Культура
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО РЕЖИССЕРА
21 июня
Сегодня - сорок дней как скоропостижно скончался художественный руководитель Театра имени Ленсовета, режиссер и педагог Владислав Пази. Он умер 13 мая, на 62-м году жизни. Это случилось на отдыхе в Болгарии. Теперь мы публикуем его последнее интервью, которое не было опубликовано при жизни.
- Владислав Борисович, зачем вам нужна была провинция? Чтобы в родном городе появиться зрелым мастером?
- В Ленинграде для молодого режиссера, выпускника театрального института на Моховой, работы не нашлось, вот я и уехал. И 25 лет работал в провинции. В драмтеатре Бишкека нам (я же не один работаю над спектаклем - нам!) удалось создать ряд незаурядных спектаклей, с которыми театр неоднократно объездил всю страну от Камчатки до Питера. Были и ошибки, и руки подчас опускались. Что, впрочем, нормально. Творческая работа не идет гладко, она всегда сопряжена с какими-то падениями и подъемами. Но я петербуржец. Я здесь родился и здесь мои корни, родители, родственники, друзья. Надо было возвращаться. И я вернулся - по приглашению художественного руководителя Театра имени Комиссаржевской Виктора Новикова. Стал работать в Театре имени Комиссаржевской. Потом, когда мне стали предлагать руководить разными питерскими театрами, я выбрал Театр имени Ленсовета.
- Возникали сложности, ситуации, когда хотелось бросить работу, сменить профессию?
- Хотелось. Когда чувствуешь себя бездарным, ничего не получается, когда впадаешь в отчаяние. Особенно вначале, когда я только начинал, очень часто случались депрессии и появлялось неверие в собственные силы. Такое, повторюсь, бывает с любым человеком, который занимается искусством. Но поскольку никакой другой профессии у меня нет и никакие другие работы мне не известны, идешь и продолжаешь репетировать. Опыт, конечно, - очень важная вещь. Но надо все время волноваться, нельзя успокаиваться, нельзя быть самодовольным, холодным профессионалом.
- Когда вы поняли, что готовы и способны сами делиться опытом с учениками?
- Преподавательская моя работа продвигалась параллельно и постепенно: сначала я был просто преподавателем на чужом курсе. Потом вместе с помощниками набрал свой. Я довольно поздно начал заниматься преподаванием. Этому же нужно было учиться.
- Как вам удается совмещать работу художественного руководителя, директора театра, режиссера-постановщика и педагога?
- Сам удивляюсь, как все совмещается: репетиции с собственной работой над пьесой, которая в данный момент ставится, всякие организационные дела с занятиями со студентами. К тому же регулярно приходится ходить на различные заседания и совещания.
- Отдыхать некогда?
- Иногда езжу в командировки по России, ставлю спектакли за границей - тогда и отдыхаю, потому что там ничего, кроме репетиций, у меня нет. А репетиция для меня - самая легкая часть работы.
- А самая тяжелая?
- Организационная.
- Я слышала, что в молодости, еще до театрального института, вы работали на заводе?
- Дело в том, что я очень не любил школу. Она мне надоедала, доставая всякой неинтересной для меня ерундой. После 8-го класса я поступил в вечернюю школу, и меня устроили на завод оптиком-механиком. Ничего по-настоящему делать я не умел и выполнял простейшие операции на токарном станке. Тем не менее носил гордое звание - оптик-механик. Первую зарплату - рублей 40 - я очень гордо вручил маме. Она была потрясена. На заводе я проработал год. Но главное в то время для меня не школа была и не завод, главным был театр имени Павлика Морозова в Доме пионеров Смольнинского района.
