Культура
ПЕТЕРБУРГ СРЫВАЕТ "ЗОЛОТЫЕ МАСКИ"
19 апреля
Двенадцатая церемония вручения Российской национальной театральной премии "Золотая маска" состоялась в понедельник на Новой сцене Большого театра.
Ведение самого желанного и самого же ругаемого действа (такова цеховая театральная специфика) было доверено оперной диве Марии Максаковой и артисту столичного ТЮЗа Игорю Гордину. Остроумные, но без напускного энтузиазма, ироничные, но без желчи, они совсем неплохо справились со своей миссией, лишь пару раз явно перебрав с приколами относительно "вручантов" и "вручанток". То же самое можно при желании сказать и о сценическом и режиссерском решении "Маски". Постановщик церемонии Дмитрий Бертман ("Геликонъ-опера") сочинил для этого вечера грандиозный и бьющий по глазам микс из мюзик-
холльных девушек с плюмажами, "Севильского цирюльника", "Призрака оперы" с полузакрытым лицом (естественно, "Золотой маской"), скрытых цитат из бродвейских мюзиклов, Льва Лещенко, "Чио-Чио-сан" и чего-то еще очень позолоченного и по-московски богатого.
Главное условие церемонии - все должно быть по-быстрому, потому что номинаций под четыре десятка, - было соблюдено со всей тщательностью. На это хорошо работала главная новация: никаких конвертов и трепотни нервов с их неспешным открыванием. Главные слова произносились огромной виртуальной маской, которая проецировалась на черный задник сцены.
Первыми получили "Золотые маски" исполнительницы лучших женских ролей в разных жанрах театрального искусства. Так, в балете приза за лучшую роль удостоилась Мария Абашова, исполнительница партии Анны Карениной в одноименном балете, поставленном в Театре балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Лучшей оперной примадонной жюри назвало Ларису Гоголевскую - за партию Изольды в опере Вагнера "Тристан и Изольда" в Мариинском театре. "Золотую маску" как лучшая актриса в драме под бурную овацию зрительного зала получила Алиса Фрейндлих, блистательно сыгравшая моноспектакль "Оскар и Розовая дама" в Театре имени Ленсовета.
На лучшую женскую роль претендовали два моноспектакля актрис первой величины - Алисы Фрейндлих ("Оскар и Розовая дама") и Марины Нееловой ("Шинель"). Жюри не стало выдумывать что-то новое (тем более что это и невозможно), и Алисе Бруновне присудили "Лучшую роль" (а также "Приз зрительских симпатий"), а другой номинантке - "Лучший спектакль".
В опере главными соперниками были два спектакля Мариинского театра: подчеркнуто авангардистские "Тристан и Изольда" в постановке Дмитрия Чернякова и поставленное французом Аленом Маратра "Путешествие в Реймс".
Герои вагнеровского "Тристана и Изольды" переселены волей Чернякова в интерьеры современных отелей и на борт подводной лодки. Наверняка жюри рассудило так: славно, конечно, по-новаторски. Но если давать такому "Золотую маску", что от нас оставят пожилые, но жилистые ревнители высоких оперных традиций? Рассудили - и дали "Тристану" спецприз жюри. И отличный спектакль наградили, и ревнителей убаюкали. За лучшую оперу и за лучшую режиссуру "Маска" досталась много более традиционному "Путешествию в Реймс".
Все "продвинутые" призы - за новацию и приз критики, которые обычно даются за что-то действительно новое, свежее и по-настоящему интересное, дали питерскому спектаклю "Между собакой и волком" "Формального театра" Андрея Могучего.
В финале на авансцену вывезли здоровенные "чучела" Станиславского и Немировича-Данченко и предложили всем раскрасневшимся по разным поводам лауреатам с "отцами-основателями" сфотографироваться. Лауреатов набралось 34.
