Экономика
КАК ПОССОРИЛИСЬ ЦЕНА И КАЧЕСТВО
25 апреля
Что-то непонятное происходит в нашем дорожном королевстве. Весна, солнце - и никаких перекрытий петербургских улиц из-за дорожного ремонта. С одной стороны, автолюбители радуются. С другой - возникает вопрос: почему же питерские дорожники (более 20 компаний) столь бездарно расходуют погожие деньки? Может быть, чиновники посчитали, что текущих и капитальных ремонтов проезжей части в предыдущие годы сделано в нашем городе столько, что можно взять и передышку? Отнюдь...
Смена караула
В адресной программе только текущего ремонта (замена верхнего слоя асфальта) на 2006 год - более миллиона квадратных метров покрытий. Город выделяет на это дело несколько миллиардов рублей, а дорожные строители хоть сегодня готовы вывести на улицы современные асфальтоукладчики, фрезы и другую технику.
Но, увы, не выводят. С 1 января 2006 года правила игры на этом рынке изменил Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Дорожные работы сметой свыше 15 миллионов рублей перешли в сферу госзаказа, конкурсным распределением которого в Петербурге занимается комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).
Таким образом, этот комитет сменил на посту уполномоченного органа (заказчика) дорожных работ своих коллег из комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Казалось бы, дорожникам какая разница - одни чиновники сменили других. Но, как оказалось, разница есть, и участники рынка сразу ее почувствовали.
КБДХ "рулил" ремонтным процессом много лет, в том числе в авральные 2001-2002 годы. Напомним, что накануне юбилея ежегодно укладывалось по 6 миллионов квадратных метров нового асфальта - в 2-3 раза больше, чем после 300-летия.
В методике отбора подрядчиков комитет делал упор на мониторинг ранее выполненных претендентом работ и гарантийные обязательства дорожных фирм по качеству покрытия. Победители тендеров, как правило, давали гарантию на 5-7 лет, что вполне устраивало город.
Кто в ремонте всех главнее
Предварительная страховка позволяла городу избежать ошибок и последствий, которые имели место на федеральных объектах - Кольцевой автодороге и дамбе. Напомним, что главным критерием отбора победителя лота была минимальная предложенная цена. К сожалению, ряд компаний, предложивших минимальную смету, не выполнил своих обязательств, и пуск восточного полукольца КАД пришлось перенести с 2003 на 2006 год.
КЭРППиТ считается рачительным распорядителем бюджетных средств. Только на проведении конкурсов по госзаказам в прошлом году комитет сэкономил 3 миллиарда 582 миллиона рублей. Приняв на себя госзаказ по дорожному ремонту, комитет экономического развития во главу угла поставил именно проверенную ценовую доминанту. Этот принцип в дорожной отрасли, увы, не сработал.
Валентина Матвиенко дала поручение провести все дорожные конкурсы в I квартале 2006 года, чтобы с приходом настоящей весны на объектах закипели работы. Однако воля градоначальницы "по методологическим причинам" исполнена не была.
В феврале в КЭРППиТ прошло совещание с участием руководителей этого комитета и КБДХ. Комитет по благоустройству рекомендовал преемнику свою систему оценки поданных заявок. Критериев, согласно новому законодательству, оказалось 4: качество работ, цена контракта, сроки и объем гарантийных обязательств. С критерием "качество работ", предложенной дорожным комитетом, представители экономического комитета не согласились. Нельзя, мол, на момент конкурса оценить качество будущих работ, а старые заслуги претендента и его технические возможности - не в счет.
Буквой по духу
Теоретические споры уже привели к практическим последствиям. В середине марта 2006 года КБДХ передал в КЭРППиТ конкурсную документацию на 6 важных и крупных объектов - проектирование и реконструкцию транспортной развязки на проспекте Маршала Жукова, аналогичные работы на путепроводе на Пискаревском проспекте, Синопской набережной (на участке от Обводного канала до улицы Моисеенко) и ряде других адресов. Общая смета этих объектов - 4 миллиарда рублей, их ремонт поможет значительно улучшить пропускную способность городской улично-дорожной сети (УДС).
