Экономика
ВОДКА. ГРАДУС НАПРЯЖЕНИЯ ВОЗРАСТАЕТ
10 май
Нынешний год, как многие помнят, начался с "водочного кризиса". Он случился благодаря федеральному закону, который кардинально изменил правила игры для оптовых и розничных продавцов алкогольной продукции. Из-за отсутствия акцизных марок нового образца пришлось останавливать ликеро-водочные заводы по всей стране. Торговцы боялись, что не хватит старых запасов. Регионы жаловались на утрату еще одного источника дохода и опасались, что рынок захлестнет фальсификат, ведь у местных властей отняли право контроля за алкоголем. Какова ситуация на алкогольном рынке сейчас?
Страшные прогнозы оправдались лишь частично. Допустить задержки с поставками излюбленных народом напитков на полки наших магазинов продавцы не рискнули - себе дороже. Но количество нарушений, как и ожидалось, выросло в разы.
Власти давно и безуспешно пытаются взять под полный контроль всю сферу изготовления и продажи водки. Как и во времена государственной водочной монополии, ее производство по-прежнему является делом прибыльным и простым. Эта простота делает водочный бизнес сверхдоходным, ведь спрос на крепкий алкоголь в нашей стране устойчив и не зависит ни от времени года, ни от государственного устройства. По расчетам специалистов одного из петербургских предприятий, при выводе на рынок нового сорта водки товар начинает приносить доход уже через пару месяцев, несмотря на рекламные и прочие расходы.
Поэтому власти пытаются время от времени что-нибудь еще "дорегулировать" в водочном законодательстве. Делается это по двум причинам. Во-первых, естественно, желание собрать побольше "дани" (по словам одного из специалистов, доля всяких налоговых выплат в конечной стоимости бутылки водки доходит до 90 процентов). Во-вторых, намерение усилить контроль за водочными потоками на всех этапах (от производства до магазинных полок) и иметь возможность влиять на участников рынка.
Для этого и был придуман федеральный закон от 21 июля 2005 г. №102-ФЗ "О внесении изменений в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Регионам было запрещено использование собственных мер контроля за оборотом алкогольной продукции. В частности, были отменены региональные марки. С одной стороны, они давали местным властями возможность контролировать водочные потоки. С другой - региональная марка в умелых руках чиновников превратилась в удобный инструмент давления. Кому-то можно было выдать дополнительное количество марок, а кому-то недодать. Кроме того, можно было найти варианты ограничений продаж иногородней водки с целью поддержки своих производителей.
Федеральные власти решили ограничивать региональную алкогольную "вольницу". В планах разработчиков нового закона было создание общероссийской Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), в которую будут вводиться данные о движении по-новому маркированных бутылок. Закон был принят, но новые правила в виде подзаконных нормативных актов издать не успели. Поэтому и возникла угроза, что после Нового года водочные полки в магазинах опустеют.
К счастью, алкогольного апокалипсиса не произошло - водка всего лишь подорожала. Зато, как и ожидалось, резко увеличилось число нарушений. По итогам проверки 25 аккредитованных оптовых поставщиков алкоголя, проведенной в I квартале этого года, нарушения обнаружены у 22 поставщиков. Наиболее характерное нарушение - наличие на складах "лишней" продукции без документов. В рознице ситуация еще хуже: здесь в ходе проверок нашли нарушения в 79 случаях из 83. Тут и торговля алкоголем без лицензии, и продажа водки с явно поддельными федеральными марками.
В общем, новый закон перераспределил водочные доходы в пользу федерального бюджета, но так и не сделал этот рынок более честным. Навести порядок могла бы только государственная монополия. Но частный бизнес вряд ли позволит государству отобрать у себя такие доходы.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ
Страшные прогнозы оправдались лишь частично. Допустить задержки с поставками излюбленных народом напитков на полки наших магазинов продавцы не рискнули - себе дороже. Но количество нарушений, как и ожидалось, выросло в разы.
Власти давно и безуспешно пытаются взять под полный контроль всю сферу изготовления и продажи водки. Как и во времена государственной водочной монополии, ее производство по-прежнему является делом прибыльным и простым. Эта простота делает водочный бизнес сверхдоходным, ведь спрос на крепкий алкоголь в нашей стране устойчив и не зависит ни от времени года, ни от государственного устройства. По расчетам специалистов одного из петербургских предприятий, при выводе на рынок нового сорта водки товар начинает приносить доход уже через пару месяцев, несмотря на рекламные и прочие расходы.
Поэтому власти пытаются время от времени что-нибудь еще "дорегулировать" в водочном законодательстве. Делается это по двум причинам. Во-первых, естественно, желание собрать побольше "дани" (по словам одного из специалистов, доля всяких налоговых выплат в конечной стоимости бутылки водки доходит до 90 процентов). Во-вторых, намерение усилить контроль за водочными потоками на всех этапах (от производства до магазинных полок) и иметь возможность влиять на участников рынка.
Для этого и был придуман федеральный закон от 21 июля 2005 г. №102-ФЗ "О внесении изменений в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Регионам было запрещено использование собственных мер контроля за оборотом алкогольной продукции. В частности, были отменены региональные марки. С одной стороны, они давали местным властями возможность контролировать водочные потоки. С другой - региональная марка в умелых руках чиновников превратилась в удобный инструмент давления. Кому-то можно было выдать дополнительное количество марок, а кому-то недодать. Кроме того, можно было найти варианты ограничений продаж иногородней водки с целью поддержки своих производителей.
Федеральные власти решили ограничивать региональную алкогольную "вольницу". В планах разработчиков нового закона было создание общероссийской Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), в которую будут вводиться данные о движении по-новому маркированных бутылок. Закон был принят, но новые правила в виде подзаконных нормативных актов издать не успели. Поэтому и возникла угроза, что после Нового года водочные полки в магазинах опустеют.
К счастью, алкогольного апокалипсиса не произошло - водка всего лишь подорожала. Зато, как и ожидалось, резко увеличилось число нарушений. По итогам проверки 25 аккредитованных оптовых поставщиков алкоголя, проведенной в I квартале этого года, нарушения обнаружены у 22 поставщиков. Наиболее характерное нарушение - наличие на складах "лишней" продукции без документов. В рознице ситуация еще хуже: здесь в ходе проверок нашли нарушения в 79 случаях из 83. Тут и торговля алкоголем без лицензии, и продажа водки с явно поддельными федеральными марками.
В общем, новый закон перераспределил водочные доходы в пользу федерального бюджета, но так и не сделал этот рынок более честным. Навести порядок могла бы только государственная монополия. Но частный бизнес вряд ли позволит государству отобрать у себя такие доходы.
Андрей ДАВЛИЦАРОВ