"Золотая маска-2006"
За честь и достоинство
Георгий Тараторкин вручил премии Людмиле Иосифовне Макаровой и Наталье Ивановне Терентьевой
Лучшие спектакли
Лучший спектакль в балете
"Сон в летнюю ночь", Большой театр, Москва
Лучший спектакль в оперетте и мюзикле
"Ночь открытых дверей", Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
Лучший спектакль в опере
"Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Санкт-Петербург
Лучший спектакль в театре драмы малой формы - "Шинель", театр "Современник" и центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Лучший спектакль в театре драмы большой формы - "Три сестры", театр "Мастерская Петра Фоменко", Москва
Лучшие режиссеры
Лучшая работа режиссера в опере - Ален Маратра
"Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Санкт-Петербург
Лучшая работа режиссера в театре драмы - Петр Фоменко
"Три сестры", театр "Мастерская П. Фоменко", Москва
Лучшие художники
Лучшая работа художника в театре кукол - Алевтина Торик
"Гадкий утенок", театр "Бродячая собачка", Санкт-Петербург
Приз зрительских симпатий
Спектакль "Оскар и Розовая дама", Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Премия жюри музыкального театра
Музыкальное событие театрального сезона
Мариинскому театру - за воплощение оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда"
Большому театру - за инициативу в развитии современной русской оперы - "Дети Розенталя" Леонида Десятникова и Владимира Сорокина
Лучшая женская роль
Лучшая женская роль в балете и современном танце - Мария Абашова
Анна Каренина - "Анна Каренина", Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
Лучшая женская роль в опере - Лариса Гоголевская
Изольда - "Тристан и Изольда", Мариинский театр, Санкт-Петербург
Лучшая женская роль в театре драмы - Алиса Фрейндлих
Розовая дама - "Оскар и Розовая дама", Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Премия театральных критиков - "Между собакой и волком", "Формальный театр", Санкт-Петербург
Лучшая работа балетмейстера и хореографа - Дэвид Доусон Reverence, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Новация - "Между собакой и волком", "Формальный театр", Санкт-Петербург
прямая речь
Владислав Пази, художественный руководитель Театра имени Ленсовета, постановщик спектакля "Оскар и Розовая дама":
- Такую роль, как в этом спектакле, не сыграет даже очень сильная актриса, если у нее нет душевной мощи, мудрости и человечности. Мне бы и в голову не пришло предложить этот материал у нас в стране кому-нибудь, кроме Алисы Бруновны.
Олег Басилашвили, народный артист СССР:
- Я от всего сердца поздравляю дорогую Алису Бруновну с очередной победой! Она великолепная актриса и прекрасный партнер, всегда заботящийся о тех, кто находится рядом на сцене. Мы играем с ней долгие годы и в Петербурге, и в Москве, и я всегда получаю от этого истинное удовольствие. Желаю моей любимой актрисе оставаться на том же высочайшем уровне, которого она достигла давным-давно.
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, постановщик спектакля "Шинель" (с Мариной Нееловой в роли Акакия Акакиевича), который стал победителем в номинации "Спектакль малой формы":
- Поскольку для меня это уже третья полученная "Золотая маска", большого волнения я не испытывал. Во всяком случае, того, что я ощущал 12 лет назад, став одним из первых лауреатов этой премии, не было. Но с другой стороны, сегодня уровень "Золотой маски" значительно вырос. И при всех маленьких недостатках, которые имеют место в любой премии, когда кто-то остается недовольным, очевидно, что это - национальная премия и качество "продукции" здесь - высочайшее. Именно в связи с этим возникает ощущение огромной ответственности и волнение особого качества, когда твои соперники - известные режиссеры. Мне очень приятно, что Александринский театр, пусть и не напрямую, получил сразу две "Золотые маски". Ведь этой премии был удостоен и режиссер Александринки Андрей Могучий. Пусть даже за спектакль, поставленный в другом театре... Сама же церемония порадовала. Это было лучшее из того, что я видел ранее. И ведущие были в меру остроумны, и хороший ритм был у церемонии, поскольку уложились за три часа.
