальные ответы на вопросы от руководителя департамента энергетики Эстонии Эйнари Киссела и заместителя министра Хэйдо Витсура. Вкратце их позиция сводится к тому, что покупать ленинградские сланцы они больше не будут. Вот цитата из их ответа: "Причиной прекращения поставки сланца послужила постоянная задолженность "Ленсланца" Нарвским Электростанциям, что и привело к прекращению договора со стороны Нарвских Электростанций. Нового договора на прежних условиях Нарвские Электростанции заключить не согласны, так как за это время изменились регуляции Европейского союза. Отношение эстонской стороны к строительству моста через Нарову позитивно".
Господин Бамбус, позиции сторон, отстаивающих свои интересы, понятны. Но как, по вашему мнению, выйти из кризиса?
- Если найдется решение, удовлетворяющее обе стороны. Оно пока не выработано. Мы прекрасно понимаем, что отсутствие закупок привело к социальной напряженности. Но ведь и эстонская сторона не сделала ничего противозаконного. Насколько мне известно, завод в Сланцах собираются модернизировать, и возможно, эстонская сторона также сможет помочь.
- Недавно генеральный директор "Ленинградсланца" Григорий Фрайман сообщил мне, что есть инвесторы на строительство новой промзоны, правда по коммерческим соображениям их не назвал. Но из прессы выяснилось, что завод может производить моторные масла, возможна переработка кокса, наличие собственных энергоносителей поможет обеспечивать ту же Усть-Лугу. Возможно, все это станет оптимальным вариантом для возрождения производства. Более того, гендиректор сообщил, что мост, по его сведениям, перекрывать никто не собирается - хотя бы потому, что это может навредить и российской стороне.
- Это совершенно правильное решение. Я отрицательно отношусь к подобным мероприятиям. Одно дело отношения между государствами, другое - экономические неурядицы между компаниями. Считаю, что увязывать эти проблемы вместе нельзя. Мы все же соседи, и чем ближе пункт назначения, тем транспортные издержки меньше. Что может тормозить отношения больше, чем планируемые митинги?
- Как в последние годы развивались наши экономические отношения? Что-то в Петербурге не видно эстонских товаров?
- Хотя мы самые близкие соседи, объем товарооборота между нашими странами, конечно же, меньше, чем в советские времена. В 90-е годы он резко снизился. Сейчас - другое дело. С 1993 года ВВП Эстонии на душу населения увеличился в 2 раза и составил 45 процентов от среднеевропейского уровня. Еврокомиссия прогнозирует на этот год рост эстонской экономики на 7,2 процента, что в четыре раза больше среднего показателя в еврозоне (1,9 процента). Так что Эстония может стать самой быстро развивающейся страной в Евросоюзе. Значимая часть экспорта пойдет в Россию, как к самому ближайшему соседу. Из России будут поступать в основном изделия из металла, из Эстонии - пищепродукты и строительные материалы.
Конечно, увеличению товарооборота препятствуют исторически сложившиеся трудности. Известно, что на границе возникают многочисленные очереди из автомобилей. С Финляндией этот вопрос решен гораздо лучше. По моему мнению, нужно больше работать с таможенными и пограничными органами двух наших стран для увеличения пропускной способности. Так что новый мост и модернизация инфраструктуры очень нужны обеим сторонам.
- Как обстоят дела со строительством порта в Силламяэ?
- Порт в Силламяэ официально открыли осенью прошлого года. По моим сведениям, весной через Силламяэ должно открыться еще и пассажирское паромное сообщение между Эстонией и Финляндией. Есть идея сделать тройное паромное сообщение и с Петербургом. Это хорошая идея. Но все зависит от того, как на нее отреагируют российские чиновники. Порт в Силламяэ, конечно же, является конкурентом Усть-Луге, но конкурентом в хорошем смысле слова. На Финском заливе можно построить еще несколько подобных портов, ведь много товаров простаивает как в России, так и в Эстонии. Здесь, однако, необходимо следить, чтобы не происходило загрязнение окружающей среды. Строительство порта Силламяэ и новых портов в Ленинградской области дает надежду, что соединяющее нас Балтийское море и впредь останется нашим общим сокровищем.
- Какими вам хотелось видеть наши будущие отношения?
- В Эстонии я объективно не наблюдаю давление на русскоязычное население.
Думаю, последние 2-3 года отношения улучшаются. Хочу сказать, что между простыми людьми отношения были всегда хорошие. Недоразумения возникали в недрах высокой политики. Всех россиян приглашаю посетить Эстонию и воочию убедиться, что там происходит. Я думаю, миф о национальных притеснениях, о которых, бывает, рассуждает как ваша, так и наша пресса, сразу же развеется. Тем более визовый режим постоянно упрощается, и выехать к нам на выходные просто, практически так же, как в советские времена. К сожалению, мы имеем только автобусные маршруты, сообщение по железной дороге пока прекращено.
- Спасибо за приглашение. Возможно, и те, кто хорошо помнит Эстонию по прежним временам, и молодежь, которая ездит отдыхать преимущественно в Финляндию, с удовольствием им воспользуется.
Беседу вел Игорь КУРНЫГИН