Культура
"КОД ДА ВИНЧИ" В ЕВРАЗИИ: ЗАПРЕТЫ ПЛЮС ПАРОДИЯ
25 май
Судьба показа "Кода да Винчи" на просторах бывшего Советского Союза практически стала отражением его мировой премьеры. Кое-где кинокартину запретили, дабы не смущать христиан и мусульман, но в большинстве случаев она благополучно вышла в прокат, вопреки всем протестам. Во многом благодаря именно им картине были обеспечены полные залы.
К перечню стран, которые категорически запретили фильм (Иордания, Сирия, Ливан и Египет), на постсоветстком пространстве присоединились Азербайджан и Белоруссия. Республика Беларусь стала вообще единственным государством Европы, в котором экранизация романа Дэна Брауна попала под запрет, хотя и не сразу. Белорусские власти колебались четыре дня, прежде чем остановить демонстрацию картины. Теперь вместо сеансов с "Кодом" в кинотеатрах Минска идут "Мемуары гейши". Любопытно, что этот фильм, в отличие от "Кода", был запрещен в Китае. Видимо, белорусские поборники морали и не предполагали, что уже через два дня после кинорокировки президент Александр Лукашенко в своем ежегодном послании именно Китай назовет лучшим зарубежным союзником Белоруссии.
В Азербайджане же манипуляции с картиной вызывают ассоциации с недавними президентскими и парламентскими выборами. Так, у жителей Баку была возможность наслаждаться фильмом всего лишь один день - в центральном кинотеатре "Азербайджан". После чего национальное министерство культуры и туризма обратилось к его хозяевам с требованием остановить показ. Формально требование было незаконным, но владельцы "Азербайджана" сочли за лучшее снять фильм с репертуара, пояснив это тем, что копия фильма была случайно попорчена, а закупка другой ввергнет их в недопустимые расходы. По странному совпадению, в тот же день во всех бакинских пунктах видеопроката и магазинах "испортились" все лицензионные копии "Кода да Винчи", то есть исчезли из продажи.
Белорусский и азербайджанский запреты фильма стали прямой реакцией на интенсивные протесты верующих - как христиан, так и мусульман. В остальных странах бывшего СССР (кроме среднеазиатских, где киноформат вообще не совпадает с общемировым) тоже были и протесты, и предостережения, и обещания завалить прокатчиков исками. Но "Код" вышел на экраны, и вышел успешно. А на Украине кинотеатры Киева и Харькова даже ввели дополнительные ночные сеансы.
Как и в истории с "карикатурной войной", особой оригинальностью протесты на просторах СНГ не отличались и повторили происходившее в остальном мире. Оригинальной можно было бы признать разве что идею Союза православных граждан, предложивших заказать комический перевод фильма Гоблину - россиянину Дмитрию Пучкову, автору как пародийных, так и вполне серьезных переводов американских фильмов. Правда, сам Гоблин заявил, что наиболее адекватной реакцией на "Код да Винчи" была бы экранизация трудов академика Анатолия Фоменко, псевдоисторика, утверждающего, что иудаизм возник позже христианства, а Великий Новгород был выдуман династией Романовых. Эта идея выглядит гораздо здоровее большинства остальных доводов протестующих. Очевидный коммерческий успех кинокартины объясняется двумя параллельными рекламными кампаниями, одна из которых осуществилась за счет кинопрокатчиков, а другая - на сугубо добровольных началах.
Михаил ЛОГИНОВ
К перечню стран, которые категорически запретили фильм (Иордания, Сирия, Ливан и Египет), на постсоветстком пространстве присоединились Азербайджан и Белоруссия. Республика Беларусь стала вообще единственным государством Европы, в котором экранизация романа Дэна Брауна попала под запрет, хотя и не сразу. Белорусские власти колебались четыре дня, прежде чем остановить демонстрацию картины. Теперь вместо сеансов с "Кодом" в кинотеатрах Минска идут "Мемуары гейши". Любопытно, что этот фильм, в отличие от "Кода", был запрещен в Китае. Видимо, белорусские поборники морали и не предполагали, что уже через два дня после кинорокировки президент Александр Лукашенко в своем ежегодном послании именно Китай назовет лучшим зарубежным союзником Белоруссии.
В Азербайджане же манипуляции с картиной вызывают ассоциации с недавними президентскими и парламентскими выборами. Так, у жителей Баку была возможность наслаждаться фильмом всего лишь один день - в центральном кинотеатре "Азербайджан". После чего национальное министерство культуры и туризма обратилось к его хозяевам с требованием остановить показ. Формально требование было незаконным, но владельцы "Азербайджана" сочли за лучшее снять фильм с репертуара, пояснив это тем, что копия фильма была случайно попорчена, а закупка другой ввергнет их в недопустимые расходы. По странному совпадению, в тот же день во всех бакинских пунктах видеопроката и магазинах "испортились" все лицензионные копии "Кода да Винчи", то есть исчезли из продажи.
Белорусский и азербайджанский запреты фильма стали прямой реакцией на интенсивные протесты верующих - как христиан, так и мусульман. В остальных странах бывшего СССР (кроме среднеазиатских, где киноформат вообще не совпадает с общемировым) тоже были и протесты, и предостережения, и обещания завалить прокатчиков исками. Но "Код" вышел на экраны, и вышел успешно. А на Украине кинотеатры Киева и Харькова даже ввели дополнительные ночные сеансы.
Как и в истории с "карикатурной войной", особой оригинальностью протесты на просторах СНГ не отличались и повторили происходившее в остальном мире. Оригинальной можно было бы признать разве что идею Союза православных граждан, предложивших заказать комический перевод фильма Гоблину - россиянину Дмитрию Пучкову, автору как пародийных, так и вполне серьезных переводов американских фильмов. Правда, сам Гоблин заявил, что наиболее адекватной реакцией на "Код да Винчи" была бы экранизация трудов академика Анатолия Фоменко, псевдоисторика, утверждающего, что иудаизм возник позже христианства, а Великий Новгород был выдуман династией Романовых. Эта идея выглядит гораздо здоровее большинства остальных доводов протестующих. Очевидный коммерческий успех кинокартины объясняется двумя параллельными рекламными кампаниями, одна из которых осуществилась за счет кинопрокатчиков, а другая - на сугубо добровольных началах.
Михаил ЛОГИНОВ