Культура

"ШУМИМ, БРАТЕЦ, ШУМИМ!"

25 апреля
По сравнению с прошлогодним, "этническо-песенным" SKIFом юбилейный слет российских и мировых культуртрегеров стал чуть более экспериментальным, "курехинским". И уже только поэтому вряд ли кто-то смог обвинить SKIF в заигрывании с попсой, чего в прошлом году было предостаточно. Вместо стиля world music (полосатые растаманские шапочки и мирное покуривание, сидя на полу по-турецки) в качестве фестивального знамени фигурировал не определенный стиль, а понятийная система. Ключевым словом для юбилейного фестиваля стало слово "шум". Шумело все - от звукового сопровождения видеоарта и молодого человека с катушками до знаменитых профессиональных музыкантов, сыпавших металлические цепи на струны гитары и елозивших палочками по металлическим спиралям.
Соответственно, сменилась и публика. Слушателей в этом году стало меньше, но зато они действительно были готовы практически ко всему. Люди пришли в Центр современного искусства действительно за современным искусством. И даже когда в последний вечер фестиваля американец Фил Ниблокк предложил зрителям фильм о труде на лоне природы под монотонное гудение одной ноты, в зале даже через полчаса оставалось немалое количество людей.
Больше всего публику интересовали мультимедийные проекты - то, где было не только что послушать, но и на что посмотреть. Когда на сцену вышел петербургско-британский коллектив ФИГС, у сцены столпилось множество любопытных узнать, как ансамбль из четырех перкуссионистов-барабанщиков будет изготавливать музыку из металлических тарелочек, коробочек, натянутой проволоки с передвигающимися по ним пинцетом и пружинкой, а также прицепленной сбоку решетки. Что интересно, из этого "металлохаоса" и музыкантских рук вылетали не только слаженные постукивания разной высотности и тембра, но и даже какие-то мяукающие протяжные звуки а-ля гавайская гитара, когда, например, музыканты с задором водили смычком по металлическим тарелочкам.

Впрочем, аудитория к выступлению "фигсов" уже была морально подготовлена в один из первых дней выступлением американца Фреда Фрита, ставившего на струны своей гитары некое подобие консервной банки или стучащего по ним палочкой.
Функционировавшая в прошлом году третья сцена Центра современного искусства не работала. Тем лучше, поскольку без особых звуковых помех удавались тонкие акустические эксперименты в Большом зале. Приятно удивил ряд выступлений в фойе. Например, московская группа "Кафтан смеха" создала целое представление в духе вызывающей экспериментальной театральной эстетики 80-х. Смена костюмов, использование живого видеоряда, света, танца, пения, - тщательно продуманное и срежиссированное выступление не могло остаться без внимания публики. В отличие практически ото всех остальных выступавших на фестивале коллективов "Кафтан смеха" показал себя не только как музыкантов, но и как актеров. Политый красной краской белый экран, разрезаемый ножом, стихи Александра Башлачева ("Он, собака, пьет год без месяца"), рупор, мелькание света - все это завораживало публику.
Тем неожиданнее и светлее после этого выглядело романтичное выступление дуэта студентов Консерватории, игравших на скрипке и фиделе - средневековом смычковом инструменте. Их нежный музыкальный диалог, перетекавший в музыкальную классику Брамса и Баха - Гуно, стал одним из откровений фестиваля.
Алина ЦИОПА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
107.74
1.837 (-1.71%)
Курс Евро
114.31
1.826 (-1.6%)
Погода
Сегодня,
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно
02 декабря
понедельник
+4
Облачно