Экономика
БЛОК СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ
23 май
Мало какие события собирают столько VIP-персон, сколько собралось 20 мая на пуск нового энергоблока Правобережной ТЭЦ-5. В церемонии пуска приняли участие председатель правления РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, председатель городского Законодательного собрания Вадим Тюльпанов, гендиректор ТГК-1 Андрей Лихачев и заместитель главы Минэкономразвития РФ Кирилл Андросов.
Станция, которая будет обеспечивать потребности в тепловой и электрической энергии правобережной части Санкт-Петербурга, в частности Невского и Красногвардейского районов, а также новых торговых комплексов у пересечения Мурманского шоссе с КАД, городу, конечно, нужна. Но стратегического значения она не имеет. Проектная мощность нового блока составляет 180 МВт по электрической и 260 Гкал/ч по тепловой энергии. По современным меркам - достаточно скромные мощности. Однако в "политэкономическом" плане этот пуск, действительно, стал событием.
- Зимы последних лет по всей стране и в Петербурге проходили очень тяжело, - отметил Анатолий Чубайс. - С пуском новой ТЭЦ существенно повышается надежность обеспечения города теплом не только благодаря энергии, вырабатываемой запущенным блоком, но и всей энергосистемы в целом.
- Тепло- и электроцентрали в Петербурге в основном имеют большие сроки эксплуатации, - поддержала главного энергетика страны Валентина Матвиенко. - Их изношенность достигает 70-80 процентов. Поэтому идет естественный процесс вывода из действия старых и ввод новых ТЭЦ, более совершенных по технике, технологии, экологии, экономии. Мы понимаем, что для развития города обновление энергетического комплекса является одним из приоритетных направлений. Ввод в действие Правобережной ТЭЦ-5 - подтверждение серьезных планов РАО "ЕЭС" по модернизации энергетического хозяйства Санкт-Петербурга. Это инвестиционный проект, который подтверждает привлекательность города для западных инвесторов. Отставание в этой сфере у нас очень серьезное, его надо всеми мерами устранять.
- Мы не сторонники революционных методов модернизации энергетики, но изменения в этой области необходимы, - считает Андрей Лихачев. - Перед нами стоит задача строительства новых блоков, новых станций, новой энергетики. Реформы, которые происходят, позволяют определить контуры новой энергетики и возможностей, которые она перед нами открывает. Конечно, РАО "ЕЭС" еще построит много новых объектов, свои возможности оно демонстрировало не раз. Для нас важно доказать эффективность проводимых в регионе реформ и создаваемых компаний. В дальнейшем это будет иметь ключевое значение для масштабного строительства электростанций по всей стране.
В общем, для всех участников церемонии значимость события оценивалась отнюдь не мощностью нового блока. Для господ Чубайса и Лихачева успешное завершение работ - доказательство, что реформа энергетики идет правильным путем и разделение "Ленэнерго" на несколько компаний не повлияло на строительство нового блока. Кроме того, ТЭЦ-5 - это еще и ответ критикам РАО "ЕЭС" (к числу этих критиков относятся многие директора промышленных предприятий и отчасти власти Петербурга). На протяжении последних 15 лет они упрекали энергетиков, что те повышают тарифы, но ничего не вкладывают в развитие. Во многом по этой причине город решил строить собственную станцию - Юго-Западную ТЭЦ - и создать собственную электросетевую компанию.
Ввод нового блока меняет ситуацию. То, что перспективный юго-восток города получает запас по электрическим и тепловым мощностям, - это, конечно, важно. Но не менее важно связанное с этим улучшение отношений петербургского руководства и промышленников с энергетическим ведомством. Тем более что на церемонии Анатолий Чубайс дал серьезные общения на будущее.
- Мы сегодня ясно понимаем, насколько необходимы стране новые мощности, - отметил глава РАО "ЕЭС". - Для нас масштабный инвестиционный рывок и резкий рост объема инвестиций является единственно возможной стратегией. До 2010 года в рамках ГОЭЛРО-2 по стране будет введено почти 20 тысяч МВт новых мощностей. Для этого инвестиции в энергетику потребуется утроить.
В ближайшие годы в Петербурге энергетики рассчитывают спроектировать и построить второй блок Правобережной ТЭЦ (предполагается, что он будет запущен в 2010 году), ввести новый турбогенератор Автовской ТЭЦ-15, провести комплексную реконструкцию и расширение ТЭЦ-14 и приступить к строительству второй очереди Василеостровской ТЭЦ-7 на новой площадке.
Александр БЕЛИКОВ
editorial@nv.net.ru
Фото Андрея Малашкевича
ЧТО ТАКОЕ ТЭЦ-5
В полном объеме новая станция будет задействована в отопительный сезон 2006-2007 годов и обеспечит теплом более 700 тысяч жителей города.
Правобережная ТЭЦ стала первой завершенной стройкой, входящей в программу модернизации генерирующих мощностей страны.
Строительство ТЭЦ-5 в юго-восточной части Петербурга началось в 1912 году, но из-за Первой мировой войны и революции стройка была остановлена. Электростанция "Уткина заводь", как тогда называлась
ТЭЦ-5, была пущена в эксплуатацию 8 октября 1922 года и стала первой, построенной в нашем городе по плану ГОЭЛРО. К 1926 году станция достигла плановой мощности в 20 тысяч КВт.
В 1927 году началось строительство второй очереди станции, получившей к тому времени название ГРЭС
№ 5 "Красный Октябрь". Ее первый турбогенератор мощностью 45,5 тысячи КВт был пущен в 1929 году, а через год мощность станции составила 111 тысяч КВт, и она стала одной из крупнейших в стране.
В 1960-1968 годах была проведена реконструкция оборудования с увеличением теплофикационных мощностей и переводом котлов на сжигание газомазутного топлива вместо торфа. В 1978-1990 годах ТЭЦ-5 стала базовым источником тепла для юго-восточной части города. Была построена отдельно стоящая водогрейная котельная мощностью 800 Гкал, которая обеспечивала теплом население района Ржевка-Пороховые.
К концу прошлого столетия ТЭЦ-5 практически выработала свой ресурс. Почти все оборудование отработало двойную и более норму эксплуатации.
В 1988 году на электростанции была начата реконструкция, и тогда же приступили к строительству нового блока ТЭЦ-5 по проекту, разработанному ВНИПИэнергопром. Вскоре из-за экономических сложностей строительство было заморожено более чем на 10 лет на 75-процентной стадии готовности и возобновилось только в начале этого столетия. В 2002 году ВНИПИэнергопром произвел корректировку проекта с учетом последних достижений энергетического строительства, а в 2003-м ОАО "Ленэнерго" подписало соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении целевого кредита.
Работы по возведению нового блока до октября прошлого года вело ОАО "Ленэнерго", а после разделения его по видам деятельности ОАО "Территориальная генерирующая компания № 1" (ТГК-1) за счет на две трети собственных средств, а также за счет целевого кредита Европейского банка реконструкции и развития объемом $ 40 млн.
Ввод в работу новой электростанции на правом берегу Невы позволит существенно повысить надежность теплоснабжения Санкт-Петербурга, увеличить резерв по топливу, электрической и тепловой энергии на случай чрезвычайных ситуаций, снизить себестоимость энергии, вырабатываемой на ТЭЦ-5, вдвое уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду, полностью закрыть сброс охлаждающей технической воды в Неву, осуществлять автономную работу без снижения производительности основных агрегатов.
Станция, которая будет обеспечивать потребности в тепловой и электрической энергии правобережной части Санкт-Петербурга, в частности Невского и Красногвардейского районов, а также новых торговых комплексов у пересечения Мурманского шоссе с КАД, городу, конечно, нужна. Но стратегического значения она не имеет. Проектная мощность нового блока составляет 180 МВт по электрической и 260 Гкал/ч по тепловой энергии. По современным меркам - достаточно скромные мощности. Однако в "политэкономическом" плане этот пуск, действительно, стал событием.
- Зимы последних лет по всей стране и в Петербурге проходили очень тяжело, - отметил Анатолий Чубайс. - С пуском новой ТЭЦ существенно повышается надежность обеспечения города теплом не только благодаря энергии, вырабатываемой запущенным блоком, но и всей энергосистемы в целом.
- Тепло- и электроцентрали в Петербурге в основном имеют большие сроки эксплуатации, - поддержала главного энергетика страны Валентина Матвиенко. - Их изношенность достигает 70-80 процентов. Поэтому идет естественный процесс вывода из действия старых и ввод новых ТЭЦ, более совершенных по технике, технологии, экологии, экономии. Мы понимаем, что для развития города обновление энергетического комплекса является одним из приоритетных направлений. Ввод в действие Правобережной ТЭЦ-5 - подтверждение серьезных планов РАО "ЕЭС" по модернизации энергетического хозяйства Санкт-Петербурга. Это инвестиционный проект, который подтверждает привлекательность города для западных инвесторов. Отставание в этой сфере у нас очень серьезное, его надо всеми мерами устранять.
- Мы не сторонники революционных методов модернизации энергетики, но изменения в этой области необходимы, - считает Андрей Лихачев. - Перед нами стоит задача строительства новых блоков, новых станций, новой энергетики. Реформы, которые происходят, позволяют определить контуры новой энергетики и возможностей, которые она перед нами открывает. Конечно, РАО "ЕЭС" еще построит много новых объектов, свои возможности оно демонстрировало не раз. Для нас важно доказать эффективность проводимых в регионе реформ и создаваемых компаний. В дальнейшем это будет иметь ключевое значение для масштабного строительства электростанций по всей стране.
