Экономика
ФРЕГАТЫ - ЭТО ВЫГОДНО. НО ТАНКЕРОВ ТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ
20 апреля
- Владимир Евгеньевич, российский гражданский флот стареет на глазах. Почему главный судостроительный центр страны - Петербург - строит так мало гражданских судов?
- Во времена СССР они строились на верфях ГДР, Польши, Болгарии и Югославии. Только заводы Украины использовали часть своих мощностей для гражданского судостроения. На Украину шли основные потоки капиталовложений, там были построены современные заводы, оборудованные по последнему слову техники. Теперь они оказались за рубежом.
Сейчас разрабатываются программы возрождения российского флота, включающие в себя строительство гражданских, рыбопромысловых судов, танкеров, газовозов. Но петербургские заводы в своем развитии остановились на уровне начала 90-х. Хотя есть и приятные события. На Балтийском заводе построен новый корпусообрабатывающий цех, оснащенный новейшим оборудованием. Но других больших вложений в верфи, судостроительные заводы нет.
- Но военные-то суда у нас строят. Правда, для других государств.
- Мы ждали и ждем заказов от нашего ВМФ. Пока их не было, успешно работали на экспорт. Перепроектировали и достроили два эсминца проекта 956Э для Китая. С нуля построили третий, в сентябре будем передавать четвертый корабль нового проекта 956ЭМ. Китайские моряки очень довольны полученными кораблями, и сейчас идут переговоры о продолжении сотрудничества.
Для Индии на Балтийском заводе мы построили три фрегата, которыми довольны уже индийцы, они их очень интенсивно используют. Учитывая успешный опыт первых трех кораблей, мы в ближайшее время ожидаем подписания нового контракта на строительство следующих трех. Это очень выгодные контракты. Три корабля для Индии и два для Китая стоили примерно по 1 миллиарду долларов, а новые будут еще дороже. Эти средства помогли выжить не только нам, но и многим десяткам предприятий, участвовавших в выполнении заказов.
Но сдвинулось дело с мертвой точки и с нашим флотом. В 2002 году у ВМФ России появилась возможность вернуться к вопросу строительства боевых надводных кораблей, а 1 февраля нынешнего года на "Северной верфи" заложен первый корабль XXI века, головное судно проекта 22350 - фрегат "Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков". Фрегат - потому, что мы возвращаемся к общемировой флотской классификации, применявшейся и у нас со времен Петра. Корвет - корабль водоизмещением около 2000 тонн, фрегат - 3500-5000 тонн. Они являются универсальными боевыми единицами, решают ударные, противовоздушные и противолодочные задачи, отличаясь лишь количеством боезапаса на борту и радиусом действия.
- Советский Союз в свое время отказался от строительства авианосцев. Могут ли другие надводные корабли компенсировать их отсутствие?
- Альтернативы авианосцам, по моему мнению, сегодня не существует. Только они могут обеспечить полное господство в том или ином регионе. У России сегодня на вооружении всего один авианосец - "Адмирал Кузнецов". Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы претендовать на роль великой морской державы. Все время называются новые сроки начала проектирования авианосцев, но это очень дорого, и я не думаю, что подобные работы начнутся раньше 2010 года.
- Не может случиться так, что к этому времени стратегическая роль авианосцев изменится?
- Пока для таких предположений нет оснований. Весь опыт локальных войн показывает, что авианосцы являются наиболее мощной ударной силой в любой точке мирового океана, в любом регионе. Впрочем, ПКБ "Северное" проектированием авианосцев не занималось, есть профильные КБ.
- Нередко высказывается мнение, что климатические условия в России не самые благоприятные для судостроения. В Петербурге, например, продолжительная зима, частые дожди, а закрытые строительные площадки можно пересчитать по пальцам.
