Экономика
НЕТ "ПРАВИЛ ИГРЫ" - НЕТ РАЗВИТИЯ
20 июня
"Безусловно, я очень рад эмоциональной реакции президента на безобразное положение дел с переработкой леса внутри страны и очень надеюсь, что она подстегнет правительство в кратчайшие сроки принять действенные меры по кардинальному улучшению сложившейся в нашем ЛПК ситуации - абсолютно недопустимой для величайшей лесной мировой державы, каковой, несомненно, является Россия", - такое резкое заявление сделал председатель комитета российской Торгово-промышленной палаты по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства и президент РАО "Бумпром" Александр Беляков перед началом проходившего в рамках экономического форума "лесного" круглого стола. В этом году его название звучало оптимистично - "Реализация конкурентных преимуществ российской лесоперерабатывающей отрасли".
Однако, по мнению участников дискуссии, оснований для оптимизма у лесопромышленников нет. Президент в последние месяцы неоднократно подвергал правительство жесткой критике за крайне неудовлетворительную работу по стимулированию глубокой переработки леса.
Пока единственным конкурентным преимуществом России является только сам факт наличия лесного фонда, который составляет 22 процента всех мировых запасов. А экономические показатели отрасли не просто скромные, а демонстрируют регресс. По данным заместителя директора Департамента имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития и торговли РФ Всеволода Гаврилова, за последние 15 лет доля России в международной торговле лесной продукцией уменьшилась с 18 до 2 процентов. Производство пиломатериалов, бумаги, картона не достигло даже рубежа 1990 года. А выделяется на ведение лесного хозяйства бюджетных ассигнований больше, чем поступает налогов и сборов от лесозаготовителей.
Зато с незаконными вырубками и контрабандой у нас "все в порядке". Председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ Наталья Комарова привела цифры: 35 процентов древесины, заготовленной в европейской части страны, и 50 процентов на Дальнем Востоке имеют незаконное происхождение. А доля "кругляка", перегоняемого за границу, составляет 90 процентов от лесного экспорта. Было бы наивно полагать, что зарубежные страны примут какие-либо меры по искоренению полулегального вывоза. Тот же Китай только укрепляет собственную экономику за счет получения нашего качественного и недорогого леса и на контрабанду, конечно, будет закрывать глаза.
Все участники круглого стола были единодушны в том, что необходимо не торговать сырьем, а сформировать условия, при которых переработка леса в России станет рентабельной. Пока такие условия не созданы. Лесной кодекс, который должен кардинальным образом изменить взаимоотношения внутри лесной отрасли России, более двух лет не может быть принят в третьем чтении в Государственной думе. Не секрет, что он нуждается в серьезной доработке, и лесопромышленники в основном не в восторге от многих положений кодекса. Косвенно это подтверждает факт существования более 50 его вариантов. Надо полагать, что ни о каком развитии ЛПК не может быть и речи, если "правила игры" не сформированы.
Но все далеко не так мрачно. Во всяком случае, в возможной перспективе. По мнению Александра Белякова, в лесной отрасли переход к рыночным отношениям сильно затянулся, и "если мы оперативно примем ряд неотложных мер с целью организации гармоничного ведения лесного хозяйства и стимулирования глубокой лесопереработки внутри России, то уже через 5 лет Россия удвоит свой "лесной" валовый продукт". То есть отрасль сможет ежегодно давать продукции на 560-600 миллиардов рублей. А через 20-25 лет - на порядок больше, чем сейчас: до 3,6 триллиона рублей - сумма, сопоставимая с выручкой от нефти и газа. Эти "неотложные меры" частично принимаются. Так, вышло постановление об обнулении ставок импортных пошлин на ввоз высокотехнологичного оборудования для глубокой переработки леса, постепенно вводятся заградительные пошлины на экспорт "кругляка". Но остается множество нерешенных проблем: не отрегулирована таможенная, налоговая, кредитно- финансовая, тарифная политика государства. В итоге участники круглого стола пришли к выводу, что принимаемых правительством мер явно недостаточно для прорыва в развитии ЛПК, и решили довести результаты своего обсуждения до правительства и Госдумы.
Игорь КУРНЫГИН
Однако, по мнению участников дискуссии, оснований для оптимизма у лесопромышленников нет. Президент в последние месяцы неоднократно подвергал правительство жесткой критике за крайне неудовлетворительную работу по стимулированию глубокой переработки леса.
Пока единственным конкурентным преимуществом России является только сам факт наличия лесного фонда, который составляет 22 процента всех мировых запасов. А экономические показатели отрасли не просто скромные, а демонстрируют регресс. По данным заместителя директора Департамента имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития и торговли РФ Всеволода Гаврилова, за последние 15 лет доля России в международной торговле лесной продукцией уменьшилась с 18 до 2 процентов. Производство пиломатериалов, бумаги, картона не достигло даже рубежа 1990 года. А выделяется на ведение лесного хозяйства бюджетных ассигнований больше, чем поступает налогов и сборов от лесозаготовителей.
Зато с незаконными вырубками и контрабандой у нас "все в порядке". Председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ Наталья Комарова привела цифры: 35 процентов древесины, заготовленной в европейской части страны, и 50 процентов на Дальнем Востоке имеют незаконное происхождение. А доля "кругляка", перегоняемого за границу, составляет 90 процентов от лесного экспорта. Было бы наивно полагать, что зарубежные страны примут какие-либо меры по искоренению полулегального вывоза. Тот же Китай только укрепляет собственную экономику за счет получения нашего качественного и недорогого леса и на контрабанду, конечно, будет закрывать глаза.
Все участники круглого стола были единодушны в том, что необходимо не торговать сырьем, а сформировать условия, при которых переработка леса в России станет рентабельной. Пока такие условия не созданы. Лесной кодекс, который должен кардинальным образом изменить взаимоотношения внутри лесной отрасли России, более двух лет не может быть принят в третьем чтении в Государственной думе. Не секрет, что он нуждается в серьезной доработке, и лесопромышленники в основном не в восторге от многих положений кодекса. Косвенно это подтверждает факт существования более 50 его вариантов. Надо полагать, что ни о каком развитии ЛПК не может быть и речи, если "правила игры" не сформированы.
Но все далеко не так мрачно. Во всяком случае, в возможной перспективе. По мнению Александра Белякова, в лесной отрасли переход к рыночным отношениям сильно затянулся, и "если мы оперативно примем ряд неотложных мер с целью организации гармоничного ведения лесного хозяйства и стимулирования глубокой лесопереработки внутри России, то уже через 5 лет Россия удвоит свой "лесной" валовый продукт". То есть отрасль сможет ежегодно давать продукции на 560-600 миллиардов рублей. А через 20-25 лет - на порядок больше, чем сейчас: до 3,6 триллиона рублей - сумма, сопоставимая с выручкой от нефти и газа. Эти "неотложные меры" частично принимаются. Так, вышло постановление об обнулении ставок импортных пошлин на ввоз высокотехнологичного оборудования для глубокой переработки леса, постепенно вводятся заградительные пошлины на экспорт "кругляка". Но остается множество нерешенных проблем: не отрегулирована таможенная, налоговая, кредитно- финансовая, тарифная политика государства. В итоге участники круглого стола пришли к выводу, что принимаемых правительством мер явно недостаточно для прорыва в развитии ЛПК, и решили довести результаты своего обсуждения до правительства и Госдумы.
Игорь КУРНЫГИН