- Владислав Борисович, вы успешный человек. Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
- Во-первых, стойкостью. В жизни много всяких неприятностей, неудач, они неизбежны. Что-то обязательно не получается, особенно в начале пути. Поэтому очень важно быть стойким, не впадать в отчаяние и стараться, несмотря ни на что, двигаться вперед. Второе, не надо спешить, пытаться получить все сразу. Ну и понимать суть дела. Если ты занимаешься кройкой и шитьем, то будь гениальным портным, а не только вертись на всяких фэйшенах. Хотя этот постулат сейчас могут оспорить. Мы видим, как делаются карьеры, - ни на чем, благодаря манипуляциям средств массовой информации. Но карьеры эти и стоят две копейки. А серьезные результаты, за которые людей уважают, достигаются серьезной работой.
- Труппа велика. Каждый человек - индивидуальность. Руководить коллективом непросто. Какую бы сложность в работе с актерами вы назвали основной?
- Артисты ищут способы совместить работу в театре со съемками в кино. Работают во многих местах не только для заработка, стараются реализоваться, им хочется многое успеть. Мы всегда стараемся договориться, найти компромисс. Наши лучшие актеры иногда, когда это нужно театру, жертвуют чем-то на стороне. Я их за это очень уважаю. Организовать работу театра бывает сложно как раз из-за актерской необязательности.
- Как вы своих подопечных "лечите" от звездной болезни? При той востребованности, которая есть у многих актеров вашей труппы, наверняка кто-то ей подвержен.
- Все зависит от интеллекта человека. Есть индивиды, которые начинают дуреть от популярности и совершают глупости. Такие актеры у нас есть, а с некоторыми мне пришлось расстаться, потому что по отношению к театру они вели себя совершенно непристойно. Звездная болезнь может протекать по-разному. Может по-детски, например, когда актеру просто приятно, что он такой знаменитый, но по отношению к театру он все равно ведет себя прилично. В таком случае звездная болезнь не мешает работе. А когда актер пытается унизить театр, поставить его на колени, начинает диктовать театру свои условия, это совершенно нетерпимо. Тогда мы расстаемся независимо от того, насколько ярок талант актера.
- Каким вам видится будущее вашего театра?
- Театр имени Ленсовета - государственный, репертуарный. А репертуарный театр - дело убыточное. Пока государство им занимается, репертуарный театр жив. Если государство сочтет возможным освободиться от репертуарного театра, он умрет. Но это будет величайшим преступлением перед русской культурой.
Беседовала Лидия СИДЯКИНА
- Владислав Борисович, зачем вам нужна была провинция? Чтобы в родном городе появиться зрелым мастером?
- В Ленинграде для молодого режиссера, выпускника театрального института на Моховой, работы не нашлось, вот я и уехал. И 25 лет работал в провинции. В драмтеатре Бишкека нам (я же не один работаю над спектаклем - нам!) удалось создать ряд незаурядных спектаклей, с которыми театр неоднократно объездил всю страну от Камчатки до Питера. Были и ошибки, и руки подчас опускались. Что, впрочем, нормально. Творческая работа не идет гладко, она всегда сопряжена с какими-то падениями и подъемами. Но я петербуржец. Я здесь родился и здесь мои корни, родители, родственники, друзья. Надо было возвращаться. И я вернулся - по приглашению художественного руководителя Театра имени Комиссаржевской Виктора Новикова. Стал работать в Театре имени Комиссаржевской. Потом, когда мне стали предлагать руководить разными питерскими театрами, я выбрал Театр имени Ленсовета.
- Возникали сложности, ситуации, когда хотелось бросить работу, сменить профессию?
- Хотелось. Когда чувствуешь себя бездарным, ничего не получается, когда впадаешь в отчаяние. Особенно вначале, когда я только начинал, очень часто случались депрессии и появлялось неверие в собственные силы. Такое, повторюсь, бывает с любым человеком, который занимается искусством. Но поскольку никакой другой профессии у меня нет и никакие другие работы мне не известны, идешь и продолжаешь репетировать. Опыт, конечно, - очень важная вещь. Но надо все время волноваться, нельзя успокаиваться, нельзя быть самодовольным, холодным профессионалом.
- Когда вы поняли, что готовы и способны сами делиться опытом с учениками?