В общем, для всех участников церемонии значимость события оценивалась отнюдь не мощностью нового блока. Для господ Чубайса и Лихачева успешное завершение работ - доказательство, что реформа энергетики идет правильным путем и разделение "Ленэнерго" на несколько компаний не повлияло на строительство нового блока. Кроме того, ТЭЦ-5 - это еще и ответ критикам РАО "ЕЭС" (к числу этих критиков относятся многие директора промышленных предприятий и отчасти власти Петербурга). На протяжении последних 15 лет они упрекали энергетиков, что те повышают тарифы, но ничего не вкладывают в развитие. Во многом по этой причине город решил строить собственную станцию - Юго-Западную ТЭЦ - и создать собственную электросетевую компанию.
Ввод нового блока меняет ситуацию. То, что перспективный юго-восток города получает запас по электрическим и тепловым мощностям, - это, конечно, важно. Но не менее важно связанное с этим улучшение отношений петербургского руководства и промышленников с энергетическим ведомством. Тем более что на церемонии Анатолий Чубайс дал серьезные общения на будущее.
- Мы сегодня ясно понимаем, насколько необходимы стране новые мощности, - отметил глава РАО "ЕЭС". - Для нас масштабный инвестиционный рывок и резкий рост объема инвестиций является единственно возможной стратегией. До 2010 года в рамках ГОЭЛРО-2 по стране будет введено почти 20 тысяч МВт новых мощностей. Для этого инвестиции в энергетику потребуется утроить.
В ближайшие годы в Петербурге энергетики рассчитывают спроектировать и построить второй блок Правобережной ТЭЦ (предполагается, что он будет запущен в 2010 году), ввести новый турбогенератор Автовской ТЭЦ-15, провести комплексную реконструкцию и расширение ТЭЦ-14 и приступить к строительству второй очереди Василеостровской ТЭЦ-7 на новой площадке.
Александр БЕЛИКОВ
editorial@nv.net.ru
Фото Андрея Малашкевича
ЧТО ТАКОЕ ТЭЦ-5
В полном объеме новая станция будет задействована в отопительный сезон 2006-2007 годов и обеспечит теплом более 700 тысяч жителей города.
Правобережная ТЭЦ стала первой завершенной стройкой, входящей в программу модернизации генерирующих мощностей страны.
Строительство ТЭЦ-5 в юго-восточной части Петербурга началось в 1912 году, но из-за Первой мировой войны и революции стройка была остановлена. Электростанция "Уткина заводь", как тогда называлась
ТЭЦ-5, была пущена в эксплуатацию 8 октября 1922 года и стала первой, построенной в нашем городе по плану ГОЭЛРО. К 1926 году станция достигла плановой мощности в 20 тысяч КВт.
В 1927 году началось строительство второй очереди станции, получившей к тому времени название ГРЭС
№ 5 "Красный Октябрь". Ее первый турбогенератор мощностью 45,5 тысячи КВт был пущен в 1929 году, а через год мощность станции составила 111 тысяч КВт, и она стала одной из крупнейших в стране.
В 1960-1968 годах была проведена реконструкция оборудования с увеличением теплофикационных мощностей и переводом котлов на сжигание газомазутного топлива вместо торфа. В 1978-1990 годах ТЭЦ-5 стала базовым источником тепла для юго-восточной части города. Была построена отдельно стоящая водогрейная котельная мощностью 800 Гкал, которая обеспечивала теплом население района Ржевка-Пороховые.
К концу прошлого столетия ТЭЦ-5 практически выработала свой ресурс. Почти все оборудование отработало двойную и более норму эксплуатации.
В 1988 году на электростанции была начата реконструкция, и тогда же приступили к строительству нового блока ТЭЦ-5 по проекту, разработанному ВНИПИэнергопром. Вскоре из-за экономических сложностей строительство было заморожено более чем на 10 лет на 75-процентной стадии готовности и возобновилось только в начале этого столетия. В 2002 году ВНИПИэнергопром произвел корректировку проекта с учетом последних достижений энергетического строительства, а в 2003-м ОАО "Ленэнерго" подписало соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении целевого кредита.
Работы по возведению нового блока до октября прошлого года вело ОАО "Ленэнерго", а после разделения его по видам деятельности ОАО "Территориальная генерирующая компания № 1" (ТГК-1) за счет на две трети собственных средств, а также за счет целевого кредита Европейского банка реконструкции и развития объемом $ 40 млн.
Ввод в работу новой электростанции на правом берегу Невы позволит существенно повысить надежность теплоснабжения Санкт-Петербурга, увеличить резерв по топливу, электрической и тепловой энергии на случай чрезвычайных ситуаций, снизить себестоимость энергии, вырабатываемой на ТЭЦ-5, вдвое уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду, полностью закрыть сброс охлаждающей технической воды в Неву, осуществлять автономную работу без снижения производительности основных агрегатов.