Культура
У "РАЗНЫХ СУДЕБ" ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА
28 апреля
На протяжении нескольких лет картина режиссера Леонида Лукова была одной из самых популярных в советском кино. Но в дальнейшем судьба ее сложилась печально.
- Первоначально фильм назывался "Знакомые судьбы", - рассказывает исполнитель одной из главных ролей Юлиан Панич. - Слово "знакомые" подразумевает, что герои живут где-то рядом, подобная история могла или может случиться с кем-нибудь из вашего окружения. Но министр культуры Екатерина Фурцева заявила: "Это что еще за "Знакомые судьбы"? Фильм о судьбе моей дочки Риты? Вот в романсе Рощина есть фраза "разные судьбы", пусть картина так и называется". Изменив название, фильм лишили полемической заостренности! И зрителями он до сих пор воспринимается как интересная, хорошо рассказанная сказка. А для нас с Таней Пилецкой это еще и воспоминание о потрясающем времени, когда мы все были слепые, но честные, умные, но не образованные и верили в обе-щанное нам светлое коммунистическое будущее.
Раньше многих других разуверившись в светлом будущем, в 1972 году Юлиан Панич эмигрировал из Советского Союза. И четверть века фильм был под запретом. Актриса Татьяна Пилецкая на своих творческих вечерах не могла показывать даже фрагменты из "Разных судеб".
- Сценарий писался под конкретных артистов, никто никаких проб не проходил, - продолжает рассказ Юлиан Панич. - Нашими с Таней партнерами были выдающиеся актеры Ольга Жизнева и Лев Свердлин. В картине также снимались Георгий Юматов и Бруно Фрейндлих. Режиссер - Леонид Луков, ранее снявший "Большую жизнь", "Два бойца", "Пархоменко". Было ему тогда 48 лет! Ходил он в заграничном пальто, которое ему у спекулянтов достал Сережа Параджанов, важно опирался на палку. За ним всегда вился шлейф ассистентов. Режиссер в советском кино в то время был "маленький Сталин". Но не все диктаторские указания оказывались выполнимы молниеносно. Мне нелегко далась сцена с пощечиной. Федя Морозов, мой герой, должен был влепить ее своей неверной жене. Я на физиологическом уровне не могу бить женщин. Леонид Давыдович забеспокоился: "Надо что-нибудь придумать!" В результате Таня Пилецкая отхлестала меня по щекам, надев мокрую перчатку. "Ну а теперь ты ударь ее! Таня стерва, она тебе изменила!" - давай подзуживать Луков. В картину почему-то вошел второй дубль. На экране можно видеть: у Татьяны вот такое огромное ухо! Это я так ей врезал в первом дубле!..
Хотя и у Пилецкой, и у Панича "Разные судьбы" не первая картина, но именно после нее оба наутро проснулись знаменитыми.
- Популярность была, конечно, сумасшедшая, но сказать, что на меня накинулись режиссеры, было бы неправдой, - призналась Пилецкая корреспонденту "НВ". - "У нее злое лицо, злые глаза!" - стали говорить не только о моей героине, но и обо мне. И хотя кинобиография начала складываться еще до "Разных судеб" (совсем девчонкой я снялась у Григория Козинцева в роли Дарьи Севастопольской в картине "Пирогов", потом были "Княжна Мери", "Мать", "Дело № 306"), мне пришлось преодолевать стереотипы, доказывать, что я могу быть не только такой, как Таня Огнева.
Судьбы исполнителей главных ролей тоже сложились по-разному. Народная артистка России Татьяна Пилецкая в кино сыграла более трех десятков ролей и с головой ушла в театр. В театре "Балтийский дом" она работает и по сей день. Юлиан Панич занялся режиссурой, а эмигрировав, создал на радио "Свобода" радиотеатр. Сейчас он, несмотря на то, что преимущественно живет под Парижем, считает, что его эмиграция давно закончилась. Панич ставит спектакли в России. В настоящее время репетирует в театре "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.
