Культура

ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО ЮРИЯ ЭНТИНА

04 май
Самый "детский" из ныне живущих поэтов Юрий Сергеевич Энтин уверяет, что при сочинении своих бестселлеров ("Бременские музыканты", "Чунга-Чанга", "Крылатые качели") он никогда не думал и не думает о том, как бы специально получилось "детское" произведение. Результат тем не менее неизменно поразительный: его строчки декламируют, начиная с младшей группы детсада и до самой пенсии на загородном дачном участке.

А Гальцев все пел и пел

- Юрий Сергеевич, поэты-песенники каждый день "ходят на работу"? Или только когда приходит вдохновение?
- Каждый день, непременно. И чем раньше с утра - тем лучше. Если сидеть на диване и дожидаться вдохновения, жизнь пройдет впустую - проверено. Все чего-то добившиеся люди обладают гигантской работоспособностью. Вот, например, Киркоров. Что бы про него ни говорили, но он - трудяга, пахарь. Когда мы записывали большой проект, в котором двести наших песен по-новому исполнили известные певцы и актеры, Киркоров потряс меня своим трудолюбием и ответственным отношением к своему делу.
- Кто, кроме Киркорова, может служить примером?
- Например, мой любимый Юра Гальцев. Когда мы записывали его у Тухманова, он за один раз сделал десять песен. Там уже все от усталости попадали, включая меня. А Гальцев все пел и пел. Потрясающий человек. Он, как и я, - максималист. Для меня - или все, или ничего. Жаль только, что Гальцев очень занятой. Я бы очень хотел, чтобы он принял участие в спектакле, составленном из моих песен. Но ему все некогда и некогда. Вообще, замечено: все, у кого еженедельные передачи на ТВ, становятся людьми малодоступными.

Михаил Боярский - от Трубадура до Короля

- А кого вы бы отметили как самого "своего" исполнителя?
- Это Михаил Боярский. Мало кто знает, что его первая роль была на мои стихи. В апреле 1974 года вышел спектакль "Трубадур и его друзья", в котором он играл Трубадура, а его будущая жена Лариса Луппиан - Принцессу. Мигицко играл, извините, Осла. Равикович - Короля (кстати, это была самая яркая роль). После этого спектакля я приглашал Боярского во все свои проекты. Я под него сделал роль Волка в музыкальном фильме "Мама". Потом были мультфильмы "Голубой щенок", где он озвучивал Пирата, "Летучий корабль", где Михаил пел за Ваню. Ну и так далее. Потом мы с Геннадием Гладковым написали третью часть "Бременских музыкантов" - "Новые бременские", по аналогии с "новыми русскими". Там Боярский сыграл уже Короля, потому что Король стал главным действующим лицом. Ни за что не догадаетесь, кто сыграл Трубадура...
- Басков?!
- Киркоров. Зато очень легко догадаться, кто сыграл Атаманшу.
- Аллегрова?..
- Да нет же, Бабкина!

Актуален энергетический удар по печени

- Вы работали со многими эстрадными звездами. Кого бы вы выделили как безусловно гениальную в своем деле личность?
- Лучше и талантливее Пугачевой никого не было и нет. Она абсолютно гениальна. И на 100 процентов понимает, про что поет, - каждую запятую, каждое тире. То же самое могу сказать про Александра Градского... Еще есть "люди-явления", как я их называю. Например, "Любэ" и Николай Расторгуев. Я долго завидовал поэту Шаганову, который для них работал. "Глеб Жеглов и Володя Шарапов" - это просто гениально. Я долгое время думал, что я так никогда не сумею.
- А если попытаться обобщить, что выделяет этих исполнителей и что не выделяет какого-нибудь Диму Билана, который через месяц будет представлять Россию на "Евровидении"?
- Для меня самое важное - образ. Вот какой образ создает Дима Билан? Певца, который болтается на сцене вместе со всеми. Все они настолько одинаковы - просто как китайцы.
- Почему это происходит?
– По моему глубочайшему убеждению, из-за неопределенности, из-за "вообще", которые заполнили все поры общества. Новые певцы, новые актеры, новые режиссеры - они в большинстве своем не о чем-то конкретном вещают публике, а "вообще": обо всем и ни о чем одновременно. Применительно к песенному жанру довлеющим стал ритм, этакий энергетический удар по печени. Рифма совершенно необязательна. Мелодия - тем более... Меня пригласили как-то на "Фабрику звезд-3". Я пришел к этим ребятам и спрашиваю: "Кто из вас пишет тексты своих песен?" Руки подняли почти все. "А кто из вас хороший поэт?" Тут они все и засмущались. Я им говорю: "Все, что я здесь увидел, говорит о том, что вы достаточно подготовлены для сцены. Чтобы у вас все в жизни сложилось, чтобы вы стали хорошими уважаемыми исполнителями, вам всего и надо, что раздобыть семь телефонов, желательно, мобильных - Геннадия Гладкова, Алексея Рыбникова, Максима Дунаевского... Всех обзвонить, получить песню - и тогда все вас узнают. Потому что вы будете ассоциироваться у людей со "своей" песней".



