Экономика
КВАС ВЫШЕЛ ИЗ МОДЫ
25 май
Былинные времена, когда за знаменитым и вкуснейшим ленинградским квасом (12 копеек литр) выстраивались очереди людей с бидонами, закончились вместе с Советским Союзом. Уже в 1992 году городской монополист - "Степан Разин" - законсервировал линию по производству кваса и полностью переключился на пиво. Себестоимость у этих напитков примерно одинакова. Но пиво, в отличие от живого кваса, хранится три месяца, а не три дня, а продается активнее и стоит дороже.
Примерно так же думали и другие питерские производители натурального кваса ("Бавария", например), которые переналадили технологические линии под хмельной напиток. "Степан Разин" вернулся к производству кваса только в 2004 году, но уже не в бочковом варианте, а в ПЭТ-таре (пластиковых бутылках). Тогдашние руководители завода (с 2005 года он принадлежит компании Heineken) пообещали производить 1,5 миллиона литров кваса "Степан Тимофеевич" в месяц.
Спрос, увы, такие объемы не востребовал, и вот почему.
За время 10-летнего отсутствия на рынке взрослые горожане забыли вкус фирменного ленинградского кваса, а новое поколение его просто не знало. Нишу натурального, выработанного путем естественного брожения кваса заняли многочисленные вкусные, но вредные импортные "колы". Единственным натуральным продуктом в таких напитках была вода, но молодежь "подсела" на них с таким энтузиазмом, что в окрестностях аэропорта американцы построили завод по производству импортных газированных напитков.
Да и сам квас в 1990-е годы стал другим. Концентрат сусла по технологии смешивали с водой, газировали, добавляли синтетические ароматизаторы, пищевые красители и добавки - вот вам и квасной напиток. Не совсем натуральный, зато можно хранить хоть полгода, что для торговли крайне важно.
Такой суррогат начали заливать и в бочки. Натуральный квас, по оценкам экспертов, занимает в уличной торговле только 50 процентов "вала" и стоит достаточно дорого. Начальник отдела розничной торговли и рынков КЭРППиТ Вера Горина сообщила корреспонденту "НВ", что средняя цена бочкового кваса в Питере в 2005 году составила 30 рублей за литр (розлив из цистерн) и 40 рублей (розлив из 50-литровых металлических кег).
Словом, квас уже сравнялся по цене с пивом (в советской стране квас был в 5 раз дешевле) и продолжает дорожать. Вчера, в прохладу, я купил поллитровый стаканчик из кегового бочонка за 23 рубля. А что же будет в жарком июле?
Крупные питерские пивоваренные компании относятся к производству бочкового кваса не как к бизнесу, а как к социальной нагрузке, производят его мало. Вот и приходится везти к нам настоящий и поэтому дорогой хлебный квас из Новгорода, Ленобласти и маленьких производств в нашем городе. И продают его не из 900-литровых цистерн, как некогда комбинат Степана Разина, а из небольших 100-литровых, причем из-за высоких цен и недостаточного спроса торговля может идти несколько дней.
Покупать такой продукт в жару просто небезопасно - можно отравиться. Поэтому торговля начала страховаться и берет на реализацию в основном квас из 50-литровых кег. И объем поменьше, и санитария понадежнее. В прошлом году, например, только 20 из 160 мест уличной торговли квасом занимали цистерны. В остальных точках наливали из технологичных металлических бочонков.
Квас в нашем городе продается достаточно вяло. Петербуржцы среднего и старшего возраста, выросшие на этом напитке, дозируют покупки из-за высокой цены, а платежеспособная молодежь к нему не приучена.
Сегодня мы "утоляем" жажду все больше пивом, а после двух-трех бутылок в жару ходим с липким языком и головной болью. Среднедушевое потребление пива в Питере (около 50 литров в год) на порядок выше, чем кваса. На экономику этого безалкогольного напитка махнули рукой даже чиновники. Показательный факт: КЭРППиТ ведет статистику местного производства пива, водки, шампанского, даже джин-тоников и колы. Кваса в этом перечне нет.
только цифры
В прошлом году за весь 5-месячный сезон горожане выпили 20 миллионов литров хлебного кваса (4,2 литра на душу населения). В очень жаркий июль-2005 со среднемесячной дневной температурой плюс 25 петербуржцы купили только 5 миллионов литров бутылочного и розливного кваса, а также его суррогатов (в среднем - 160 тысяч литров в день). Для сравнения: в 1980-е годы один только "Степан Разин" ежемесячно отгружал в торговую сеть, а горожане с благодарностью выпивали, 15 миллионов литров бесподобно вкусного и полезного напитка.
Сергей ТАЧАЕВ
Примерно так же думали и другие питерские производители натурального кваса ("Бавария", например), которые переналадили технологические линии под хмельной напиток. "Степан Разин" вернулся к производству кваса только в 2004 году, но уже не в бочковом варианте, а в ПЭТ-таре (пластиковых бутылках). Тогдашние руководители завода (с 2005 года он принадлежит компании Heineken) пообещали производить 1,5 миллиона литров кваса "Степан Тимофеевич" в месяц.
Спрос, увы, такие объемы не востребовал, и вот почему.
За время 10-летнего отсутствия на рынке взрослые горожане забыли вкус фирменного ленинградского кваса, а новое поколение его просто не знало. Нишу натурального, выработанного путем естественного брожения кваса заняли многочисленные вкусные, но вредные импортные "колы". Единственным натуральным продуктом в таких напитках была вода, но молодежь "подсела" на них с таким энтузиазмом, что в окрестностях аэропорта американцы построили завод по производству импортных газированных напитков.
Да и сам квас в 1990-е годы стал другим. Концентрат сусла по технологии смешивали с водой, газировали, добавляли синтетические ароматизаторы, пищевые красители и добавки - вот вам и квасной напиток. Не совсем натуральный, зато можно хранить хоть полгода, что для торговли крайне важно.
Такой суррогат начали заливать и в бочки. Натуральный квас, по оценкам экспертов, занимает в уличной торговле только 50 процентов "вала" и стоит достаточно дорого. Начальник отдела розничной торговли и рынков КЭРППиТ Вера Горина сообщила корреспонденту "НВ", что средняя цена бочкового кваса в Питере в 2005 году составила 30 рублей за литр (розлив из цистерн) и 40 рублей (розлив из 50-литровых металлических кег).
Словом, квас уже сравнялся по цене с пивом (в советской стране квас был в 5 раз дешевле) и продолжает дорожать. Вчера, в прохладу, я купил поллитровый стаканчик из кегового бочонка за 23 рубля. А что же будет в жарком июле?
Крупные питерские пивоваренные компании относятся к производству бочкового кваса не как к бизнесу, а как к социальной нагрузке, производят его мало. Вот и приходится везти к нам настоящий и поэтому дорогой хлебный квас из Новгорода, Ленобласти и маленьких производств в нашем городе. И продают его не из 900-литровых цистерн, как некогда комбинат Степана Разина, а из небольших 100-литровых, причем из-за высоких цен и недостаточного спроса торговля может идти несколько дней.
Покупать такой продукт в жару просто небезопасно - можно отравиться. Поэтому торговля начала страховаться и берет на реализацию в основном квас из 50-литровых кег. И объем поменьше, и санитария понадежнее. В прошлом году, например, только 20 из 160 мест уличной торговли квасом занимали цистерны. В остальных точках наливали из технологичных металлических бочонков.
Квас в нашем городе продается достаточно вяло. Петербуржцы среднего и старшего возраста, выросшие на этом напитке, дозируют покупки из-за высокой цены, а платежеспособная молодежь к нему не приучена.
Сегодня мы "утоляем" жажду все больше пивом, а после двух-трех бутылок в жару ходим с липким языком и головной болью. Среднедушевое потребление пива в Питере (около 50 литров в год) на порядок выше, чем кваса. На экономику этого безалкогольного напитка махнули рукой даже чиновники. Показательный факт: КЭРППиТ ведет статистику местного производства пива, водки, шампанского, даже джин-тоников и колы. Кваса в этом перечне нет.
только цифры
В прошлом году за весь 5-месячный сезон горожане выпили 20 миллионов литров хлебного кваса (4,2 литра на душу населения). В очень жаркий июль-2005 со среднемесячной дневной температурой плюс 25 петербуржцы купили только 5 миллионов литров бутылочного и розливного кваса, а также его суррогатов (в среднем - 160 тысяч литров в день). Для сравнения: в 1980-е годы один только "Степан Разин" ежемесячно отгружал в торговую сеть, а горожане с благодарностью выпивали, 15 миллионов литров бесподобно вкусного и полезного напитка.
Сергей ТАЧАЕВ