Культура

СЕРГЕЙ СТАДЛЕР: "У ПЕТЕРБУРГА ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА"

31 май
Наш разговор - не о творческой деятельности знаменитого виртуоза. Нам хотелось услышать его авторитетное мнение о процессах, происходящих в культурной жизни Петербурга.

Никто нас столицей не называет

- Можно ли в каких-то аспектах сопоставить наш город с культурными центрами просвещенной Европы, с Москвой, с другими городами России?
- Рассуждая с точки зрения человека, который много ездит по свету, замечу, что раньше в нашем городе никогда не было провинциализма. Теперь же он появляется. Одна из характерных черт - завышенная самооценка: кроме нас самих, никто Петербург культурной столицей России, и тем более Европы, не называет.
- Но если взять такие ведущие учреждения культуры, как Мариинский театр и Филармония, Эрмитаж и Русский музей - все-таки это достаточно высокий уровень, который трудно называть провинциальным...
- Да, у нас есть институты, которые по своему статусу должны быть на вершинах мировой культуры. Но почему-то все решили, что они могут развиваться самостоятельно. В творческом плане - да, но в материальном - отнюдь. "Что вы к нам пристали? - говорят власти. - Пусть они делают что хотят, пусть сами зарабатывают". Но на чем зарабатывать? Постановка одного хорошего оперного или балетного спектакля стоит около миллиона долларов. Можно ли оправдать такие затраты, да еще и заработать на билетах? Ведь люди, которые больше всего любят и ценят искусство, - это интеллигенция, труд которой государством менее всего оплачивается... Сегодня некая циничная составляющая присутствует во всех сферах нашей жизни - она касается и искусства: никто никому ничего не должен.



В России - "затор элит"

- Где же выход?
- Существуют два структурных варианта: американский и французский. В Америке нет министерства культуры, то есть практически отсутствует контроль со стороны государства: мол, мы вами не занимаемся и нам нет никакого дела до вас. Но там есть система законов, которые позволяют меценатам спонсировать культуру, получая от этого определенные выгоды. Крупным компаниям выгодно давать деньги на постановки "Метрополитен-опера", а у Бостонского оркестра есть свой самолет. Множество грантов позволяют талантливым людям осуществлять свои проекты. Но мне кажется, что американский вариант нам по менталитету не совсем подходит.
- Ну а французский вариант?
- Во Франции любые частные пожертвования контролируются государством. Это более традиционно для России. И особенно логично на том этапе, который мы сейчас переживаем... Ничего не надо изобретать. Так, во всем мире принята система контрактов: творческая личность по окончании срока действия договора освобождает место, а наниматель решает, оставить этого человека или взять другого. У нас же, даже если все плохо, человек продолжает "сидеть не на своем месте". И это - одна из самых больших проблем в сфере культуры. У социологов даже есть такой термин: "затор элит". Причем это относится не только к культуре, но и к политике, бизнесу, власти.

Мы живем в музее

- Некоторые театры, не имея средств, играют 5-6 спектаклей в месяц, а остальное время сцена "простаивает". Может быть, театрам надо сдавать свои площадки в аренду? Как иначе они могут заработать?
- Иногда дело даже не в деньгах. Можно привести ряд примеров, когда классические музыканты, получая больше, играют намного хуже. В театрах же порой идут нафталинные спектакли, которые никому не интересны. Зачем тогда деньги? Чтобы сыграть еще один плохой спектакль? Надо делать хорошие постановки, привлекать людей, которые умеют и могут работать. К тому же сегодня не в чести мастерство, творчество, не ценятся глубокие музыканты, серьезные художники.
- Почему это происходит?
- Возьмем оперу и классическую музыку. В условиях "зарабатывания денег" наблюдается снижение художественного уровня всех музыкальных учреждений, потому что важно заполнить залы любым способом. Руководители культурных учреждений, драматурги, режиссеры, композиторы, артисты перестают быть профессионалами. И поэтому люди не хотят слушать то, что написано сейчас: скажем, современная опера по большому счету никого не интересует. В этом смысле мы буквально "живем в музее". Востребованы произведения, созданные гениями в далеком прошлом. Во времена Баха играли музыку, написанную тогда, и сразу сочиняли новую. Если же сегодня музыкальная жизнь пошла бы таким путем, то классические концерты прекратились бы через неделю! Сегодня важно - "как". Ибо "что" - уже известно. Мы идем на "Пиковую даму" или "Щелкунчика" только потому, что хотим обновить эмоции. Зритель по большому счету заранее знает, что он увидит или услышит. Я считаю подобную театральную жизнь невероятным уродством.

Скрипач-виртуоз Сергей Стадлер, заслуженный артист России, выступавший в 43 странах мира и записавший 25 дисков, - единственный человек в мире, удостоенный чести играть на скрипке великого Паганини на "живом" концерте. Среди творческих достижений Сергея - победы на престижнейших международных конкурсах: "Концертино-Прага", им. М. Лонг-Ж. Тибо в Париже, им. Яна Сибелиуса в Хельсинки, им. П.И. Чайковского в Москве. Виртуозно владея скрипкой, Стадлер проявил себя и как талантливый дирижер. В этом качестве он предстал перед публикой в спектаклях "Евгений Онегин" в Варшавской камерной опере и "Петр I" в Московском театре "Геликон-опера". Ныне Стадлер управляет многими известными оркестрами в различных концертных программах.
Беседовал Владимир ДМИТРИЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
107.74
1.837 (-1.71%)
Курс Евро
114.31
1.826 (-1.6%)
Погода
Сегодня,
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно
02 декабря
понедельник
+3
Ясно