По мнению методистов КЭРППиТ, критерий "качество выполнения работ" является оценкой квалификации участника по опыту работы. А действующее законодательство исключает возможность оценки квалификации участников. Поэтому все конкурсы были возвращены.
По букве закона, возможно, методисты правы. А по духу... Со дня объявления начала конкурса до дня подписания контракта должно пройти 88 суток. Напомним, что конкурс по шести важнейшим объектам городской УДС еще не объявлен. В лучшем случае реконструкция этих объектов начнется в июле-августе 2006 года, с потерей половины летнего рабочего сезона, а асфальтирование - и того позже.
В этом споре не родилась истина
Но, похоже, в распределении заказа - это не самое важное. В одной из недавних публикаций начальник отдела методологического обеспечения государственного заказа комитета экономического развития Алексей Бекташев не без удовольствия заявил:
- С 1 января 2006 года всю полноту власти по размещению государственного заказа выполняет уполномоченный орган (в нашем случае КЭРППиТ. - Прим. ред.). Все, чем обладают другие государственные заказчики при размещении заказов на суммы свыше 15 миллионов рублей, - это рекомендательно-совещательная функция... Последнее решающее слово остается за уполномоченным органом.
А судьи кто? Квалификацию самого уполномеченного органа, в том числе и по технической части конкурсной документации специалисты отрасли подвергают большому сомнению.
Вот мнение директора ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга Кирилла Иванова:
- Возросший объем полномочий КЭРППиТ, к сожалению, не подкреплен соответствующим кадровым усилением. Недостаток специалистов отраслевой направленности не всегда позитивно сказывается на работе с другими органами исполнительной власти. В результате конкурсы, поданные заказчиками еще в январе, дошли до объявления только в начале апреля.
По мнению чиновников комитета экономического развития, качество работ и услуг при выборе подрядчика не может быть главенствующим. Кто дал меньшую цену - тот и победил. Ну а как потом "победители" строят, дорожники знают и по опыту КАД, и по опыту других регионов. Санкт-Петербург до сих пор, благодаря четкой системе оценки качества и контролю над выполнением гарантийных обязательств, не наступал на эти грабли. Теперь настала наша очередь.
Не пора ли Смольному вмешаться в спор своих "хозяйствующих субъектов"?
Сергей ТАЧАЕВ
Смена караула
В адресной программе только текущего ремонта (замена верхнего слоя асфальта) на 2006 год - более миллиона квадратных метров покрытий. Город выделяет на это дело несколько миллиардов рублей, а дорожные строители хоть сегодня готовы вывести на улицы современные асфальтоукладчики, фрезы и другую технику.
Но, увы, не выводят. С 1 января 2006 года правила игры на этом рынке изменил Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Дорожные работы сметой свыше 15 миллионов рублей перешли в сферу госзаказа, конкурсным распределением которого в Петербурге занимается комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ).
Таким образом, этот комитет сменил на посту уполномоченного органа (заказчика) дорожных работ своих коллег из комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Казалось бы, дорожникам какая разница - одни чиновники сменили других. Но, как оказалось, разница есть, и участники рынка сразу ее почувствовали.
КБДХ "рулил" ремонтным процессом много лет, в том числе в авральные 2001-2002 годы. Напомним, что накануне юбилея ежегодно укладывалось по 6 миллионов квадратных метров нового асфальта - в 2-3 раза больше, чем после 300-летия.
В методике отбора подрядчиков комитет делал упор на мониторинг ранее выполненных претендентом работ и гарантийные обязательства дорожных фирм по качеству покрытия. Победители тендеров, как правило, давали гарантию на 5-7 лет, что вполне устраивало город.
Кто в ремонте всех главнее
Предварительная страховка позволяла городу избежать ошибок и последствий, которые имели место на федеральных объектах - Кольцевой автодороге и дамбе. Напомним, что главным критерием отбора победителя лота была минимальная предложенная цена. К сожалению, ряд компаний, предложивших минимальную смету, не выполнил своих обязательств, и пуск восточного полукольца КАД пришлось перенести с 2003 на 2006 год.
