Культура
ВИКТОР ВЕРЖБИЦКИЙ: "ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ ОТ УСПЕХОВ ОСТАВЛЮ НА ПОТОМ"
24 май
Гремучая смесь цинизма и нечеловеческого обаяния этот "душка" Завулон из "Дневного дозора" - такое определение после просмотра фильма киноманы вынесли Виктору Вержбицкому, актеру, воплотившему на экране роль злодея. И он с таким определением в принципе согласен. Актер лишь поправляет киноманов: "Завулон - не от мира сего. Он выше, он парит. А все остальное так: циник с нечеловеческим обаянием".
Виктора Вержбицкого обожают и гламурные красотки, и продвинутые бизнес-леди, и крупнобокие домохозяйки. Правда, их общим любимцем стал не Завулон, а другой персонаж актера - император Николай I из добротного сериала "Бедная Настя".
Я ИГРАЛ ТРЕПЛЕВА, А ТУТ ДАЖЕ НА "КУШАТЬ ПОДАНО" БЫЛО ТРУДНО ПОПАСТЬ
- Ваша творческая судьба - если и не история современной Золушки, то нечто голливудское в ней присутствует всяко. Вы почти 15 лет работали в ташкентском драмтеатре и вдруг - Москва. И тут начинаются чудеса: хорошие театры, потом хороший сериал, потом хороший художественный фильм...
- Мой театральный роман с Москвой длится давно. Еще будучи студентом Ташкентского театрального института, я получал приглашения в театр-студию МХАТа. Но мои педагоги ревностно относились к возможному контакту с московскими театрами и ставили естественное, но очень жесткое условие: сначала институт, потом - Москва и все, что заблагорассудится. По окончании вуза был выбор, но я остался в Ташкенте. Хотя уже тогда звали в Москву. Много было приглашений и из других театров.
- Почему не уехали и по окончании института?
- На то был ряд семейных и чисто бытовых проблем, которые не давали просто так взять и сорваться с насиженного места. И лишь когда часть проблем была решена, я подумал: вот он, шанс, пора...
- Было трудно?
- Конечно! Ведь я решил покорить театральную столицу всея Руси, когда мне было уже 38 лет! И молодым-то не везде у нас дорога, а тут... Разумеется, мои первые роли были из разряда "Кушать подано". И я не утрирую! Так было! Но даже с такой, казалось бы, элементарной ролью мне повезло. Ведь как принято в театре, особенно в московском... Пришел новичок - он должен сдать своеобразный экзамен, показать этюд... Мне это было чуждо! В Ташкенте я переиграл массу ролей, создал целый ряд сложных драматических образов. Тот же Треплев в "Чайке" у меня был, "Священные чудовища" Жана Кокто, "Зойкина квартира"... А тут - этюд?! Но тут заболел артист - и нужно срочно войти в спектакль. На роль "Кушать подано". Оказывается, даже на такую роль попасть сложно. В особенности если ты "начинающий артист"... А теперь вот пришел и работаю в театре Et Cetera, организованном Александром Александровичем Калягиным.
"БЕДНАЯ НАСТЯ" НАУЧИЛА БЫСТРО ЗАПОМИНАТЬ ТЕКСТ
- Весьма любопытно наблюдать за взаимоотношениями Калягина и Вержбицкого на съемочной площадке сериала "Бедная Настя". В жизни-то у вас иная субординация, а по фильму вы император, а он - поэт Василий Андреевич Жуковский...
- Хотите спросить, не отыгрываюсь ли я на своем патроне, будучи под маской императора? Узкий круг "посвященных" все время ищет момент, когда мой персонаж будет брать верх над человеком, который вне сериала - мой непосредственный начальник. И будто бы отмечают такие моменты - ведь я как император иногда повышаю голос на своих верноподданных. Честно скажу - такого нет! Мало того, Александр Александрович местами помогает мне пройти с наименьшим сопротивлением ту или иную сцену.
- Что для вас работа в сериале "Бедная Настя"? Ведь не секрет, что многие театральные актеры считают сериалы... Давайте назовем это "халтурка". Но по вашей работе в образе императора так не скажешь.