Владимир ЖЕЛТОВ
- Первоначально фильм назывался "Знакомые судьбы", - рассказывает исполнитель одной из главных ролей Юлиан Панич. - Слово "знакомые" подразумевает, что герои живут где-то рядом, подобная история могла или может случиться с кем-нибудь из вашего окружения. Но министр культуры Екатерина Фурцева заявила: "Это что еще за "Знакомые судьбы"? Фильм о судьбе моей дочки Риты? Вот в романсе Рощина есть фраза "разные судьбы", пусть картина так и называется". Изменив название, фильм лишили полемической заостренности! И зрителями он до сих пор воспринимается как интересная, хорошо рассказанная сказка. А для нас с Таней Пилецкой это еще и воспоминание о потрясающем времени, когда мы все были слепые, но честные, умные, но не образованные и верили в обе-щанное нам светлое коммунистическое будущее.
Раньше многих других разуверившись в светлом будущем, в 1972 году Юлиан Панич эмигрировал из Советского Союза. И четверть века фильм был под запретом. Актриса Татьяна Пилецкая на своих творческих вечерах не могла показывать даже фрагменты из "Разных судеб".
- Сценарий писался под конкретных артистов, никто никаких проб не проходил, - продолжает рассказ Юлиан Панич. - Нашими с Таней партнерами были выдающиеся актеры Ольга Жизнева и Лев Свердлин. В картине также снимались Георгий Юматов и Бруно Фрейндлих. Режиссер - Леонид Луков, ранее снявший "Большую жизнь", "Два бойца", "Пархоменко". Было ему тогда 48 лет! Ходил он в заграничном пальто, которое ему у спекулянтов достал Сережа Параджанов, важно опирался на палку. За ним всегда вился шлейф ассистентов. Режиссер в советском кино в то время был "маленький Сталин". Но не все диктаторские указания оказывались выполнимы молниеносно. Мне нелегко далась сцена с пощечиной. Федя Морозов, мой герой, должен был влепить ее своей неверной жене. Я на физиологическом уровне не могу бить женщин. Леонид Давыдович забеспокоился: "Надо что-нибудь придумать!" В результате Таня Пилецкая отхлестала меня по щекам, надев мокрую перчатку. "Ну а теперь ты ударь ее! Таня стерва, она тебе изменила!" - давай подзуживать Луков. В картину почему-то вошел второй дубль. На экране можно видеть: у Татьяны вот такое огромное ухо! Это я так ей врезал в первом дубле!..
Хотя и у Пилецкой, и у Панича "Разные судьбы" не первая картина, но именно после нее оба наутро проснулись знаменитыми.
- Популярность была, конечно, сумасшедшая, но сказать, что на меня накинулись режиссеры, было бы неправдой, - призналась Пилецкая корреспонденту "НВ". - "У нее злое лицо, злые глаза!" - стали говорить не только о моей героине, но и обо мне. И хотя кинобиография начала складываться еще до "Разных судеб" (совсем девчонкой я снялась у Григория Козинцева в роли Дарьи Севастопольской в картине "Пирогов", потом были "Княжна Мери", "Мать", "Дело № 306"), мне пришлось преодолевать стереотипы, доказывать, что я могу быть не только такой, как Таня Огнева.
Судьбы исполнителей главных ролей тоже сложились по-разному. Народная артистка России Татьяна Пилецкая в кино сыграла более трех десятков ролей и с головой ушла в театр. В театре "Балтийский дом" она работает и по сей день. Юлиан Панич занялся режиссурой, а эмигрировав, создал на радио "Свобода" радиотеатр. Сейчас он, несмотря на то, что преимущественно живет под Парижем, считает, что его эмиграция давно закончилась. Панич ставит спектакли в России. В настоящее время репетирует в театре "Русская антреприза" имени Андрея Миронова.
Владимир ЖЕЛТОВ