Экономика
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД РАССЧИТЫВАЕТ ТОЛЬКО НА СЕБЯ
24 май
Последние 15 лет Балтийскому заводу приходится конкурировать не только с российскими, но и с ведущими мировыми верфями. Известно, что в странах Юго-Восточной Азии умеют быстро и дешево строить корпуса кораблей, а в Западной Европе лучше, чем у нас, выполняют внутреннюю отделку. Но Балтийский завод относится к тем немногим на мировом рынке предприятиям, которые в состоянии строить технологически сложные наукоемкие суда, отвечающие международным требованиям.
Предприятие построило несколько судов космической связи, самым известным из которых стало научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин".
В конце 1970-х годов Балтийский завод начал строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 ("Орлан"). Последний корабль этой серии - крейсер "Петр Великий", не имеющий аналогов в мире по составу вооружения, был передан российскому ВМФ в 1998 году. В настоящее время он считается флагманом Северного флота. По соглашению с Министерством обороны завод осуществляет комплексное постгарантийное обслуживание крейсера и производит на нем все текущие ремонтные работы. Это уникальный случай в мировой практике. Именно благодаря специалистам-балтийцам "Петр Великий" уже восьмой год подряд ходит в море без постановки на плановый ремонт.
В 2004 году Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего на тот момент международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для военно-морских сил Индии. Предприятие передало этой стране три современных боевых корабля - Trishul, Talwar и Tabar.
Сегодня приоритетным направлением считается гражданское судостроение. В новом тысячелетии завод построил серии морских и речных химических танкеров, грузопассажирских паромов, ролкеров для заказчиков из Германии, Норвегии, Португалии, Нидерландов и других стран.
Параллельно идет выполнение заказов для отечественного военно-морского флота и ВМС иностранных государств. Самостоятельным направлением для Балтийского завода является выпуск машиностроительной продукции, как судовой, так и наземной, в том числе для атомной энергетики. Это повышает экономическую устойчивость верфи, ведь рынок есть рынок, и борьба за корабельные заказы идет жесточайшая. Впрочем, она никого не пугает, ведь большую часть своей истории завод и работал в рыночных условиях.
Кроме того, Балтийский завод не просто единственная на сегодняшний день российская верфь, строящая ледоколы. Он входит в число мировых лидеров по судам такого класса.
Стоит подчеркнуть, что завод и выжил, и развивается в отсутствие программы государственной поддержки судостроительной промышленности. Разговоры, что в нашей стране с ее чрезвычайно дорогими кредитами и практикой немедленного взимания налогов такая программа жизненно необходима, идут не один год, но... пока приходится рассчитывать только на свои силы.За 150-летнюю историю верфи здесь построено более 500 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
Сегодня на Балтийском заводе работают более
4 тысяч человек.
УРОКИ ИСТОРИИ
В 1856 году купец 1-й гильдии Матвей Карр на пару с инженером-судостроителем Марком Макферсоном основал в Петербурге предприятие, которое получило название "Балтийский литейный, механический и строительный завод Карра и Макферсона". Оно разместилось на юго-западном побережье Васильевского острова, в устье Невы.
Первыми заказами предприятия были речные баржи и яхты. Но уже в 1862 году здесь построили первый в стране боевой металлический корабль - канонерскую лодку "Опыт". Новую верфь решили сделать плацдармом для создания в России броненосного флота, способного составить конкуренцию военным силам крупнейших европейских держав, восстановить престиж Андреевского флага после неудачи в Крымской войне. Завод создавали как комплекс разнообразных производств - корабельного, машиностроительного, литейного, металлообрабатывающего.
В конце XIX - начале XX века Балтийский завод был основной верфью, где создавали мощь русского военного флота. Броненосцы, крейсеры и линкоры постройки Балтийского завода, самые совершенные по тем временам, участвовали в сражениях русско-японской и Первой мировой войн. В годы блокады Ленинграда балтийцы трудились над созданием новых и занимались ремонтом поврежденных в боях кораблей. Несмотря на голод и лишения, здесь не останавливалось производство оружия и боеприпасов, барж для Дороги жизни.
Валерий ЛЕВЧЕНКО, генеральный директор ОАО "Балтийский завод"
Предприятие построило несколько судов космической связи, самым известным из которых стало научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин".
В конце 1970-х годов Балтийский завод начал строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 ("Орлан"). Последний корабль этой серии - крейсер "Петр Великий", не имеющий аналогов в мире по составу вооружения, был передан российскому ВМФ в 1998 году. В настоящее время он считается флагманом Северного флота. По соглашению с Министерством обороны завод осуществляет комплексное постгарантийное обслуживание крейсера и производит на нем все текущие ремонтные работы. Это уникальный случай в мировой практике. Именно благодаря специалистам-балтийцам "Петр Великий" уже восьмой год подряд ходит в море без постановки на плановый ремонт.
В 2004 году Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего на тот момент международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для военно-морских сил Индии. Предприятие передало этой стране три современных боевых корабля - Trishul, Talwar и Tabar.
Сегодня приоритетным направлением считается гражданское судостроение. В новом тысячелетии завод построил серии морских и речных химических танкеров, грузопассажирских паромов, ролкеров для заказчиков из Германии, Норвегии, Португалии, Нидерландов и других стран.
Параллельно идет выполнение заказов для отечественного военно-морского флота и ВМС иностранных государств. Самостоятельным направлением для Балтийского завода является выпуск машиностроительной продукции, как судовой, так и наземной, в том числе для атомной энергетики. Это повышает экономическую устойчивость верфи, ведь рынок есть рынок, и борьба за корабельные заказы идет жесточайшая. Впрочем, она никого не пугает, ведь большую часть своей истории завод и работал в рыночных условиях.
Кроме того, Балтийский завод не просто единственная на сегодняшний день российская верфь, строящая ледоколы. Он входит в число мировых лидеров по судам такого класса.
Стоит подчеркнуть, что завод и выжил, и развивается в отсутствие программы государственной поддержки судостроительной промышленности. Разговоры, что в нашей стране с ее чрезвычайно дорогими кредитами и практикой немедленного взимания налогов такая программа жизненно необходима, идут не один год, но... пока приходится рассчитывать только на свои силы.За 150-летнюю историю верфи здесь построено более 500 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.
Сегодня на Балтийском заводе работают более
4 тысяч человек.
УРОКИ ИСТОРИИ
В 1856 году купец 1-й гильдии Матвей Карр на пару с инженером-судостроителем Марком Макферсоном основал в Петербурге предприятие, которое получило название "Балтийский литейный, механический и строительный завод Карра и Макферсона". Оно разместилось на юго-западном побережье Васильевского острова, в устье Невы.
Первыми заказами предприятия были речные баржи и яхты. Но уже в 1862 году здесь построили первый в стране боевой металлический корабль - канонерскую лодку "Опыт". Новую верфь решили сделать плацдармом для создания в России броненосного флота, способного составить конкуренцию военным силам крупнейших европейских держав, восстановить престиж Андреевского флага после неудачи в Крымской войне. Завод создавали как комплекс разнообразных производств - корабельного, машиностроительного, литейного, металлообрабатывающего.
В конце XIX - начале XX века Балтийский завод был основной верфью, где создавали мощь русского военного флота. Броненосцы, крейсеры и линкоры постройки Балтийского завода, самые совершенные по тем временам, участвовали в сражениях русско-японской и Первой мировой войн. В годы блокады Ленинграда балтийцы трудились над созданием новых и занимались ремонтом поврежденных в боях кораблей. Несмотря на голод и лишения, здесь не останавливалось производство оружия и боеприпасов, барж для Дороги жизни.
Валерий ЛЕВЧЕНКО, генеральный директор ОАО "Балтийский завод"