Экономика

МОНОПОЛИСТАМ - КОНТРОЛЬ, СПОРТУ - ПИВО?

19 май
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла в правительство РФ поправки в проект нового антимонопольного закона, который сейчас ждет в Думе второго чтения. Сегодня в России предприниматель куда больше боится неправильно поставленной запятой в налоговом отчете или замечания пожарного инспектора, чем всего антимонопольного законодательства, вместе взятого. Именно это и постарались исправить авторы поправок.

АНТИМОНОПОЛЬЩИКИ ОТСТУПИЛИ ТОЛЬКО НА ШАГ

Представители бизнес-лобби (разного рода предпринимательские союзы) пытались скорректировать представленный проект нового антимонопольного закона. И отчасти им это удалось. Так, с 5 до 8 процентов доли рынка повышен порог, достигнув которого фирма станет объектом антимонопольного регулирования.
Но в остальном антимонопольщики не отступили ни на шаг. Законопроект существенно изменяет понятие "доминирующее положение хозяйствующего субъекта". В частности, понижает с 65 до 50 процентов размер доли компании на рынке, начиная с которой она должна доказать антимонопольному органу, что не злоупотребляет своим положением. Компания должна будет доказывать, что не обладает возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия товарооборота на соответствующем рынке (например, диктовать цену товара, общие для участников рынка условия поставки, скидки, приоритетные зоны географического обслуживания, дифференциацию цен для различных групп потребителей...). Предлагаемый 50-процентный порог как признак доминирования соответствует практике большинства стран Евросоюза, а национальное законодательство отдельных стран - членов ЕС предусматривает и меньшие значения (так, например, порог в размере 40 процентов доли рынка предусмотрен законодательством Эстонии).

ШТРАФ - ДО 4 ПРОЦЕНТОВ ОБОРОТА

Но ситуаций, когда одна фирма владеет половиной рынка, не так много. В основном это касается федеральных и региональных монополий, которые и без того под жестким контролем. Поэтому куда более значимо подготовленное ФАС и принятое во всем мире понятие "коллективного доминирования". Конкретной компании уже не обязательно быть лидером продаж, чтобы привлечь внимание антимонопольщиков, - достаточно будет и контроля тремя крупнейшими участниками более 50 процентов продаж или пятеркой компаний - более 70 процентов. Правда, доля ни одной из них не должна быть меньше 5 процентов. Занимаемые доли рынка должны быть достаточно стабильными во времени, доступ конкурентов - ограниченным, товар не должен иметь заменителей, а повышение цены на него - не вызывать снижения спроса. К примеру, в Петербурге под такой контроль могут попасть строители жилья, производители стройматериалов и оптовые поставщики нефтепродуктов.
Чтобы защита конкуренции не осталась пустым звуком, ФАС подготовила поправки в Кодекс об административных правонарушениях, по которым за злоупотребление доминирующим положением компании полагается серьезный штраф (от 0,5 до 4 процентов оборота).
Крупные российские фирмы очень расстроены как размером штрафов, так и низким порогом определения доминирующей на рынке компании. Но им удалось смягчить поправки в некоторых частных вопросах. Например, вводится норма о судебном порядке наложения штрафов вместо ранее предусмотренного "самоличного" решения ФАС. Также законопроект устанавливает, что подача заявления в суд приостанавливает исполнение любого решения и предписания антимонопольного органа на время его рассмотрения в суде вплоть до вступления судебного решения в законную силу. Президент РСПП Александр Шохин называет согласованный проект "образцом взаимодействия всех заинтересованных сторон".
Крупный бизнес пока успокаивает и неопределенность с карательными мерами - притормозили так и не согласованные ведомствами, несмотря на три пройденных круга, поправки в Административный кодекс, без которых антимонопольщики даже после изменения Закона о защите конкуренции останутся без рычагов воздействия на нарушителей. Тем не менее новый закон, если он не будет смягчен Думой, которая весьма либерально относится к крупному бизнесу, - безусловная победа ФАС.

МЕТИЛИ В АЛКОГОЛЬ, ПОПАЛИ В СПОНСОРОВ

Нежданной головной болью стало для ФАС вступление с 1 июля в силу новой редакции закона "О рекламе". Сначала антимонопольщики пытались объяснять алкогольным и пивным компаниям, как они смогут помочь спорту, не нарушая закон. Ведь теперь спонсорами спортивных мероприятий по боксу, футболу или хоккею смогут быть только те производители, названия которых не пересекаются с марками выпускаемой продукции. То есть такие компании, как РВВК или "Ост Алко", выпускающие соответственно водку "Флагман" и коньяк "Бастион" и водки "Стольная", "Богородская" и коньяк "Шустовъ", могут спокойно рекламировать себя, но не свои продукты.
А вот пивоваренной компании "Балтика", чтобы стать спонсором чемпионата России по футболу или по хоккею, придется либо изменить свое название, либо отказаться от производства пива под одноименным брэндом. Разумеется, ни то, ни другое для компании неприемлемо и это требование стало причиной отказа "Балтики" от спонсорства российского футбольного чемпионата.
Возникает парадоксальная ситуация: компании, прямо заинтересованные в спонсорстве (например, та же "Балтика"), оказываются от него отлучены, а компаниям вроде "Ост Алко" оно оказывается и вовсе ни к чему, поскольку название никак не связано с брэндом товара...
ФАС утешал, что выход есть: договариваться с телеканалами о трансляции матчей в записи (после
22 часов, когда разрешена телевизионная реклама пива). Не будет у них проблем и с трансляцией, например, матчей Лиги чемпионов - она ведется с 22.45.
Но представители спортивной индустрии считают, что российский спорт от введения нового закона только проиграет, и оценивают его возможные потери, вызванные уходом спонсоров, в десятки миллионов долларов. По их мнению, другие отрасли не будут так же активно спонсировать клубы, соревнования и спортивные трансляции, поскольку среди зрителей спортивных трансляций очень большой процент потребителей пива.

РОССИЯ МОЖЕТ ЗАБЫТЬ ПРО ОЛИМПИАДЫ

Президент Российского футбольного союза Виталий Мутко попросил ФАС помочь смягчить действие закона хотя бы в отношении матчей Кубков ФИФА и УЕФА, подчеркивая, что российскому футболу грозит потеря 20-25 миллионов долларов, причем половины этих денег недосчитается сборная команда страны.
Но проблема гораздо серьезнее, чем просто потеря больших средств. Россия может лишиться любых перспектив проведения на своей территории крупнейших международных соревнований, включая и Олимпийские игры, а также не сможет транслировать в прямом эфире соревнования международного класса. Ведь если запись российских футбольных и хоккейных матчей еще можно перенести на поздний вечер, то прямую трансляцию международных соревнований перенести невозможно. Тем более нельзя вырезать из нее упоминание зарубежных пивных спонсоров или требовать, чтобы организаторы сняли их рекламу на зарубежных стадионах.
В результате экспертный совет ФАС обратился к законодателям с рекомендацией изменить статью 22 закона "О рекламе", смягчить ее в отношении хотя бы пивных спонсоров международных чемпионатов. Теперь слово за депутатами.
В развитых странах антимонопольное законодательство - это библия рынка, главный свод правил для бизнеса, обеспечивающий честные правила игры и защиту прав потребителей. К сожалению, в России традиционно уделялось куда больше внимания налоговым законам, и поэтому наши антимонопольные правила только сейчас стали предметом общественного обсуждения.
Михаил ЖУРАВЛЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь