Северо-Запад
НОВГОРОД ПОЛУЧИЛ ПОДАРОК ИЗ ДРЕВНОСТИ
20 апреля
Грановитая палата известна туристам по выставке ювелирных украшений Средневековья, расположенной в готическом зале. Другие помещения всегда были скрыты от глаз посетителей. Там располагались хранилища Новгородского музея-заповедника. По признанию музейных работников, здание давно требовало реставрации. Но, учитывая, что аналогов подобного гражданского строения, возведенного в готическом стиле, да еще столь древнего, в России больше не существует, стоимость реставрационных работ для музея была неподъемной. И только в нынешнем году, в преддверии юбилея города, появились средства. Первые же поверхностные исследования специалистов принесли неожиданные открытия.
- Живопись в здании в большинстве своем погибла, - рассказал корреспонденту "НВ" реставратор Владимир Сарабьянов. - Но в так называемой палате архиепископа Иоанна мы обнаружили удивительную композицию. Под тремя слоями записей в нише находится изображение сюжета "София Премудрость Божия", датируемое XV веком. До сих пор этот сюжет с изображением Христа в виде ангела в сопровождении Иоанна Предтечи и Богоматери встречался лишь в более поздних произведениях. Самое древнее сохранившееся его изображение до этого момента датировалось XVII веком.
Кроме того, на стенах и потолке этого же помещения реставраторы обнаружили поразительную роспись XIX века: сюжеты из жизни архиепископа Иоанна, жившего в XII веке. Причем, когда росписи открылись, реставраторы поразились манере, в которой они сделаны: очень напоминает современное граффити. На изображении отчетливо виден ночной город и архиепископ Иоанн, летящий на бесе, очень похожем на пони.
- Я даже сначала подумал, что это баловство какое-то, - признался Владимир Сарабьянов, показывая почти прозрачный рисунок на стенах зала. - Ощущение, будто подростки нарисовали.
Если говорить о деталях реставрации, то сейчас речь идет о раскрытии внутренних культурных слоев здания. Учитывая его долгую историю, понятно, что тайн в этих стенах хранится немало. Например, туристы всегда видели только один зал, так называемый готический, где расположена выставка. Два других сводчатых зала были скрыты от посетителей: они использовались музеем как хранилища. После того как помещения были освобождены, реставраторов ждали очередные открытия. Сегодня специалисты уверены, что нынешняя структура здания отличается от первоначальной.
- Мы считаем, что внутри есть ходы, которые делали сооружение своего рода "вещью в себе". То есть из подвала, не покидая здания, можно было попасть на первый этаж, затем на второй, а после на чердак, - рассказывает руководитель группы реставраторов Ирина Калугина. - И уже сейчас обнаружены неизвестные до сих пор ходы. Между сводчатыми залами есть коридор, в стенах которого мы сделали ниши и раскрыли древние своды лестниц.
О сроке окончания работ и о том, каким будет памятник после реставрации, пока никто сказать не может. Возможно, здание станет выше: слой земли, нанесенный почти за шесть столетий, будет снят. Однозначно можно сказать, что туристы увидят больше, чем раньше. Частью экспозиции станут не только ювелирные украшения из готического зала, но и сами залы, раскрытые фрески на стенах и архитектура здания.
Историческая справка
Грановитая палата - единственный готический памятник архитектуры, появившийся на территории России в древности, и самая старая гражданская постройка. Свое название она получила из-за декоративного оформления сводов готическими нервюрами - "гранями".
Первое упоминание о Грановитой палате появилось в 1433 году. Полагают, что именно здесь Иван III провозгласил возникновение нового объединенного государства - России. В XIX веке верхний этаж палаты превратился в церковь. В 1930 году палата стала музеем, и в готическом зале открылась выставка с материалами о реставрации новгородских памятников. С 80-х годов прошлого века в готическом зале демонстрируются средневековые ювелирные украшения.
Светлана ОЙРА, собкор "НВ"
- Живопись в здании в большинстве своем погибла, - рассказал корреспонденту "НВ" реставратор Владимир Сарабьянов. - Но в так называемой палате архиепископа Иоанна мы обнаружили удивительную композицию. Под тремя слоями записей в нише находится изображение сюжета "София Премудрость Божия", датируемое XV веком. До сих пор этот сюжет с изображением Христа в виде ангела в сопровождении Иоанна Предтечи и Богоматери встречался лишь в более поздних произведениях. Самое древнее сохранившееся его изображение до этого момента датировалось XVII веком.
Кроме того, на стенах и потолке этого же помещения реставраторы обнаружили поразительную роспись XIX века: сюжеты из жизни архиепископа Иоанна, жившего в XII веке. Причем, когда росписи открылись, реставраторы поразились манере, в которой они сделаны: очень напоминает современное граффити. На изображении отчетливо виден ночной город и архиепископ Иоанн, летящий на бесе, очень похожем на пони.
- Я даже сначала подумал, что это баловство какое-то, - признался Владимир Сарабьянов, показывая почти прозрачный рисунок на стенах зала. - Ощущение, будто подростки нарисовали.
Если говорить о деталях реставрации, то сейчас речь идет о раскрытии внутренних культурных слоев здания. Учитывая его долгую историю, понятно, что тайн в этих стенах хранится немало. Например, туристы всегда видели только один зал, так называемый готический, где расположена выставка. Два других сводчатых зала были скрыты от посетителей: они использовались музеем как хранилища. После того как помещения были освобождены, реставраторов ждали очередные открытия. Сегодня специалисты уверены, что нынешняя структура здания отличается от первоначальной.
- Мы считаем, что внутри есть ходы, которые делали сооружение своего рода "вещью в себе". То есть из подвала, не покидая здания, можно было попасть на первый этаж, затем на второй, а после на чердак, - рассказывает руководитель группы реставраторов Ирина Калугина. - И уже сейчас обнаружены неизвестные до сих пор ходы. Между сводчатыми залами есть коридор, в стенах которого мы сделали ниши и раскрыли древние своды лестниц.
О сроке окончания работ и о том, каким будет памятник после реставрации, пока никто сказать не может. Возможно, здание станет выше: слой земли, нанесенный почти за шесть столетий, будет снят. Однозначно можно сказать, что туристы увидят больше, чем раньше. Частью экспозиции станут не только ювелирные украшения из готического зала, но и сами залы, раскрытые фрески на стенах и архитектура здания.
Историческая справка
Грановитая палата - единственный готический памятник архитектуры, появившийся на территории России в древности, и самая старая гражданская постройка. Свое название она получила из-за декоративного оформления сводов готическими нервюрами - "гранями".
Первое упоминание о Грановитой палате появилось в 1433 году. Полагают, что именно здесь Иван III провозгласил возникновение нового объединенного государства - России. В XIX веке верхний этаж палаты превратился в церковь. В 1930 году палата стала музеем, и в готическом зале открылась выставка с материалами о реставрации новгородских памятников. С 80-х годов прошлого века в готическом зале демонстрируются средневековые ювелирные украшения.
Светлана ОЙРА, собкор "НВ"