КЭРППиТ считается рачительным распорядителем бюджетных средств. Только на проведении конкурсов по госзаказам в прошлом году комитет сэкономил 3 миллиарда 582 миллиона рублей. Приняв на себя госзаказ по дорожному ремонту, комитет экономического развития во главу угла поставил именно проверенную ценовую доминанту. Этот принцип в дорожной отрасли, увы, не сработал.
Валентина Матвиенко дала поручение провести все дорожные конкурсы в I квартале 2006 года, чтобы с приходом настоящей весны на объектах закипели работы. Однако воля градоначальницы "по методологическим причинам" исполнена не была.
В феврале в КЭРППиТ прошло совещание с участием руководителей этого комитета и КБДХ. Комитет по благоустройству рекомендовал преемнику свою систему оценки поданных заявок. Критериев, согласно новому законодательству, оказалось 4: качество работ, цена контракта, сроки и объем гарантийных обязательств. С критерием "качество работ", предложенной дорожным комитетом, представители экономического комитета не согласились. Нельзя, мол, на момент конкурса оценить качество будущих работ, а старые заслуги претендента и его технические возможности - не в счет.
Буквой по духу
Теоретические споры уже привели к практическим последствиям. В середине марта 2006 года КБДХ передал в КЭРППиТ конкурсную документацию на 6 важных и крупных объектов - проектирование и реконструкцию транспортной развязки на проспекте Маршала Жукова, аналогичные работы на путепроводе на Пискаревском проспекте, Синопской набережной (на участке от Обводного канала до улицы Моисеенко) и ряде других адресов. Общая смета этих объектов - 4 миллиарда рублей, их ремонт поможет значительно улучшить пропускную способность городской улично-дорожной сети (УДС).
По мнению методистов КЭРППиТ, критерий "качество выполнения работ" является оценкой квалификации участника по опыту работы. А действующее законодательство исключает возможность оценки квалификации участников. Поэтому все конкурсы были возвращены.
По букве закона, возможно, методисты правы. А по духу... Со дня объявления начала конкурса до дня подписания контракта должно пройти 88 суток. Напомним, что конкурс по шести важнейшим объектам городской УДС еще не объявлен. В лучшем случае реконструкция этих объектов начнется в июле-августе 2006 года, с потерей половины летнего рабочего сезона, а асфальтирование - и того позже.
В этом споре не родилась истина
Но, похоже, в распределении заказа - это не самое важное. В одной из недавних публикаций начальник отдела методологического обеспечения государственного заказа комитета экономического развития Алексей Бекташев не без удовольствия заявил:
- С 1 января 2006 года всю полноту власти по размещению государственного заказа выполняет уполномоченный орган (в нашем случае КЭРППиТ. - Прим. ред.). Все, чем обладают другие государственные заказчики при размещении заказов на суммы свыше 15 миллионов рублей, - это рекомендательно-совещательная функция... Последнее решающее слово остается за уполномоченным органом.
А судьи кто? Квалификацию самого уполномеченного органа, в том числе и по технической части конкурсной документации специалисты отрасли подвергают большому сомнению.
Вот мнение директора ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга Кирилла Иванова:
- Возросший объем полномочий КЭРППиТ, к сожалению, не подкреплен соответствующим кадровым усилением. Недостаток специалистов отраслевой направленности не всегда позитивно сказывается на работе с другими органами исполнительной власти. В результате конкурсы, поданные заказчиками еще в январе, дошли до объявления только в начале апреля.
По мнению чиновников комитета экономического развития, качество работ и услуг при выборе подрядчика не может быть главенствующим. Кто дал меньшую цену - тот и победил. Ну а как потом "победители" строят, дорожники знают и по опыту КАД, и по опыту других регионов. Санкт-Петербург до сих пор, благодаря четкой системе оценки качества и контролю над выполнением гарантийных обязательств, не наступал на эти грабли. Теперь настала наша очередь.
Не пора ли Смольному вмешаться в спор своих "хозяйствующих субъектов"?
Сергей ТАЧАЕВ