Дмитрий МИХАЙЛОВ
Ведение самого желанного и самого же ругаемого действа (такова цеховая театральная специфика) было доверено оперной диве Марии Максаковой и артисту столичного ТЮЗа Игорю Гордину. Остроумные, но без напускного энтузиазма, ироничные, но без желчи, они совсем неплохо справились со своей миссией, лишь пару раз явно перебрав с приколами относительно "вручантов" и "вручанток". То же самое можно при желании сказать и о сценическом и режиссерском решении "Маски". Постановщик церемонии Дмитрий Бертман ("Геликонъ-опера") сочинил для этого вечера грандиозный и бьющий по глазам микс из мюзик-
холльных девушек с плюмажами, "Севильского цирюльника", "Призрака оперы" с полузакрытым лицом (естественно, "Золотой маской"), скрытых цитат из бродвейских мюзиклов, Льва Лещенко, "Чио-Чио-сан" и чего-то еще очень позолоченного и по-московски богатого.
Главное условие церемонии - все должно быть по-быстрому, потому что номинаций под четыре десятка, - было соблюдено со всей тщательностью. На это хорошо работала главная новация: никаких конвертов и трепотни нервов с их неспешным открыванием. Главные слова произносились огромной виртуальной маской, которая проецировалась на черный задник сцены.
Первыми получили "Золотые маски" исполнительницы лучших женских ролей в разных жанрах театрального искусства. Так, в балете приза за лучшую роль удостоилась Мария Абашова, исполнительница партии Анны Карениной в одноименном балете, поставленном в Театре балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Лучшей оперной примадонной жюри назвало Ларису Гоголевскую - за партию Изольды в опере Вагнера "Тристан и Изольда" в Мариинском театре. "Золотую маску" как лучшая актриса в драме под бурную овацию зрительного зала получила Алиса Фрейндлих, блистательно сыгравшая моноспектакль "Оскар и Розовая дама" в Театре имени Ленсовета.
На лучшую женскую роль претендовали два моноспектакля актрис первой величины - Алисы Фрейндлих ("Оскар и Розовая дама") и Марины Нееловой ("Шинель"). Жюри не стало выдумывать что-то новое (тем более что это и невозможно), и Алисе Бруновне присудили "Лучшую роль" (а также "Приз зрительских симпатий"), а другой номинантке - "Лучший спектакль".
В опере главными соперниками были два спектакля Мариинского театра: подчеркнуто авангардистские "Тристан и Изольда" в постановке Дмитрия Чернякова и поставленное французом Аленом Маратра "Путешествие в Реймс".
Герои вагнеровского "Тристана и Изольды" переселены волей Чернякова в интерьеры современных отелей и на борт подводной лодки. Наверняка жюри рассудило так: славно, конечно, по-новаторски. Но если давать такому "Золотую маску", что от нас оставят пожилые, но жилистые ревнители высоких оперных традиций? Рассудили - и дали "Тристану" спецприз жюри. И отличный спектакль наградили, и ревнителей убаюкали. За лучшую оперу и за лучшую режиссуру "Маска" досталась много более традиционному "Путешествию в Реймс".
Все "продвинутые" призы - за новацию и приз критики, которые обычно даются за что-то действительно новое, свежее и по-настоящему интересное, дали питерскому спектаклю "Между собакой и волком" "Формального театра" Андрея Могучего.
В финале на авансцену вывезли здоровенные "чучела" Станиславского и Немировича-Данченко и предложили всем раскрасневшимся по разным поводам лауреатам с "отцами-основателями" сфотографироваться. Лауреатов набралось 34.
