Культура
"ПОЦЕЛУЙ БАБОЧКИ" СОЕДИНИЛ ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ
30 май
У петербургского режиссера Антона Сиверса - дни больших премьер. Вчера на телеканале "Россия" начался показ его нового сериала "Счастливый", снятого по мотивам мопассановского "Милого друга". Историю о соблазнах современной жизни и о том, как им противостоять, разыгрывают Илья Носков, Дмитрий Дюжев, Елена Сафонова, Михаил Боярский... А 8 июня на экраны кинотеатров страны выходит художественный фильм "Поцелуй бабочки", главную роль в котором сыграл Сергей Безруков. Звезда российского "синема" предстанет в образе русского компьютерного гения, влюбленного в китаянку... Сьемки велись в основном в Петербурге.
ПРИЗ ЗА НАЗВАНИЕ - ЯЩИК ТЕКИЛЫ
- Для меня это фильм о самых простых и вечных человеческих чувствах, - говорит Антон Сиверс. - Нашего героя с головой накрывает и любовь, и праведная ненависть к обидчикам своей возлюбленной - ему приходится ежеминутно рисковать жизнью, спасая ее... Кажется, весь мир против этих современных Ромео и Джульетты. Оба они - заложники своих систем, только вырвавшись из которых смогут быть вместе. А вырваться очень нелегко, это дается с кровью...
Сценарий, написанный Аркадием Тигаем, вначале назывался "Китаеза". В этом слове автору виделась горькая улыбка по отношению не к самой китаянке, а к тем, кто так о ней говорит. Но в киногруппе все же решили, что название может быть воспринято оскорбительно, и стали искать новое... "Поцелуй бабочки" предложил один из администраторов - Михаил Папян. Это словосочетание обозначает прикосновение ресничками, а еще - смертельный удар в одном из восточных боевых искусств. В нем - и лирика, и намек на какую-то тайну, даже опасность, то есть - суть фильма. Продюсерам Валерию Тодоровскому и Дмитрию Месхиеву название понравилось, и Миша Папян получил приз - ящик текилы. Его группа разопьет на премьере картины.
ШАНХАЙСКОЕ ЧУДО
Главную героиню искали сначала среди российских актрис с азиатской внешностью. Проб было много, и неплохих, но все равно чувствовалось, что актрисы - "нашенские". И тогда режиссер поехал в Шанхай...
- Здесь предстояло сделать выбор из двадцати девушек. В первый день не понравился никто. А потом заходит такая маленькая худенькая девушка, садится в угол, отворачивается и начинает зевать. Я тогда не знал, что она зевает всякий раз, когда волнуется. Привлекла она своей необычностью: и подростковой угловатостью, и женской "манкостью". Лань Янь всего 18 лет, в нашем фильме она сыграла первую большую роль. При этом она совершенно не говорит по-русски... За Лань Янь все три месяца съемок неотступно следовала замечательная переводчица Алена, помогала ей учить текст роли, репетировала с ней в свободное время, рассказывала ей про жизнь в России. Ведь Лань Янь даже не знала, что Советский Союз давно распался, она путала Путина с Пушкиным... А во время сьемок на улицах Петербурга с удивлением наблюдала за людьми, постоянно подбегавшими к Безрукову за автографами. Мы забыли ей рассказать, что ее партнер - популярнейший в России актер.
ЗА СЕРГЕЯ ИНОГДА БЫЛО СТРАШНО
Работой Сергея Безрукова Антон Сиверс восхищен. У актера такая сильная энергетика, что ею невозможно не заразиться.
- Сережа играл "на разрыв аорты". Иногда за него даже становилось страшно, так он выкладывался. Он невероятно работоспособен. Когда после изматывающей ночной съемки группа ехала отсыпаться, он спешил в аэропорт, на первый утренний самолет, чтобы успеть в Москву на озвучание "Князя Владимира". Потом ночным поездом возвращался в Петербург. И наутро, проспав одну ночь из двух, да и ту в вагоне, был бодр и весел. Однажды прилетел на съемки из Киева, летел через Москву. Прибыл, быстро переоделся - и сразу в кадр. И до утра - 15 часов подряд, причем снималась тогда сцена драки. Надо ли объяснять, какая это эмоциональная и физическая нагрузка? Кроме всего прочего, Безруков очень миролюбивый человек. Несколько раз я конфликтовал с Лань Янь из-за ее вредничания, так Сережа нас мирил.
Многие трюки в картине Безруков выполнял сам. Нарушал все мыслимые и немыслимые правила, гоняя на машине (боюсь, после выхода фильма гаишники будут недолюбливать Сережу). После нескольких уроков лихо научился управлять 300-сильным катером Bombardier - погоня на катерах, которую мы снимали больше недели, получилась у нас просто замечательная.
МАСТЕР ЧЕНЬ НАУЧИЛ ДРАТЬСЯ, А ШЕВЧУК ВЫРУЧИЛ С ПЕСНЕЙ
В "Поцелуе бабочки" сыграли также талантливые актеры Георгий Пицхелаури, Константин Воробьев, Анна Дубровская. А в эпизодической роли старика Фэя снялся Чень Цзие - тренер по у-шу, уроженец Шанхая, несколько лет назад переехавший в Петербург и основавший у нас школу по восточным единоборствам. За Мастером Ченем (так он предложил киногруппе себя называть) постоянно ходят двое крепких суровых парней, его ученики. По первоначальному варианту сценария герой Мастера Ченя должен был драться на мечах с главным злодеем. Но в итоге драться пришлось герою Безрукова. Мастер Чень сильно расстроился, что не смог показать свое мастерство, но всячески помог в постановке боя.
- Что касается сценария, то Аркадий Тигай переписывал его по моей просьбе раз восемь, - продолжает Антон Сиверс. - Никакой другой сценарист не выдержал бы такого издевательства. При этом с Аркадием у нас дружба, хотя я гожусь ему в сыновья. Это удивительный человек с внешностью мафиози и душой ребенка. Он может на несколько дней уйти в одиночное плавание на яхте вокруг Европы, а прошлой зимой заразился моим пристрастием и впервые встал на горные лыжи.
Я очень благодарен оператору Юрию Шайгарданову - он умеет "картинку" сделать волшебной, он вникает в драматургию, вместе со мной и актерами мучается над воплощением художественного замысла. Благодарен своим продюсерам Валерию Тодоровскому и Дмитрию Месхиеву. С ними говоришь на одном языке, потому что они сами режиссеры. Ведут себя не как начальники, а как мудрые наставники, с большим уважением относятся к чужому труду.
В фильме прозвучит одна из новых песен Юрия Шевчука "Нежность без причин". Шевчук, с которым режиссер давно дружит, прямо-таки выручил: планировалось, что для "Поцелуя бабочки" песню даст другая группа, но ее продюсер в течение месяца не мог определиться, хотят они этого или нет.
- Время нас подгоняло, и я пошел к Шевчуку. Он справедливо заворчал, что так не делается, но я дал ему диск с фильмом, он посмотрел его весь, и, когда дошло до финала, Юра вскочил и сказал, что у него есть такая песня. Оказалось, что она действительно очень созвучна фильму. Шевчук и музыканты ДДТ даже дописали к ней очень красивый проигрыш в китайском стиле...
Режиссер Антон Сиверс родился в 1964 году. Закончил актерский факультет ГИТИСа и Петербургский государственный университет кино и телевидения. В его фильмографии - сериалы "Охота на Золушку", "Сестры", "Счастливый".
Подготовила Анастасия КОПЫЛОВА
ПРИЗ ЗА НАЗВАНИЕ - ЯЩИК ТЕКИЛЫ
- Для меня это фильм о самых простых и вечных человеческих чувствах, - говорит Антон Сиверс. - Нашего героя с головой накрывает и любовь, и праведная ненависть к обидчикам своей возлюбленной - ему приходится ежеминутно рисковать жизнью, спасая ее... Кажется, весь мир против этих современных Ромео и Джульетты. Оба они - заложники своих систем, только вырвавшись из которых смогут быть вместе. А вырваться очень нелегко, это дается с кровью...
Сценарий, написанный Аркадием Тигаем, вначале назывался "Китаеза". В этом слове автору виделась горькая улыбка по отношению не к самой китаянке, а к тем, кто так о ней говорит. Но в киногруппе все же решили, что название может быть воспринято оскорбительно, и стали искать новое... "Поцелуй бабочки" предложил один из администраторов - Михаил Папян. Это словосочетание обозначает прикосновение ресничками, а еще - смертельный удар в одном из восточных боевых искусств. В нем - и лирика, и намек на какую-то тайну, даже опасность, то есть - суть фильма. Продюсерам Валерию Тодоровскому и Дмитрию Месхиеву название понравилось, и Миша Папян получил приз - ящик текилы. Его группа разопьет на премьере картины.
ШАНХАЙСКОЕ ЧУДО
Главную героиню искали сначала среди российских актрис с азиатской внешностью. Проб было много, и неплохих, но все равно чувствовалось, что актрисы - "нашенские". И тогда режиссер поехал в Шанхай...
- Здесь предстояло сделать выбор из двадцати девушек. В первый день не понравился никто. А потом заходит такая маленькая худенькая девушка, садится в угол, отворачивается и начинает зевать. Я тогда не знал, что она зевает всякий раз, когда волнуется. Привлекла она своей необычностью: и подростковой угловатостью, и женской "манкостью". Лань Янь всего 18 лет, в нашем фильме она сыграла первую большую роль. При этом она совершенно не говорит по-русски... За Лань Янь все три месяца съемок неотступно следовала замечательная переводчица Алена, помогала ей учить текст роли, репетировала с ней в свободное время, рассказывала ей про жизнь в России. Ведь Лань Янь даже не знала, что Советский Союз давно распался, она путала Путина с Пушкиным... А во время сьемок на улицах Петербурга с удивлением наблюдала за людьми, постоянно подбегавшими к Безрукову за автографами. Мы забыли ей рассказать, что ее партнер - популярнейший в России актер.
ЗА СЕРГЕЯ ИНОГДА БЫЛО СТРАШНО
Работой Сергея Безрукова Антон Сиверс восхищен. У актера такая сильная энергетика, что ею невозможно не заразиться.
- Сережа играл "на разрыв аорты". Иногда за него даже становилось страшно, так он выкладывался. Он невероятно работоспособен. Когда после изматывающей ночной съемки группа ехала отсыпаться, он спешил в аэропорт, на первый утренний самолет, чтобы успеть в Москву на озвучание "Князя Владимира". Потом ночным поездом возвращался в Петербург. И наутро, проспав одну ночь из двух, да и ту в вагоне, был бодр и весел. Однажды прилетел на съемки из Киева, летел через Москву. Прибыл, быстро переоделся - и сразу в кадр. И до утра - 15 часов подряд, причем снималась тогда сцена драки. Надо ли объяснять, какая это эмоциональная и физическая нагрузка? Кроме всего прочего, Безруков очень миролюбивый человек. Несколько раз я конфликтовал с Лань Янь из-за ее вредничания, так Сережа нас мирил.
Многие трюки в картине Безруков выполнял сам. Нарушал все мыслимые и немыслимые правила, гоняя на машине (боюсь, после выхода фильма гаишники будут недолюбливать Сережу). После нескольких уроков лихо научился управлять 300-сильным катером Bombardier - погоня на катерах, которую мы снимали больше недели, получилась у нас просто замечательная.
МАСТЕР ЧЕНЬ НАУЧИЛ ДРАТЬСЯ, А ШЕВЧУК ВЫРУЧИЛ С ПЕСНЕЙ
В "Поцелуе бабочки" сыграли также талантливые актеры Георгий Пицхелаури, Константин Воробьев, Анна Дубровская. А в эпизодической роли старика Фэя снялся Чень Цзие - тренер по у-шу, уроженец Шанхая, несколько лет назад переехавший в Петербург и основавший у нас школу по восточным единоборствам. За Мастером Ченем (так он предложил киногруппе себя называть) постоянно ходят двое крепких суровых парней, его ученики. По первоначальному варианту сценария герой Мастера Ченя должен был драться на мечах с главным злодеем. Но в итоге драться пришлось герою Безрукова. Мастер Чень сильно расстроился, что не смог показать свое мастерство, но всячески помог в постановке боя.
- Что касается сценария, то Аркадий Тигай переписывал его по моей просьбе раз восемь, - продолжает Антон Сиверс. - Никакой другой сценарист не выдержал бы такого издевательства. При этом с Аркадием у нас дружба, хотя я гожусь ему в сыновья. Это удивительный человек с внешностью мафиози и душой ребенка. Он может на несколько дней уйти в одиночное плавание на яхте вокруг Европы, а прошлой зимой заразился моим пристрастием и впервые встал на горные лыжи.
Я очень благодарен оператору Юрию Шайгарданову - он умеет "картинку" сделать волшебной, он вникает в драматургию, вместе со мной и актерами мучается над воплощением художественного замысла. Благодарен своим продюсерам Валерию Тодоровскому и Дмитрию Месхиеву. С ними говоришь на одном языке, потому что они сами режиссеры. Ведут себя не как начальники, а как мудрые наставники, с большим уважением относятся к чужому труду.
В фильме прозвучит одна из новых песен Юрия Шевчука "Нежность без причин". Шевчук, с которым режиссер давно дружит, прямо-таки выручил: планировалось, что для "Поцелуя бабочки" песню даст другая группа, но ее продюсер в течение месяца не мог определиться, хотят они этого или нет.
- Время нас подгоняло, и я пошел к Шевчуку. Он справедливо заворчал, что так не делается, но я дал ему диск с фильмом, он посмотрел его весь, и, когда дошло до финала, Юра вскочил и сказал, что у него есть такая песня. Оказалось, что она действительно очень созвучна фильму. Шевчук и музыканты ДДТ даже дописали к ней очень красивый проигрыш в китайском стиле...
Режиссер Антон Сиверс родился в 1964 году. Закончил актерский факультет ГИТИСа и Петербургский государственный университет кино и телевидения. В его фильмографии - сериалы "Охота на Золушку", "Сестры", "Счастливый".
Подготовила Анастасия КОПЫЛОВА