- Преподавательская моя работа продвигалась параллельно и постепенно: сначала я был просто преподавателем на чужом курсе. Потом вместе с помощниками набрал свой. Я довольно поздно начал заниматься преподаванием. Этому же нужно было учиться.
- Как вам удается совмещать работу художественного руководителя, директора театра, режиссера-постановщика и педагога?
- Сам удивляюсь, как все совмещается: репетиции с собственной работой над пьесой, которая в данный момент ставится, всякие организационные дела с занятиями со студентами. К тому же регулярно приходится ходить на различные заседания и совещания.
- Отдыхать некогда?
- Иногда езжу в командировки по России, ставлю спектакли за границей - тогда и отдыхаю, потому что там ничего, кроме репетиций, у меня нет. А репетиция для меня - самая легкая часть работы.
- А самая тяжелая?
- Организационная.
- Я слышала, что в молодости, еще до театрального института, вы работали на заводе?
- Дело в том, что я очень не любил школу. Она мне надоедала, доставая всякой неинтересной для меня ерундой. После 8-го класса я поступил в вечернюю школу, и меня устроили на завод оптиком-механиком. Ничего по-настоящему делать я не умел и выполнял простейшие операции на токарном станке. Тем не менее носил гордое звание - оптик-механик. Первую зарплату - рублей 40 - я очень гордо вручил маме. Она была потрясена. На заводе я проработал год. Но главное в то время для меня не школа была и не завод, главным был театр имени Павлика Морозова в Доме пионеров Смольнинского района.
- Владислав Борисович, вы успешный человек. Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?
- Во-первых, стойкостью. В жизни много всяких неприятностей, неудач, они неизбежны. Что-то обязательно не получается, особенно в начале пути. Поэтому очень важно быть стойким, не впадать в отчаяние и стараться, несмотря ни на что, двигаться вперед. Второе, не надо спешить, пытаться получить все сразу. Ну и понимать суть дела. Если ты занимаешься кройкой и шитьем, то будь гениальным портным, а не только вертись на всяких фэйшенах. Хотя этот постулат сейчас могут оспорить. Мы видим, как делаются карьеры, - ни на чем, благодаря манипуляциям средств массовой информации. Но карьеры эти и стоят две копейки. А серьезные результаты, за которые людей уважают, достигаются серьезной работой.
- Труппа велика. Каждый человек - индивидуальность. Руководить коллективом непросто. Какую бы сложность в работе с актерами вы назвали основной?
- Артисты ищут способы совместить работу в театре со съемками в кино. Работают во многих местах не только для заработка, стараются реализоваться, им хочется многое успеть. Мы всегда стараемся договориться, найти компромисс. Наши лучшие актеры иногда, когда это нужно театру, жертвуют чем-то на стороне. Я их за это очень уважаю. Организовать работу театра бывает сложно как раз из-за актерской необязательности.
- Как вы своих подопечных "лечите" от звездной болезни? При той востребованности, которая есть у многих актеров вашей труппы, наверняка кто-то ей подвержен.
- Все зависит от интеллекта человека. Есть индивиды, которые начинают дуреть от популярности и совершают глупости. Такие актеры у нас есть, а с некоторыми мне пришлось расстаться, потому что по отношению к театру они вели себя совершенно непристойно. Звездная болезнь может протекать по-разному. Может по-детски, например, когда актеру просто приятно, что он такой знаменитый, но по отношению к театру он все равно ведет себя прилично. В таком случае звездная болезнь не мешает работе. А когда актер пытается унизить театр, поставить его на колени, начинает диктовать театру свои условия, это совершенно нетерпимо. Тогда мы расстаемся независимо от того, насколько ярок талант актера.
- Каким вам видится будущее вашего театра?
- Театр имени Ленсовета - государственный, репертуарный. А репертуарный театр - дело убыточное. Пока государство им занимается, репертуарный театр жив. Если государство сочтет возможным освободиться от репертуарного театра, он умрет. Но это будет величайшим преступлением перед русской культурой.
Беседовала Лидия СИДЯКИНА