- Возможно. Но тут не мне - тут уже вам судить. Что же касается участия в сериале, то меня всегда привлекает нечто новое, нечто такое, чего раньше в моей творческой биографии не было. Сериал необычный. Начнем с того, что он создавался при деятельном участии американцев. Режиссер, который курировал наш проект, до этого снимал множество сериалов, одним из которых была "Санта-Барбара". Наших режиссеров американцы буквально натаскивали - учили, как надо правильно снимать такие сериалы. Или съемочный процесс... Для меня тут все было необычно, все было чем-то невообразимым! Мы работали по 12 часов, три группы параллельно снимали три части одного целого. Настоящая фабрика! На репетиционный период отводилось очень мало времени, текст роли поступал прямо на съемочную площадку. Чуть-чуть отработали вперед: мотор, хлопушка, и ты вновь император! Именно "Бедная Настя" научила меня быстро запоминать текст - учить, "заглатывая" лист за листом. Это при всем моем театральном багаже... Но самым ценным для меня было то, что мне довелось сыграть реальное историческое лицо. У нас были консультанты из Эрмитажа, и они в один голос сказали: только не перестарайтесь с гримом, ведь у Вержбицкого и у Николая одно лицо! Полное портретное сходство нашли... Честно скажу, образ, который достался мне в сериале, сложный, хоть и не главный. Однако он создает атмосферу того времени, и ошибиться здесь было бы очень неприятно. Фальши быть не должно...
- Это и немудрено. Ваш образ - "из жизни". Проще быть князем Болконским или графом Безуховым...
- В работе над образом Николая I я в основном руководствовался своей памятью - пытался перебрать в уме всех великих драматических актеров прошлого, игравших в кино и на ТВ дворян. Тот же Игорь Борисович Дмитриев, который, кстати, играет в "Бедной Насте". Это же целый кладезь самых разнообразных образов. Или Стржельчик - это все "белая кость". Они своими ролями вдохновляли меня на поиск правильного подхода к роли. На глубокое исследование образа Николая у меня не было времени. Но понять, как тогда носили костюм, как держали перо при письме, можно было. И я эту науку постигал от серии к серии.
МЫ С БЕКМАМБЕТОВЫМ ЗНАКОМЫ ЕЩЕ ПО ТАШКЕНТУ
- Каким этапом в вашей творческой биографии стало участие в картине Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор"?
- Каким этапом... Закономерным. Ведь с Тимуром я знаком давно, с Ташкентского театрального института. Мы еще в институте сдружились и уже тогда создавали, творили нечто такое, что нас подпитывало. Мы знакомы уже почти 25 лет, и в творчестве у нас очень хорошее взаимопонимание. Думаю, моя московская биография сложилась отчасти благодаря Тимуру. Участие в его рекламных роликах, потом "Пешаварский вальс", потом мы вместе работали над "Гладиаторикс"... Стоит заметить, что Тимур как режиссер растет. Прямо на глазах. Снимает мало, но каждая работа - это событие.
- Всегда любопытно знать, как создаются такие образы, как ваш Завулон из "Ночного дозора"...
- Я руководствовался поступками, которые он совершает. Черный маг - ага... Персонаж мистический, собирательный символ зла - но без штампов. Я решил сделать его неким провокатором. Который знает, что придет час, и он все равно победит. А пока... взирает на окружающий его мир беспристрастно. Отсюда и ирония, которой живет этот маг. Многоплановый получился персонаж, "многознаковый". Я постарался сделать так, чтобы знаковость перешла в значимость.
- Последний вопрос, который напрашивается сам собой: когда в вашей жизни наступило то
самое утро, когда вы проснулись знаменитым?
- А оно еще не пришло, это утро. Все еще впереди! Я весьма трезво оцениваю свои способности и возможности. Да, что-то наработано, и этими наработками можно гордиться. Но так называемого головокружения от успехов нет. И быть не может. Я оставляю эти головокружения "на потом".
Беседовал
- Мне не нравится, когда Завулона считают главным злодеем. Он не злодей. Он - Темный, самый главный Темный. А это вам не дежурный злодей из дешевой пьесы. Или даже из дорогой, - говорит Виктор. - Он вообще мало похож на типичный отрицательный персонаж. В нем есть... масть! Масть человека, которому судьбой уготована очень длинная жизнь - почти две тысячи лет.
Дмитрий МОСКОВСКИЙ
Виктора Вержбицкого обожают и гламурные красотки, и продвинутые бизнес-леди, и крупнобокие домохозяйки. Правда, их общим любимцем стал не Завулон, а другой персонаж актера - император Николай I из добротного сериала "Бедная Настя".
Я ИГРАЛ ТРЕПЛЕВА, А ТУТ ДАЖЕ НА "КУШАТЬ ПОДАНО" БЫЛО ТРУДНО ПОПАСТЬ
- Ваша творческая судьба - если и не история современной Золушки, то нечто голливудское в ней присутствует всяко. Вы почти 15 лет работали в ташкентском драмтеатре и вдруг - Москва. И тут начинаются чудеса: хорошие театры, потом хороший сериал, потом хороший художественный фильм...
- Мой театральный роман с Москвой длится давно. Еще будучи студентом Ташкентского театрального института, я получал приглашения в театр-студию МХАТа. Но мои педагоги ревностно относились к возможному контакту с московскими театрами и ставили естественное, но очень жесткое условие: сначала институт, потом - Москва и все, что заблагорассудится. По окончании вуза был выбор, но я остался в Ташкенте. Хотя уже тогда звали в Москву. Много было приглашений и из других театров.
- Почему не уехали и по окончании института?
- На то был ряд семейных и чисто бытовых проблем, которые не давали просто так взять и сорваться с насиженного места. И лишь когда часть проблем была решена, я подумал: вот он, шанс, пора...
- Было трудно?
- Конечно! Ведь я решил покорить театральную столицу всея Руси, когда мне было уже 38 лет! И молодым-то не везде у нас дорога, а тут... Разумеется, мои первые роли были из разряда "Кушать подано". И я не утрирую! Так было! Но даже с такой, казалось бы, элементарной ролью мне повезло. Ведь как принято в театре, особенно в московском... Пришел новичок - он должен сдать своеобразный экзамен, показать этюд... Мне это было чуждо! В Ташкенте я переиграл массу ролей, создал целый ряд сложных драматических образов. Тот же Треплев в "Чайке" у меня был, "Священные чудовища" Жана Кокто, "Зойкина квартира"... А тут - этюд?! Но тут заболел артист - и нужно срочно войти в спектакль. На роль "Кушать подано". Оказывается, даже на такую роль попасть сложно. В особенности если ты "начинающий артист"... А теперь вот пришел и работаю в театре Et Cetera, организованном Александром Александровичем Калягиным.
"БЕДНАЯ НАСТЯ" НАУЧИЛА БЫСТРО ЗАПОМИНАТЬ ТЕКСТ
- Весьма любопытно наблюдать за взаимоотношениями Калягина и Вержбицкого на съемочной площадке сериала "Бедная Настя". В жизни-то у вас иная субординация, а по фильму вы император, а он - поэт Василий Андреевич Жуковский...
- Хотите спросить, не отыгрываюсь ли я на своем патроне, будучи под маской императора? Узкий круг "посвященных" все время ищет момент, когда мой персонаж будет брать верх над человеком, который вне сериала - мой непосредственный начальник. И будто бы отмечают такие моменты - ведь я как император иногда повышаю голос на своих верноподданных. Честно скажу - такого нет! Мало того, Александр Александрович местами помогает мне пройти с наименьшим сопротивлением ту или иную сцену.
- Что для вас работа в сериале "Бедная Настя"? Ведь не секрет, что многие театральные актеры считают сериалы... Давайте назовем это "халтурка". Но по вашей работе в образе императора так не скажешь.
- Возможно. Но тут не мне - тут уже вам судить. Что же касается участия в сериале, то меня всегда привлекает нечто новое, нечто такое, чего раньше в моей творческой биографии не было. Сериал необычный. Начнем с того, что он создавался при деятельном участии американцев. Режиссер, который курировал наш проект, до этого снимал множество сериалов, одним из которых была "Санта-Барбара". Наших режиссеров американцы буквально натаскивали - учили, как надо правильно снимать такие сериалы. Или съемочный процесс... Для меня тут все было необычно, все было чем-то невообразимым! Мы работали по 12 часов, три группы параллельно снимали три части одного целого. Настоящая фабрика! На репетиционный период отводилось очень мало времени, текст роли поступал прямо на съемочную площадку. Чуть-чуть отработали вперед: мотор, хлопушка, и ты вновь император! Именно "Бедная Настя" научила меня быстро запоминать текст - учить, "заглатывая" лист за листом. Это при всем моем театральном багаже... Но самым ценным для меня было то, что мне довелось сыграть реальное историческое лицо. У нас были консультанты из Эрмитажа, и они в один голос сказали: только не перестарайтесь с гримом, ведь у Вержбицкого и у Николая одно лицо! Полное портретное сходство нашли... Честно скажу, образ, который достался мне в сериале, сложный, хоть и не главный. Однако он создает атмосферу того времени, и ошибиться здесь было бы очень неприятно. Фальши быть не должно...
- Это и немудрено. Ваш образ - "из жизни". Проще быть князем Болконским или графом Безуховым...
- В работе над образом Николая I я в основном руководствовался своей памятью - пытался перебрать в уме всех великих драматических актеров прошлого, игравших в кино и на ТВ дворян. Тот же Игорь Борисович Дмитриев, который, кстати, играет в "Бедной Насте". Это же целый кладезь самых разнообразных образов. Или Стржельчик - это все "белая кость". Они своими ролями вдохновляли меня на поиск правильного подхода к роли. На глубокое исследование образа Николая у меня не было времени. Но понять, как тогда носили костюм, как держали перо при письме, можно было. И я эту науку постигал от серии к серии.
МЫ С БЕКМАМБЕТОВЫМ ЗНАКОМЫ ЕЩЕ ПО ТАШКЕНТУ
- Каким этапом в вашей творческой биографии стало участие в картине Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор"?
- Каким этапом... Закономерным. Ведь с Тимуром я знаком давно, с Ташкентского театрального института. Мы еще в институте сдружились и уже тогда создавали, творили нечто такое, что нас подпитывало. Мы знакомы уже почти 25 лет, и в творчестве у нас очень хорошее взаимопонимание. Думаю, моя московская биография сложилась отчасти благодаря Тимуру. Участие в его рекламных роликах, потом "Пешаварский вальс", потом мы вместе работали над "Гладиаторикс"... Стоит заметить, что Тимур как режиссер растет. Прямо на глазах. Снимает мало, но каждая работа - это событие.
- Всегда любопытно знать, как создаются такие образы, как ваш Завулон из "Ночного дозора"...
- Я руководствовался поступками, которые он совершает. Черный маг - ага... Персонаж мистический, собирательный символ зла - но без штампов. Я решил сделать его неким провокатором. Который знает, что придет час, и он все равно победит. А пока... взирает на окружающий его мир беспристрастно. Отсюда и ирония, которой живет этот маг. Многоплановый получился персонаж, "многознаковый". Я постарался сделать так, чтобы знаковость перешла в значимость.
- Последний вопрос, который напрашивается сам собой: когда в вашей жизни наступило то
самое утро, когда вы проснулись знаменитым?
- А оно еще не пришло, это утро. Все еще впереди! Я весьма трезво оцениваю свои способности и возможности. Да, что-то наработано, и этими наработками можно гордиться. Но так называемого головокружения от успехов нет. И быть не может. Я оставляю эти головокружения "на потом".
Беседовал
- Мне не нравится, когда Завулона считают главным злодеем. Он не злодей. Он - Темный, самый главный Темный. А это вам не дежурный злодей из дешевой пьесы. Или даже из дорогой, - говорит Виктор. - Он вообще мало похож на типичный отрицательный персонаж. В нем есть... масть! Масть человека, которому судьбой уготована очень длинная жизнь - почти две тысячи лет.
Дмитрий МОСКОВСКИЙ