Культура
"ОНИ ЖИВУТ В СТЕКЛЯННОМ ДОМЕ. ПОЭТОМУ НЕ КИДАЮТСЯ КАМНЯМИ"
23 май
Итак, оказалось, что Димон не просто так "канает" на "Евровидении" под "золотой голос России", но еще и "православит Русь" (прости Господи). Вообще, постоянный набор телеперсонажей современного ТВ упорно путает Божий дар с яичницей. Упоминание Господа всуе стало нормой. Но никому до этого нет никакого дела. Где анафемы, епитимьи?.. Где, наконец, костры инквизиции, на которых жарятся богохульники, вроде автора этих строк? Скажу вам по секрету: православные ортодоксы были заняты. Они организованно проклинали очередную раскрученную киномутоту под названием "Код да Винчи". Все теленовости пестрели людьми с бородами, хоругвями и иконами. Они несли плакаты, исполненные славянской вязью: "Купил билет на "Код да Винчи" - продал Христа"... Народ у нас охоч до всякого стеба. И эффект наверняка получался обратный: "Ну, раз такие клоуны нас не хотят даже в кино пускать - надо сходить", - думал обыватель. И шел. А там шла комедия по мотивам разных евангельских ересей. Со времен апостола Павла их были тысячи. Но еще никому не удалось "скомпрометировать" автора Нагорной проповеди. "Спасать Бога не требуется. Требуется спасать себя от скверны, праздности и тщеславия. Много дел у каждого с собой пред Господом нашим к встрече с ним". Это из Иоанна Кронштадтского. Мне кажется, тут - кстати.
Сетевая пошлость
Что же касается "Кода да Винчи", то фильм раскручивался по типичным канонам сетевого рынка: "Услышал о товаре - расскажи другому". Люди больше всего не хотят быть обманутыми в одиночку. Так откровенное, извините, фуфло, купленное многими, по определению перестает быть фуфлом. Качество в сетевом маркетинге - категория виртуальная. Телевизионное качество настолько высоко, насколько его внушила вам многократно повторенная реклама. Отсюда вывод: чем более рекламы, тем менее настоящего качества. Ей-богу, когда слышишь в середине фильма, названного в агрессивнейшей рекламе "фильмом года всего человечества", как герой Тома Хэнкса говорит героине Одри Тоту: "Ты - последний из живущих потомков Иисуса Христа", понимаешь, что тебя надули покруче, чем с "Ночным дозором". Глубина и поиск истины тут и не ночевали. Что же касается ряженых "антикодовцев" с хоругвями и плакатами против фильма, то есть подозрение, что эти ребятки не иначе как из промоутерской группы этого "кина"...
А теперь очень серьезно об очень серьезном. Мне кажется, что Россия, как соборное государство, и хотела бы быть православной, но этому мешают как минимум две вещи: телевидение, несущее вместо просветления исключительно праздные, то есть досуговые ценности, и ряженые клоуны, выдающие себя за "истинных верующих", которые лишь смущают настоящих христиан. И последнее, что хочется сказать в связи с фильмом "Код да Винчи". ТВ и кино почти приучили нас к пошлости, если понимать пошлость как превращение высокого в низкое и наоборот. Но продюсеры этого же довольно пошлого фильма намереваются ставить свой следующий фильм о... трагедии в Беслане. Права на сценарий уже куплены. Думаю, такой пошлости позволять им Россия не должна.
Стеклянный дом для коррупционера
Когда-то я был солидарен с Довлатовым, который не на шутку мечтал задушить всех критиков и редакторов. Ибо они губят творчество - акт единения Творца с Богом. Насчет редакторов я и теперь солидарен, но критиков душить определенно не надо. Особенно телекритиков.
Так я все-таки - о пользе телекритики. Вот, мощно и аргументированно раскритиковал позицию Познера один из "птеродактилей" и идеологов перестройки Юрий Афанасьев: назвал Владимира Владимировича чуть ли не "двурушником", который, используя первый телеканал страны, "служит и вашим и нашим", сбивая с толку честной народ. Короче, Познер - "фиговый листок авторитарной власти". Так пишет Афанасьев. И что же? А то, что случилась польза. Не для Познера. Для телезрителей. Потому что президент Телеакадемии выдал в минувшее воскресенье, пожалуй, одну из самых своих сильных программ "Времена" как раз о гнилости бюрократической власти, установившейся в России. Темой была коррупция. Познер был смел и даже яростен. "Почему у нас только тогда, когда президент укажет, все кидаются разоблачать таможенную службу?" Следуют отстранения, аресты, телесюжеты, съемки скрытой камерой? "Да, - отвечали высокопоставленные чиновники. - Таки вы правы, Владимир Владимирович". В смысле, Познер. "Времена" констатировали отсутствие в стране независимого суда, прокуратуры, работающей не на "заказ", а на надзор, неподкупного государственного аппарата и много чего такого, что изъедено коростой коррупции. В итоговой программе "Неделя" Марьяны Максимовской на REN-ТВ Георгий Сатаров нашел причину, по которой коррупция непобедима и дела по ней рассыпаются еще на стадии следствия. Сделал он это потрясающе доступным образом. А образ такой: "Все наши чиновники живут в одном стеклянном доме. Если они бросят в кого-то из своих камень - дом разобьется и их всех накроет осколками". Чем больше я думаю об этом образе, тем больше он мне нравится.
Валерий ТАТАРОВ
Сетевая пошлость
Что же касается "Кода да Винчи", то фильм раскручивался по типичным канонам сетевого рынка: "Услышал о товаре - расскажи другому". Люди больше всего не хотят быть обманутыми в одиночку. Так откровенное, извините, фуфло, купленное многими, по определению перестает быть фуфлом. Качество в сетевом маркетинге - категория виртуальная. Телевизионное качество настолько высоко, насколько его внушила вам многократно повторенная реклама. Отсюда вывод: чем более рекламы, тем менее настоящего качества. Ей-богу, когда слышишь в середине фильма, названного в агрессивнейшей рекламе "фильмом года всего человечества", как герой Тома Хэнкса говорит героине Одри Тоту: "Ты - последний из живущих потомков Иисуса Христа", понимаешь, что тебя надули покруче, чем с "Ночным дозором". Глубина и поиск истины тут и не ночевали. Что же касается ряженых "антикодовцев" с хоругвями и плакатами против фильма, то есть подозрение, что эти ребятки не иначе как из промоутерской группы этого "кина"...
А теперь очень серьезно об очень серьезном. Мне кажется, что Россия, как соборное государство, и хотела бы быть православной, но этому мешают как минимум две вещи: телевидение, несущее вместо просветления исключительно праздные, то есть досуговые ценности, и ряженые клоуны, выдающие себя за "истинных верующих", которые лишь смущают настоящих христиан. И последнее, что хочется сказать в связи с фильмом "Код да Винчи". ТВ и кино почти приучили нас к пошлости, если понимать пошлость как превращение высокого в низкое и наоборот. Но продюсеры этого же довольно пошлого фильма намереваются ставить свой следующий фильм о... трагедии в Беслане. Права на сценарий уже куплены. Думаю, такой пошлости позволять им Россия не должна.
Стеклянный дом для коррупционера
Когда-то я был солидарен с Довлатовым, который не на шутку мечтал задушить всех критиков и редакторов. Ибо они губят творчество - акт единения Творца с Богом. Насчет редакторов я и теперь солидарен, но критиков душить определенно не надо. Особенно телекритиков.
Так я все-таки - о пользе телекритики. Вот, мощно и аргументированно раскритиковал позицию Познера один из "птеродактилей" и идеологов перестройки Юрий Афанасьев: назвал Владимира Владимировича чуть ли не "двурушником", который, используя первый телеканал страны, "служит и вашим и нашим", сбивая с толку честной народ. Короче, Познер - "фиговый листок авторитарной власти". Так пишет Афанасьев. И что же? А то, что случилась польза. Не для Познера. Для телезрителей. Потому что президент Телеакадемии выдал в минувшее воскресенье, пожалуй, одну из самых своих сильных программ "Времена" как раз о гнилости бюрократической власти, установившейся в России. Темой была коррупция. Познер был смел и даже яростен. "Почему у нас только тогда, когда президент укажет, все кидаются разоблачать таможенную службу?" Следуют отстранения, аресты, телесюжеты, съемки скрытой камерой? "Да, - отвечали высокопоставленные чиновники. - Таки вы правы, Владимир Владимирович". В смысле, Познер. "Времена" констатировали отсутствие в стране независимого суда, прокуратуры, работающей не на "заказ", а на надзор, неподкупного государственного аппарата и много чего такого, что изъедено коростой коррупции. В итоговой программе "Неделя" Марьяны Максимовской на REN-ТВ Георгий Сатаров нашел причину, по которой коррупция непобедима и дела по ней рассыпаются еще на стадии следствия. Сделал он это потрясающе доступным образом. А образ такой: "Все наши чиновники живут в одном стеклянном доме. Если они бросят в кого-то из своих камень - дом разобьется и их всех накроет осколками". Чем больше я думаю об этом образе, тем больше он мне нравится.
Валерий ТАТАРОВ