"Золотая маска-2006"
За честь и достоинство
Георгий Тараторкин вручил премии Людмиле Иосифовне Макаровой и Наталье Ивановне Терентьевой
Лучшие спектакли
Лучший спектакль в балете
"Сон в летнюю ночь", Большой театр, Москва
Лучший спектакль в оперетте и мюзикле
"Ночь открытых дверей", Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
Лучший спектакль в опере
"Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Санкт-Петербург
Лучший спектакль в театре драмы малой формы - "Шинель", театр "Современник" и центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
Лучший спектакль в театре драмы большой формы - "Три сестры", театр "Мастерская Петра Фоменко", Москва
Лучшие режиссеры
Лучшая работа режиссера в опере - Ален Маратра
"Путешествие в Реймс", Мариинский театр, Санкт-Петербург
Лучшая работа режиссера в театре драмы - Петр Фоменко
"Три сестры", театр "Мастерская П. Фоменко", Москва
Лучшие художники
Лучшая работа художника в театре кукол - Алевтина Торик
"Гадкий утенок", театр "Бродячая собачка", Санкт-Петербург
Приз зрительских симпатий
Спектакль "Оскар и Розовая дама", Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Премия жюри музыкального театра
Музыкальное событие театрального сезона
Мариинскому театру - за воплощение оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда"
Большому театру - за инициативу в развитии современной русской оперы - "Дети Розенталя" Леонида Десятникова и Владимира Сорокина
Лучшая женская роль
Лучшая женская роль в балете и современном танце - Мария Абашова
Анна Каренина - "Анна Каренина", Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
Лучшая женская роль в опере - Лариса Гоголевская
Изольда - "Тристан и Изольда", Мариинский театр, Санкт-Петербург
Лучшая женская роль в театре драмы - Алиса Фрейндлих
Розовая дама - "Оскар и Розовая дама", Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Премия театральных критиков - "Между собакой и волком", "Формальный театр", Санкт-Петербург
Лучшая работа балетмейстера и хореографа - Дэвид Доусон Reverence, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Новация - "Между собакой и волком", "Формальный театр", Санкт-Петербург
прямая речь
Владислав Пази, художественный руководитель Театра имени Ленсовета, постановщик спектакля "Оскар и Розовая дама":
- Такую роль, как в этом спектакле, не сыграет даже очень сильная актриса, если у нее нет душевной мощи, мудрости и человечности. Мне бы и в голову не пришло предложить этот материал у нас в стране кому-нибудь, кроме Алисы Бруновны.
Олег Басилашвили, народный артист СССР:
- Я от всего сердца поздравляю дорогую Алису Бруновну с очередной победой! Она великолепная актриса и прекрасный партнер, всегда заботящийся о тех, кто находится рядом на сцене. Мы играем с ней долгие годы и в Петербурге, и в Москве, и я всегда получаю от этого истинное удовольствие. Желаю моей любимой актрисе оставаться на том же высочайшем уровне, которого она достигла давным-давно.
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, постановщик спектакля "Шинель" (с Мариной Нееловой в роли Акакия Акакиевича), который стал победителем в номинации "Спектакль малой формы":
- Поскольку для меня это уже третья полученная "Золотая маска", большого волнения я не испытывал. Во всяком случае, того, что я ощущал 12 лет назад, став одним из первых лауреатов этой премии, не было. Но с другой стороны, сегодня уровень "Золотой маски" значительно вырос. И при всех маленьких недостатках, которые имеют место в любой премии, когда кто-то остается недовольным, очевидно, что это - национальная премия и качество "продукции" здесь - высочайшее. Именно в связи с этим возникает ощущение огромной ответственности и волнение особого качества, когда твои соперники - известные режиссеры. Мне очень приятно, что Александринский театр, пусть и не напрямую, получил сразу две "Золотые маски". Ведь этой премии был удостоен и режиссер Александринки Андрей Могучий. Пусть даже за спектакль, поставленный в другом театре... Сама же церемония порадовала. Это было лучшее из того, что я видел ранее. И ведущие были в меру остроумны, и хороший ритм был у церемонии, поскольку уложились за три часа.
Дмитрий МИХАЙЛОВ