Культура
ЕВРОПА В КАРМАНЕ И РУССКИЙ КИБЕРПАНК
31 май
Андрей Шарый. Четыре сезона (М., Новое литературное обозрение, 2006).
Похоже, и автор, и издатель от души потренировались на этой книге в мастерстве материальной мимикрии. "Тихое", не кричащее название, нарочито неброское двухцветное оформление. Как результат - внешне книга выглядит и воспринимается как нечто несерьезное и потому необязательное (ибо "серьезны" и обязательны теперь только лидеры продаж).
На самом деле за простеньким фасадом обложки скрывается работа, которую можно без преувеличения назвать мегабестселлером - жанра философских путевых записок. Так ли далеки друг от друга четыре стороны света? Меняется ли положение России на культурологическом глобусе планеты? Стартовая точка размышлений и путешествий автора - Чехия. Отсюда, из географического центра Старого Света, в поисках ответов автор отправляется в Мадрид и Киев, в Христианию и Калининград, в Верону, Омск, Париж, Стамбул.
Мощный и емкий стиль изложения позволил Андрею уместить всего в 207 страницах текста гигантское культурологическое полотно, в котором гармонично сочетаются мириады исторических фактов, смешные и "вкусные" сентенции на темы национальной кулинарии, размышления о современной моде, живые заметки путешественника и вставные новеллы, например, об очень достойной, но безнадежно забытой английской поп-группе "Электрик лайт оркестра".
Эта изумительная книга, лишенная дидактики и философичной тяжеловесности, читается на одном дыхании и оставляет после себя двойственное впечатление: блестящей работы, которую зачем-то спрятали в самую непритязательную из всех возможных упаковку.
Прочитать обязательно. """""
Саша Чубарьян. Полный root (М., РОСМЭН, 2006).
Одна из самых "резонансных" книг весеннее-летнего сезона и одна из самых хорошо продающихся новинок российского книжного рынка.
"Резонанс" обеспечило прежде всего то, что "Полный root" - первая масштабная попытка создания литературного произведения на русском языке в стилистике квеста, то есть многоуровневой компьютерной игры "бродилки-стрелялки". Ну а рекордные продажи обеспечило компьютерное сообщество больших городов - как-никак, первый роман с главными героями, которые не только успешно стреляют из двух "пушек" одновременно, но и башковиты настолько, что смогли взломать компьютерную систему всесильной и зловещей Организации.
Как и подобает компьютерной игре, пусть и переложенной на язык букв и знаков препинания, все действующие лица и персонажи получились максимально контрастными (либо "белыми", либо "черными") и потому неживыми и неправдоподобными. В этом, очевидно, и кроется причина невероятной эмоциональной монотонности текста. Если первые страниц 30 читаются со все возрастающим интересом, еще 30-40 держат внимание на высоком уровне, то где-то к сотой (из общих 370) начинает расти уверенность, что все необходимое для понимания мира Саши Чубарьяна уже сказано. И прочитано.
"Вина" автора в том, что он забыл или не знал о специфике комикса как жанра. Каковы бы ни были декорации, в которых главный герой побеждает экзотического злодея, его чтение должно занимать не больше времени, чем длится поездка из дома до работы (час, максимум полтора). Ведь, собственно, для скрашивания времени нахождения в американской электричке он и был придуман.
Что действительно удалось издателю, так это нарочито компьютерный антураж книжного пространства: нумерация глав дана в двоичной системе исчисления (последняя имеет номер 1001010), в колонтитулах значится кусок типичного "пути" для обозначения места нахождения компьютерного файла (например .../Chubarian/part_3/Root/~290). Но всего этого, очевидно, весьма и весьма недостаточно для успешного литературного произведения даже в России.
Пустота, богато декорированная компьютерными "побрякушками". ""
Сергей ПРОХОРОВ
Похоже, и автор, и издатель от души потренировались на этой книге в мастерстве материальной мимикрии. "Тихое", не кричащее название, нарочито неброское двухцветное оформление. Как результат - внешне книга выглядит и воспринимается как нечто несерьезное и потому необязательное (ибо "серьезны" и обязательны теперь только лидеры продаж).
На самом деле за простеньким фасадом обложки скрывается работа, которую можно без преувеличения назвать мегабестселлером - жанра философских путевых записок. Так ли далеки друг от друга четыре стороны света? Меняется ли положение России на культурологическом глобусе планеты? Стартовая точка размышлений и путешествий автора - Чехия. Отсюда, из географического центра Старого Света, в поисках ответов автор отправляется в Мадрид и Киев, в Христианию и Калининград, в Верону, Омск, Париж, Стамбул.
Мощный и емкий стиль изложения позволил Андрею уместить всего в 207 страницах текста гигантское культурологическое полотно, в котором гармонично сочетаются мириады исторических фактов, смешные и "вкусные" сентенции на темы национальной кулинарии, размышления о современной моде, живые заметки путешественника и вставные новеллы, например, об очень достойной, но безнадежно забытой английской поп-группе "Электрик лайт оркестра".
Эта изумительная книга, лишенная дидактики и философичной тяжеловесности, читается на одном дыхании и оставляет после себя двойственное впечатление: блестящей работы, которую зачем-то спрятали в самую непритязательную из всех возможных упаковку.
Прочитать обязательно. """""
Саша Чубарьян. Полный root (М., РОСМЭН, 2006).
Одна из самых "резонансных" книг весеннее-летнего сезона и одна из самых хорошо продающихся новинок российского книжного рынка.
"Резонанс" обеспечило прежде всего то, что "Полный root" - первая масштабная попытка создания литературного произведения на русском языке в стилистике квеста, то есть многоуровневой компьютерной игры "бродилки-стрелялки". Ну а рекордные продажи обеспечило компьютерное сообщество больших городов - как-никак, первый роман с главными героями, которые не только успешно стреляют из двух "пушек" одновременно, но и башковиты настолько, что смогли взломать компьютерную систему всесильной и зловещей Организации.
Как и подобает компьютерной игре, пусть и переложенной на язык букв и знаков препинания, все действующие лица и персонажи получились максимально контрастными (либо "белыми", либо "черными") и потому неживыми и неправдоподобными. В этом, очевидно, и кроется причина невероятной эмоциональной монотонности текста. Если первые страниц 30 читаются со все возрастающим интересом, еще 30-40 держат внимание на высоком уровне, то где-то к сотой (из общих 370) начинает расти уверенность, что все необходимое для понимания мира Саши Чубарьяна уже сказано. И прочитано.
"Вина" автора в том, что он забыл или не знал о специфике комикса как жанра. Каковы бы ни были декорации, в которых главный герой побеждает экзотического злодея, его чтение должно занимать не больше времени, чем длится поездка из дома до работы (час, максимум полтора). Ведь, собственно, для скрашивания времени нахождения в американской электричке он и был придуман.
Что действительно удалось издателю, так это нарочито компьютерный антураж книжного пространства: нумерация глав дана в двоичной системе исчисления (последняя имеет номер 1001010), в колонтитулах значится кусок типичного "пути" для обозначения места нахождения компьютерного файла (например .../Chubarian/part_3/Root/~290). Но всего этого, очевидно, весьма и весьма недостаточно для успешного литературного произведения даже в России.
Пустота, богато декорированная компьютерными "побрякушками". ""
Сергей ПРОХОРОВ