Общество

ТРАМВАЙ ИДЕТ К ЗАСТАВЕ, ТРАМВАЙ ИДЕТ НА ФРОНТ...

15 апреля
С первых военных дней вся работа ленинградского трамвая подчинялась интересам фронта. Они стали перевозить солдат и различные грузы - боеприпасы, сырье и топливо. А когда пришло время эвакуировать мирное население (в первую очередь, конечно, детей!), то на трамваях их организованно подвозили к вокзалам.
Затем пришла очередь отправлять вглубь страны целые заводы. На трамвайных платформах вывозили ценное оборудование, станки, машины... В то время ленинградский трамвай стал и санитарным транспортом. Вагоны оснастили хорошими рессорами (чтобы меньше трясло в пути). В салонах сделали скобы для носилок. Окна закрыли светомаскировкой. А водителей и кондукторов этих вагонов обучили приемам скорой помощи.
В мастерских службы пути наладили производство противотанковых "ежей": куски рельсов сваривали крест-накрест - и "еж" готов! Оставалось лишь поглубже вбить его в землю там, где ожидались прорывы вражеских танков... Там же из колесных пар делали противотанковые препятствия.

Враг у конечной остановки

"Холодный, цвета стали, суровый горизонт. Трамвай идет к заставе, трамвай идет на фронт. Фанера вместо стекол, но это ничего. И граждане потоком вливаются в него..." - написала поэт блокадной поры Вера Инбер.
К передовой, в район Стрельны, трамваи везли боеприпасы, обратно вывозили раненых. За остановкой "Проспект Стачек", не доезжая Кировского завода, контактная линия кончалась. Дальше "кукушка" (так называли маленький паровоз) километра два тащила трамвай к траншеям переднего края обороны Ленинграда. И так изо дня в день.
Кроме того, только за первых два месяца войны ежедневно четыре тысячи вагонов подвозили людей на оборонные работы в дальние и ближние пригороды.
Вагоновожатая В.А. Булканова вела вагон 12-го маршрута через Кировский (Троицкий) мост. Вблизи разорвался снаряд. Раненая в грудь и обе ноги, она нашла в себе силы вывести вагон с моста. Истекая кровью, довела его до улицы Куйбышева и, спасая людей, помогла своим пассажирам уйти в укрытие.
А ее коллега М.А. Чуева, тяжело раненая, успела привести свой вагон в трампарк, но выйти из вагона уже не смогла...
Порой в блокаду трамвайщикам приходилось решать задачи и вовсе им не свойственные.
Так, городу потребовался природный песок для тушения пожаров, укрытия известных всему миру памятников культуры. И на военные заводы - как компонент особого формовочного литья для изготовления боевой техники. А карьеры, где его добывали до войны, все за линией фронта! Поиск песка нужных фракций поручили тоже трамвайщикам. Выяснилось, что в Сосновке до войны был небольшой песчаный карьер. И бригада экскаваторщиков К.М. Щербакова нашла то, в чем так нуждался город-фронт. Сюда проложили трамвайную линию и всю блокаду везли для города и на военные объекты столь необходимый песок.
Другое, не менее сложное и срочное дело - производство взрывчатки. Доставлять ее с Большой земли в условиях блокады стало невозможно. Выход один - готовить взрывсмеси в самом городе. Проблему решали не только научные институты и заводы, но и трамвайщики. Как раз у них был опыт термитной сварки рельсовых стыков. И вот инженер Н.Я. Кириллов сумел наладить в мастерских трампарка им. Блохина СЕРИЙНОЕ производство взрывчатки! А на ее основе - и ручных гранат.
А в трампарке им. Леонова на вагоноремонтном заводе конструктор Г.А. Лодыженский организовал СЕРИЙНЫЙ выпуск мин - противотанковых и противопехотных. Здесь же делали детали для тяжелых танков "КВ" ("Клим Ворошилов").
Город-фронт готовился встретить врага даже в уличных боях. И потому инженер-конструктор Д.И. Кондратьев рассчитал, а трампарк им. Смирнова построил бронированный трамвай (вагон
№ 2435). На него надели чехол из брони, вырезали амбразуры для пулеметов, но покрасили так, чтобы он не отличался от обычных...
Кстати, сохранились рабочие чертежи, таблицы, формулы, расчеты Кондратьева. И среди них - неожиданно приписка: "Вес вместе с одеждой 50 кг" - это о самом себе! Он тогда и жил тут же, прямо на работе. Хотя до дома - 10-15 минут ходьбы. Но блокадная дорога домой становилась все тяжелей и тяжелей...
("Расчеты вагонных рам и кузовов" - именно так называется учебник, который создал Д.И. Кондратьев. И главное - когда? В блокадном 1943-м. Сохранился и другой уникальный труд того же автора, созданный им в блокаду. Это альбом чертежей всех типов вагонов, начиная с "конки" до последних предвоенных образцов трамваев, троллейбусов, автобусов. По нему учились добрых полвека специалисты-транспортники.)

Тот рейс не забыть никогда

8 декабря 1941 года. В этот декабрьский морозный день над городом кружила свирепая метель. Напрасно с надеждой всматривались вдаль ленинградцы, томясь на остановках. Трамваи так и не пришли. Прекратилась подача энергии. Но все равно каждый день трамвайщики выходили на работу. Шел ремонт вагонов, путей... Они свято верили: трамваю - быть!
... Шел март 1942-го. В холод и пургу рабочие из последних сил очищали пути от снега, посыпали соль, из раза в раз переводили стрелки, чтобы мороз их не сковал. Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов - все надо было приводить в порядок заново.
Наконец, из воинских частей Ленфронта отозвали ведущих специалистов-транспортников. И 11 апреля 1942 года вышло постановление Ленгорисполкома: "Начать с 15 апреля 1942 года..."
Но всего по пяти маршрутам. Только это уже было не столь важно.
Вспоминает Е.Ф. Агапова, вагоновожатая, которая вела тот первый, после более чем четырехмесячного перерыва, трамвай:
"Много потом было рейсов. Трудных, опасных, под бомбежкой и обстрелами. Но тот рейс 15 апреля я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех моих блокадных пассажиров!"
А что же те, кто осадил наш город? Как они восприняли это событие?
Пленный немецкий ефрейтор-артиллерист так говорил на допросе:
"15 апреля 1942 года пришли с напарником на дежурство. Темнота, низкая облачность, холодно - все как обычно. Но над Ленинградом по тучам бегали какие-то странные не ракеты, а вспышки. Спросил напарника: что за странная иллюминация? Может, новое секретное оружие?
Он долго смотрел в бинокль с крыши блиндажа в сторону города. Наконец, сказал: "Да они пустили трамвай!" Не верилось своим глазам. Это после семи месяцев блокады?! Тогда мы призадумались: зачем мерзли зиму? Зачем росли леса из крестов на наших могилах? Зачем кричали о победе Гитлера и падении Ленинграда - если русские ПУСТИЛИ ТРАМВАЙ?!"
Алла СОКОЛОВСКАЯ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+3
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно