Культура
СЫГРАЕМ БАХА НА МАРИМБЕ
17 июня
Среди огромного количества музыкальных инструментов, наверное, самые любопытные те, что отличаются самобытным звучанием. Как, например, маримба... Корреспондент "НВ" разыскал в Петербурге человека, играющего на этом необычном инструменте, и узнал, где он впервые появился, из чего делают специальные ударные палочки и какие композиции на нем можно исполнять.
КЛАССИКУ СЫГРАТЬ? КОНЕЧНО, МОЖНО
Музыкант Молодежного филармонического оркестра Мариинского театра Татьяна Черемухина со всеми ударными на ты. Ксилофон, барабаны, литавры, тарелки... - это далеко не весь список инструментов, звучащих в балетах и спектаклях. А когда для придания особой атмосферы нужен экзотичный звук, отдаленно напоминающий интригующие японские мотивы или бойкие африканские ритмы, без маримбы не обойтись. Поэтому Татьяна, выпускница Консерватории, несколько месяцев стажировавшаяся у ведущих музыкантов-ударников в Амстердаме, освоила и этот уникальный инструмент и с удовольствием продемонстрировала свою игру. И еще подчеркнула, что женщина, играющая на ударных, - до сих пор явление редкое. Питерская маримбистка - так можно было бы назвать Татьяну - уверена, что на этом инструменте исполнить можно практически все - от этнической музыки до незабвенной классики. И в подтверждение сказанному исполнила одно из произведений Баха.
ИНСТРУМЕНТ ИЗ РОЗОВОГО ДЕРЕВА
Этот древний инструмент впервые появился в Центральной Америке, в Гватемале, и внешне похож на пианино с большими деревянными клавишами. Под клавиатурой маримбы находятся резонаторы - металлические трубы, позволяющие придать исполняемому произведению невероятную красоту и певучесть. От других ударных он отличается более низким регистром и продолжительностью звука. Еще одна специфическая особенность - для изготовления маримбы необходимо конкретное розовое дерево, растущее в Гондурасе (причем только женской породы). Его долго подготавливают, обрабатывают и высушивают, прежде чем делать клавиши для инструмента. Поэтому создание инструмента не конвейерное производство.
В АФРИКЕ МАРИМБА КАМЕННАЯ
Как говорит Татьяна, широкую известность инструмент приобрел только в середине XX века, когда непосредственно попал в Европу. Тогда же западные композиторы начали писать для маримбы музыку и перекладывать известные произведения классики на новый лад - в форме необычного латиноамериканского звучания. Так, в 1986 году бразилец Нэй Розауро написал концерт для маримбы и струнного оркестра, в котором присутствовали и мистическая лирика, и зажигательный ритм. А до этого момента инструмент использовался очень локально, например среди африканских племен. И до сих пор на Черном континенте существует прообраз маримбы, только в отличие от современных деревянных клавиш там используют привязанные на веревке камни, по которым и ударяют.
ПАЛОЧКИ, ОБВЯЗАННЫЕ ШЕРСТЬЮ
От того, чем ударить по клавише, зависит, каким будет звук. И для игры на маримбе выпускают определенного вида палочки. Они, конечно, из дерева, а наконечники у них могут быть из пластика и резины, обвязанные шерстяными нитками. Производство палочек - тоже отдельная технология. От того, как исполнитель держит палочку в руке, можно определить, к какой музыкальной школе он принадлежит. Стивенс, основоположник американской школы игры на маримбе, предложил располагать по две палочки в каждой руке между пальцами так, чтобы они не соприкасались друг с другом, а вот японка Кейко Абе, наоборот, за то, чтобы палочки в ладонях перекрещивались. Кстати, маримба - инструмент не из дешевых. 14 тысяч долларов - примерно столько стоит ее приобретение. И здесь еще стоит напомнить, что делается маримба из достаточно хрупкой породы дерева, и от сильных ударов на клавишах часто появляются трещины, что сразу влияет на звучание. А вот специфическая музыка, которую можно извлечь из этого инструмента, действительно является уникальной.
Юлия ПАПЕНИНА
КЛАССИКУ СЫГРАТЬ? КОНЕЧНО, МОЖНО
Музыкант Молодежного филармонического оркестра Мариинского театра Татьяна Черемухина со всеми ударными на ты. Ксилофон, барабаны, литавры, тарелки... - это далеко не весь список инструментов, звучащих в балетах и спектаклях. А когда для придания особой атмосферы нужен экзотичный звук, отдаленно напоминающий интригующие японские мотивы или бойкие африканские ритмы, без маримбы не обойтись. Поэтому Татьяна, выпускница Консерватории, несколько месяцев стажировавшаяся у ведущих музыкантов-ударников в Амстердаме, освоила и этот уникальный инструмент и с удовольствием продемонстрировала свою игру. И еще подчеркнула, что женщина, играющая на ударных, - до сих пор явление редкое. Питерская маримбистка - так можно было бы назвать Татьяну - уверена, что на этом инструменте исполнить можно практически все - от этнической музыки до незабвенной классики. И в подтверждение сказанному исполнила одно из произведений Баха.
ИНСТРУМЕНТ ИЗ РОЗОВОГО ДЕРЕВА
Этот древний инструмент впервые появился в Центральной Америке, в Гватемале, и внешне похож на пианино с большими деревянными клавишами. Под клавиатурой маримбы находятся резонаторы - металлические трубы, позволяющие придать исполняемому произведению невероятную красоту и певучесть. От других ударных он отличается более низким регистром и продолжительностью звука. Еще одна специфическая особенность - для изготовления маримбы необходимо конкретное розовое дерево, растущее в Гондурасе (причем только женской породы). Его долго подготавливают, обрабатывают и высушивают, прежде чем делать клавиши для инструмента. Поэтому создание инструмента не конвейерное производство.
В АФРИКЕ МАРИМБА КАМЕННАЯ
Как говорит Татьяна, широкую известность инструмент приобрел только в середине XX века, когда непосредственно попал в Европу. Тогда же западные композиторы начали писать для маримбы музыку и перекладывать известные произведения классики на новый лад - в форме необычного латиноамериканского звучания. Так, в 1986 году бразилец Нэй Розауро написал концерт для маримбы и струнного оркестра, в котором присутствовали и мистическая лирика, и зажигательный ритм. А до этого момента инструмент использовался очень локально, например среди африканских племен. И до сих пор на Черном континенте существует прообраз маримбы, только в отличие от современных деревянных клавиш там используют привязанные на веревке камни, по которым и ударяют.
ПАЛОЧКИ, ОБВЯЗАННЫЕ ШЕРСТЬЮ
От того, чем ударить по клавише, зависит, каким будет звук. И для игры на маримбе выпускают определенного вида палочки. Они, конечно, из дерева, а наконечники у них могут быть из пластика и резины, обвязанные шерстяными нитками. Производство палочек - тоже отдельная технология. От того, как исполнитель держит палочку в руке, можно определить, к какой музыкальной школе он принадлежит. Стивенс, основоположник американской школы игры на маримбе, предложил располагать по две палочки в каждой руке между пальцами так, чтобы они не соприкасались друг с другом, а вот японка Кейко Абе, наоборот, за то, чтобы палочки в ладонях перекрещивались. Кстати, маримба - инструмент не из дешевых. 14 тысяч долларов - примерно столько стоит ее приобретение. И здесь еще стоит напомнить, что делается маримба из достаточно хрупкой породы дерева, и от сильных ударов на клавишах часто появляются трещины, что сразу влияет на звучание. А вот специфическая музыка, которую можно извлечь из этого инструмента, действительно является уникальной.
Юлия ПАПЕНИНА