Культура
НИКИТА ДОЛГУШИН: "МОЯ ЖЕНА КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ ДЕКОРАЦИЙ, КОТОРЫЕ Я СТРОЮ В ДОМЕ"
19 апреля
Легкий прыжок, гибкость и выразительность тела, каторжный труд на "рудниках" балетного искусства - все это балетмейстер, педагог, артист Никита Долгушин.
Эпиграфом к сайту о его творчестве служат слова "Балет очищает человека". Как именно это действует и что для этого нужно пройти, Никита Александрович рассказал с элегантностью, присущей ему всегда и во всем.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ДЕЛАЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕКА ТВОРЦА
- В начале творческого пути вы были "везунчиком": один из лучших учеников, без протекции поступили в театр - все складывалось удачно. Когда вы впервые столкнулись с трудностями?
- Наверное, когда стал соображать. По молодости жизнь кажется прекрасной. И ты не очень анализируешь какие-то моменты. Хотя профессия танцовщика заставляет и быть дисциплинированным, и уметь приспосабливаться к обстоятельствам. Но преодоление трудностей, вероятно, и делает из человека творца.
- Возможностей проявить свой талант больше у нынешнего поколения или, напротив, было больше у вашего?
- Сегодняшнему поколению в какой-то степени проще, потому что дорога таланту более открыта. В мое время канонически полагалось после учебы занять место кордебалетного танцовщика. Не скажу, что это было мучительно. Пройти эту муштру необходимо - она закаляет. То, что сейчас люди из школы сразу же попадают на место солиста, с одной стороны, счастье, а с другой - они себя в чем-то обкрадывают.
- Критики говорят, что таким, как вы, мог быть Дориан Грей, будь он положительным. С кем из литературных персонажей вы себя отождествляете?
- Пожалуй, с Гамлетом, если это будет позволено. Потому что ему присуща победа духа, несмотря на смерть. Но в общем-то я таков, каким родила меня мама. Люди, которые с ней работали, передавая по наследству впечатления о ней, говорили, что она была талантливой актрисой, хотя всю свою творческую жизнь провела в провинции. Война нас разлучила. Я оставался в Ленинграде во время блокады и встретился с ней, когда мне было уже 6 лет. У меня очень много ее фотографий, я их бережно храню и думаю, что генетически что-то от ее дара усвоил.
ТАНЦОВЩИЦА - ПРОФЕССИЯ, БАЛЕРИНА - ЗВАНИЕ
- Какие люди встречались на вашем жизненном пути?
- Жизнь и теперь, на склоне лет, продолжает меня баловать встречами с замечательными людьми. Мне везло с детских лет. Например, в детском саду во время блокадного ужаса меня окружали такие люди, которых я буду вспоминать до гробовой доски. Они отвлекали нас, детей, от военной действительности, вызывали в нас творческие порывы. Люди того времени великодушно отдавали все, что они знали и умели. Делали это с огромным удовольствием, энтузиазмом и желанием. Сейчас, в мирное время, такого нет. Теперь люди зарабатывают деньги, обучая детей... А потом у меня были встречи с хореографами, с постановщиками, с партнерами... К примеру, Алла Шелест - которая вдруг сделала меня, совсем юного, своим партнером, а потом ужасно сокрушалась, когда я покинул Кировский театр.
- Вы как-то сказали, что не всякая танцовщица - балерина. В чем же разница?
- "Артисты балета" - это "скрипучее" название широкого профиля. Но в старину в Петербурге, который, без сомнений, является столицей отечественного балета, существовало звание "Балерина". С большой буквы. Заслужить его было возможно только великим трудом и талантом. Агрипина Яковлевна Ваганова получила это звание за год до пенсии. Разница в том, что танцовщица - это профессия, а балерина - талант.
НА ТВОРЧЕСТВО НАДО СМОТРЕТЬ ПО-НЕМЕЦКИ
- В балете законы режиссуры идентичны законам драматического театра или есть какие-то свои нюансы?
- В балете самое главное - это все-таки поэзия хореографического развития, которое в драме невозможно. Хотя сегодня драматические актеры стараются быть более пластичными. "Сегодня" - в широком смысле слова. Это пропагандировали еще и Товстоногов, и Любимов, не говоря уже о Таирове, Мейерхольде, Чехове, которые привлекали в драматический спектакль балетные методики.
- Хореография, на мой взгляд, очень близка к точным наукам. В вас больше беспечности, вдохновения или расчета и педантичности?
- Вы абсолютно правы. Точные науки стоят очень близко с достоинством хореографического профессионализма. Всем своим подопечным я советую всматриваться в свою творческую деятельность по-немецки, по-швейцарски точно. Русским это не слишком свойственно. Но конечно, и беспечность и легкомыслие, к сожалению, есть и у меня. Что ж, приходится бороться с этими чертами. Балет организовывает человеческое сознание, и от этого никуда не деться. Можно только подчиниться. А за этим приходит и душой исполненный полет, о котором писал Пушкин.
- Кажется, что вы работаете круглосуточно...
- Соблазнительно согласиться с вами и предстать перед публикой в подобном свете. Спешу вас разочаровать. Конечно же, я отдыхаю. И отдых дает мне новую энергию - для работы. Люблю свой дом, который в какой-то степени тоже театр. Жена порой категорически против тех декораций, которые я строю в доме. Но соглашается, потому что слишком хорошо меня знает. Мы долго прожили вместе - больше 45 лет. Это вся моя творческая жизнь!
- Балет - нечто эфемерное, сиюминутное. Закрылся занавес, закончился спектакль, и только благодарный зритель помнит, что происходило на сцене. Вы на это тратите жизнь...
- Это наша работа. Наше предназначение и глубокое понимание того, что в театре нельзя повторяться. Мы каждый вечер играем наизусть выученные роли, исполняем один и тот же танцевальный текст, но звучит он каждый раз по-разному. В этом и есть притягательная сторона нашего вечно живого искусства.
Беседовала
Марина ЛИСОВЕЦ
Эпиграфом к сайту о его творчестве служат слова "Балет очищает человека". Как именно это действует и что для этого нужно пройти, Никита Александрович рассказал с элегантностью, присущей ему всегда и во всем.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ДЕЛАЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕКА ТВОРЦА
- В начале творческого пути вы были "везунчиком": один из лучших учеников, без протекции поступили в театр - все складывалось удачно. Когда вы впервые столкнулись с трудностями?
- Наверное, когда стал соображать. По молодости жизнь кажется прекрасной. И ты не очень анализируешь какие-то моменты. Хотя профессия танцовщика заставляет и быть дисциплинированным, и уметь приспосабливаться к обстоятельствам. Но преодоление трудностей, вероятно, и делает из человека творца.
- Возможностей проявить свой талант больше у нынешнего поколения или, напротив, было больше у вашего?
- Сегодняшнему поколению в какой-то степени проще, потому что дорога таланту более открыта. В мое время канонически полагалось после учебы занять место кордебалетного танцовщика. Не скажу, что это было мучительно. Пройти эту муштру необходимо - она закаляет. То, что сейчас люди из школы сразу же попадают на место солиста, с одной стороны, счастье, а с другой - они себя в чем-то обкрадывают.
- Критики говорят, что таким, как вы, мог быть Дориан Грей, будь он положительным. С кем из литературных персонажей вы себя отождествляете?
- Пожалуй, с Гамлетом, если это будет позволено. Потому что ему присуща победа духа, несмотря на смерть. Но в общем-то я таков, каким родила меня мама. Люди, которые с ней работали, передавая по наследству впечатления о ней, говорили, что она была талантливой актрисой, хотя всю свою творческую жизнь провела в провинции. Война нас разлучила. Я оставался в Ленинграде во время блокады и встретился с ней, когда мне было уже 6 лет. У меня очень много ее фотографий, я их бережно храню и думаю, что генетически что-то от ее дара усвоил.
ТАНЦОВЩИЦА - ПРОФЕССИЯ, БАЛЕРИНА - ЗВАНИЕ
- Какие люди встречались на вашем жизненном пути?
- Жизнь и теперь, на склоне лет, продолжает меня баловать встречами с замечательными людьми. Мне везло с детских лет. Например, в детском саду во время блокадного ужаса меня окружали такие люди, которых я буду вспоминать до гробовой доски. Они отвлекали нас, детей, от военной действительности, вызывали в нас творческие порывы. Люди того времени великодушно отдавали все, что они знали и умели. Делали это с огромным удовольствием, энтузиазмом и желанием. Сейчас, в мирное время, такого нет. Теперь люди зарабатывают деньги, обучая детей... А потом у меня были встречи с хореографами, с постановщиками, с партнерами... К примеру, Алла Шелест - которая вдруг сделала меня, совсем юного, своим партнером, а потом ужасно сокрушалась, когда я покинул Кировский театр.
- Вы как-то сказали, что не всякая танцовщица - балерина. В чем же разница?
- "Артисты балета" - это "скрипучее" название широкого профиля. Но в старину в Петербурге, который, без сомнений, является столицей отечественного балета, существовало звание "Балерина". С большой буквы. Заслужить его было возможно только великим трудом и талантом. Агрипина Яковлевна Ваганова получила это звание за год до пенсии. Разница в том, что танцовщица - это профессия, а балерина - талант.
НА ТВОРЧЕСТВО НАДО СМОТРЕТЬ ПО-НЕМЕЦКИ
- В балете законы режиссуры идентичны законам драматического театра или есть какие-то свои нюансы?
- В балете самое главное - это все-таки поэзия хореографического развития, которое в драме невозможно. Хотя сегодня драматические актеры стараются быть более пластичными. "Сегодня" - в широком смысле слова. Это пропагандировали еще и Товстоногов, и Любимов, не говоря уже о Таирове, Мейерхольде, Чехове, которые привлекали в драматический спектакль балетные методики.
- Хореография, на мой взгляд, очень близка к точным наукам. В вас больше беспечности, вдохновения или расчета и педантичности?
- Вы абсолютно правы. Точные науки стоят очень близко с достоинством хореографического профессионализма. Всем своим подопечным я советую всматриваться в свою творческую деятельность по-немецки, по-швейцарски точно. Русским это не слишком свойственно. Но конечно, и беспечность и легкомыслие, к сожалению, есть и у меня. Что ж, приходится бороться с этими чертами. Балет организовывает человеческое сознание, и от этого никуда не деться. Можно только подчиниться. А за этим приходит и душой исполненный полет, о котором писал Пушкин.
- Кажется, что вы работаете круглосуточно...
- Соблазнительно согласиться с вами и предстать перед публикой в подобном свете. Спешу вас разочаровать. Конечно же, я отдыхаю. И отдых дает мне новую энергию - для работы. Люблю свой дом, который в какой-то степени тоже театр. Жена порой категорически против тех декораций, которые я строю в доме. Но соглашается, потому что слишком хорошо меня знает. Мы долго прожили вместе - больше 45 лет. Это вся моя творческая жизнь!
- Балет - нечто эфемерное, сиюминутное. Закрылся занавес, закончился спектакль, и только благодарный зритель помнит, что происходило на сцене. Вы на это тратите жизнь...
- Это наша работа. Наше предназначение и глубокое понимание того, что в театре нельзя повторяться. Мы каждый вечер играем наизусть выученные роли, исполняем один и тот же танцевальный текст, но звучит он каждый раз по-разному. В этом и есть притягательная сторона нашего вечно живого искусства.
Беседовала
Марина ЛИСОВЕЦ