- Это не совсем так. На "Адмиралтейских верфях", Балтийском заводе основные стапеля наклонные, что не очень удобно, хотя такие стапеля во многих развитых странах сохранились и активно эксплуатируются. Но у нас есть и заводы с современными закрытыми эллингами. На "Северной верфи" четыре современных пролета, на которых можно вести строительство при любой погоде, доводить корабли до большой степени готовности еще до спуска на воду. Проблема возникнет при увеличении объемов строительства. Наклонные стапеля приходится освобождать как можно скорее и вести достройку судна уже на воде. Работа в закрытых помещениях обеспечивает и лучшие условия труда, и более высокое качество. У нас нет закрытых сухих доков, поэтому нужно иметь горизонтальные стапельные места в эллинге. Пока их, к сожалению, не хватает.
- Исходя из сложившихся условий, по какому направлению, на ваш взгляд, должно развиваться отечественное судостроение?
- Приоритетным направлением должно стать строительство сложных дорогих судов, требующее применения высоких технологий, передового научно-технического потенциала. Уже сейчас Балтийский завод строит танкеры-химовозы. К разряду перспективных можно отнести также спасательные и другие суда, требующие большого количества современного механического и электронного оборудования. Стоимость их в несколько раз выше, чем простых сухогрузов и танкеров. Учитывая рост поставок за рубеж энергоносителей, можно предположить, что в скором будущем понадобятся целые флотилии судов специального назначения. Современные суда ледового класса нужны и для обеспечения безопасности работ на морских нефтяных вышках. Для перевозки сжиженного газа необходимы суда, оснащенные криогенной техникой, специальное береговое оборудование, особые береговые причалы. В общем, рынок заказов есть. Но действующее законодательство конкурентоспособности отечественного судостроения не способствует. В большинстве стран судостроению оказывается государственная поддержка. У нас соответствующие законы уже много лет находятся в стадии разработки. Создана Морская коллегия, различные советы. Я, будучи оптимистом, надеюсь, что эти проблемы будут как-то решены. Наша судостроительная промышленность может создавать все классы кораблей и судов.
22 апреля исполняется 60 лет со дня создания проектно-конструкторского бюро "Северное" - главного проектного центра страны по созданию крупных надводных военных кораблей. Ударная сила советского, а теперь российского надводного флота рождалась в Петербурге.
Александр БЕЛИКОВ
- Во времена СССР они строились на верфях ГДР, Польши, Болгарии и Югославии. Только заводы Украины использовали часть своих мощностей для гражданского судостроения. На Украину шли основные потоки капиталовложений, там были построены современные заводы, оборудованные по последнему слову техники. Теперь они оказались за рубежом.
Сейчас разрабатываются программы возрождения российского флота, включающие в себя строительство гражданских, рыбопромысловых судов, танкеров, газовозов. Но петербургские заводы в своем развитии остановились на уровне начала 90-х. Хотя есть и приятные события. На Балтийском заводе построен новый корпусообрабатывающий цех, оснащенный новейшим оборудованием. Но других больших вложений в верфи, судостроительные заводы нет.
- Но военные-то суда у нас строят. Правда, для других государств.
- Мы ждали и ждем заказов от нашего ВМФ. Пока их не было, успешно работали на экспорт. Перепроектировали и достроили два эсминца проекта 956Э для Китая. С нуля построили третий, в сентябре будем передавать четвертый корабль нового проекта 956ЭМ. Китайские моряки очень довольны полученными кораблями, и сейчас идут переговоры о продолжении сотрудничества.
Для Индии на Балтийском заводе мы построили три фрегата, которыми довольны уже индийцы, они их очень интенсивно используют. Учитывая успешный опыт первых трех кораблей, мы в ближайшее время ожидаем подписания нового контракта на строительство следующих трех. Это очень выгодные контракты. Три корабля для Индии и два для Китая стоили примерно по 1 миллиарду долларов, а новые будут еще дороже. Эти средства помогли выжить не только нам, но и многим десяткам предприятий, участвовавших в выполнении заказов.