Я сказал продюсеру Алсу: "Ваше место в лесу"

- Ну как же! А Катя Лель с ее "Джагой-джагой"?
- Отличный пример. Максим Фадеев написал для Лель целый альбом, там было 12 песен. В том числе и "Джага-джага", и "Муси-пуси". Торопился, наверное, - поэтому там все в одном размере и с двумя рифмами. Но и это, что называется, "сыграло". Ее запомнили. Но ужас весь в том, что она после этого тоже решила сама писать песни. Наверное, чтобы не платить по 150 тысяч долларов за альбом. И сейчас поет практически только свое - с рифмами вроде "пришла - ушла", "ботинки - полуботинки". Чушь полнейшая... Или вот была у меня встреча с продюсером Алсу. Я хотел ему показать песню, но до этого дело не дошло - он стал мне лекцию читать, какие песни должны быть у Алсу. Он мне говорит: мол, я реализовал свою главную цель в работе с Алсу, научив ее самое сочинять песни, думать под гитару. На что я ему откровенно сказал: "Ваше место в лесу. Берите гитару и езжайте на Грушинский фестиваль - там все думают под гитару. А здесь эстрада. Это совсем другое дело и совсем другой жанр".
- У вас есть заветная мечта?
- Конечно! У меня - мечта, чтобы дети вновь запели детские песни. За последнее время я записал огромное количество детских песен - свыше 150. При этом последние 15-20 лет детская песня исчезла с экранов ТВ и из радиоэфира. Последняя моя детская песня, которая прозвучала в эфире, называлась "Прекрасное далёко", и в 1984 году на "Песне года" я за нее получил звание лауреата. А первая премия была получена в 1973 году - за "Лесного оленя". С 1984 года не появилось ни одной всенародно популярной детской песни. И нарушить это молчание - моя мечта.

"В детстве я очень хотел быть министром иностранных дел. Поэтому мое первое стихотворение, из которого можно было бы сделать песню, отражало всю мою компетенцию именно по вопросу международной ситуации".

Во всех концах земного шара
Стоит повестка дня одна:
Не допустить войны пожара,
Чтоб в мире не было огня,
Разжечь который людоеды
Мечтают хоть сегодня. Но
Пусть твердо помнят День Победы,
Ведь он прошел не так давно.
Воздвигнута скала из стали,
И нелегко ее свернуть.
Ведь зодчий мира гений Сталин
К победе освещает путь.

"Когда Витас появился с "Оперой № 2", это было очень сильно - мурашки по коже. Если бы после этого для него песни стал писать я, он бы и сейчас был на той высоте. Ему надо было остаться в том потрясающем имидже, в той "нише" эстрадной странности. А он вместо этого ударился в ретро - и тот его сильный образ просто разбился. Это не тот уровень, на который я бы мог вывести его образ мистика, отстраненного и таинственного молодого человека".
Беседовала Ольга ПАНИНА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
107.74
1.837 (-1.71%)
Курс Евро
114.31
1.826 (-1.6%)
Погода
Сегодня,
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно
02 декабря
понедельник
+4
Облачно