Но сдвинулось дело с мертвой точки и с нашим флотом. В 2002 году у ВМФ России появилась возможность вернуться к вопросу строительства боевых надводных кораблей, а 1 февраля нынешнего года на "Северной верфи" заложен первый корабль XXI века, головное судно проекта 22350 - фрегат "Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков". Фрегат - потому, что мы возвращаемся к общемировой флотской классификации, применявшейся и у нас со времен Петра. Корвет - корабль водоизмещением около 2000 тонн, фрегат - 3500-5000 тонн. Они являются универсальными боевыми единицами, решают ударные, противовоздушные и противолодочные задачи, отличаясь лишь количеством боезапаса на борту и радиусом действия.
- Советский Союз в свое время отказался от строительства авианосцев. Могут ли другие надводные корабли компенсировать их отсутствие?
- Альтернативы авианосцам, по моему мнению, сегодня не существует. Только они могут обеспечить полное господство в том или ином регионе. У России сегодня на вооружении всего один авианосец - "Адмирал Кузнецов". Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы претендовать на роль великой морской державы. Все время называются новые сроки начала проектирования авианосцев, но это очень дорого, и я не думаю, что подобные работы начнутся раньше 2010 года.
- Не может случиться так, что к этому времени стратегическая роль авианосцев изменится?
- Пока для таких предположений нет оснований. Весь опыт локальных войн показывает, что авианосцы являются наиболее мощной ударной силой в любой точке мирового океана, в любом регионе. Впрочем, ПКБ "Северное" проектированием авианосцев не занималось, есть профильные КБ.
- Нередко высказывается мнение, что климатические условия в России не самые благоприятные для судостроения. В Петербурге, например, продолжительная зима, частые дожди, а закрытые строительные площадки можно пересчитать по пальцам.
- Это не совсем так. На "Адмиралтейских верфях", Балтийском заводе основные стапеля наклонные, что не очень удобно, хотя такие стапеля во многих развитых странах сохранились и активно эксплуатируются. Но у нас есть и заводы с современными закрытыми эллингами. На "Северной верфи" четыре современных пролета, на которых можно вести строительство при любой погоде, доводить корабли до большой степени готовности еще до спуска на воду. Проблема возникнет при увеличении объемов строительства. Наклонные стапеля приходится освобождать как можно скорее и вести достройку судна уже на воде. Работа в закрытых помещениях обеспечивает и лучшие условия труда, и более высокое качество. У нас нет закрытых сухих доков, поэтому нужно иметь горизонтальные стапельные места в эллинге. Пока их, к сожалению, не хватает.
- Исходя из сложившихся условий, по какому направлению, на ваш взгляд, должно развиваться отечественное судостроение?
- Приоритетным направлением должно стать строительство сложных дорогих судов, требующее применения высоких технологий, передового научно-технического потенциала. Уже сейчас Балтийский завод строит танкеры-химовозы. К разряду перспективных можно отнести также спасательные и другие суда, требующие большого количества современного механического и электронного оборудования. Стоимость их в несколько раз выше, чем простых сухогрузов и танкеров. Учитывая рост поставок за рубеж энергоносителей, можно предположить, что в скором будущем понадобятся целые флотилии судов специального назначения. Современные суда ледового класса нужны и для обеспечения безопасности работ на морских нефтяных вышках. Для перевозки сжиженного газа необходимы суда, оснащенные криогенной техникой, специальное береговое оборудование, особые береговые причалы. В общем, рынок заказов есть. Но действующее законодательство конкурентоспособности отечественного судостроения не способствует. В большинстве стран судостроению оказывается государственная поддержка. У нас соответствующие законы уже много лет находятся в стадии разработки. Создана Морская коллегия, различные советы. Я, будучи оптимистом, надеюсь, что эти проблемы будут как-то решены. Наша судостроительная промышленность может создавать все классы кораблей и судов.
22 апреля исполняется 60 лет со дня создания проектно-конструкторского бюро "Северное" - главного проектного центра страны по созданию крупных надводных военных кораблей. Ударная сила советского, а теперь российского надводного флота рождалась в Петербурге.
Александр БЕЛИКОВ