Экономика
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПАРТНЕРСТВО С ВЛАСТЬЮ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?
23 июня
Казалось бы, решением Верховного суда в "деле о ларьках" поставлена точка. Дальше, видимо, действовать надо с позиции здравого смысла, и никак иначе, - добиваться, чтобы работала программа предоставления альтернативных мест, попытаться решить вопрос о денежной компенсации тем владельцам ларьков, чей бизнес пострадал в силу создавшихся обстоятельств, помочь с трудоустройством наемным работникам, чьи рабочие места ликвидируются, помочь предпринимателям, выбитым из торговой сферы, перепрофилировать свой бизнес. Для этого необходимо, конечно, понимание и добрая воля со стороны властей; нужны нормальные деловые переговоры. Но не политиканство и втягивание в противоборство под флагами оппозиции, которая одной своей агрессивной риторикой, этими скандальными выпадами насчет "тотального наступления" и "войны на уничтожение малого бизнеса" способна наглухо захлопнуть двери для переговорного процесса. Никакая "восьмерка" решать наши проблемы не будет, никакой Страсбургский суд возникшие трудности не отведет.
Разве не понятно, что у оппозиции на уме не столько урегулирование острых проблем, сколько их раздувание, незатейливый расчет на волне недовольства половить себе сторонников в борьбе за место во власти. "Надо заниматься политикой, чтобы отстоять свои интересы", - разоткровенничался по окончании Съезда предпринимателей в марте "профессиональный оппозиционер", входящий в руководство одной из партий, растерявших былую популярность и поддержку в Петербурге. И добавил, чтобы уж не было неясности, каковы у него свои интересы: "Надо сменить власть, иначе будет продолжаться то, что мы имеем сегодня".
Поистине, каждому - свое! Одному как-то заработать на жизнь себе и своим близким, другому - во власть пролезть. Хоть бы на брюхе вползти...
Мне кажется, что предприниматели, даже те, кто отчаянно бьется за сохранение своих торговых павильонов на прежних местах, в душе согласны, что ларьки отнюдь не украшение города. Хотя они и нужны, по жизни, людям невысокого достатка, тем, кому приходится ходить пешком, а не ездить за покупками. Такова реальность.
В администрации города, насколько мне известно, обсуждался вопрос, чем могут быть заменены ларьки для привыкших к ним горожан. Губернатор отдала прямое указание о создании уже в этом году сети мини-магазинов. Было принято решение, что в части реализации этой программы диверсифицировать свой бизнес смогут в первоочередном порядке те, кто лишился рабочих мест в связи со сносом ларьков. Депутат ЗС Игорь Риммер предложил даже идею создания комплексов розничной торговли и услуг, в которых разместились бы торговые места бывших ларечников. Поскольку проекты дороже 15 тысяч у. е. мелким предпринимателям не потянуть, это может быть городской проект. Продвижением этой идеи Риммер занялся сам.
Правительством города принята программа "Старт", позволяющая предпринимателю, будь на то его желание, перепрофилировать свой бизнес, заняться, например, жилищно-коммунальным хозяйством. Для этого можно за счет государства пройти обучение. Система ЖКХ названа неслучайно: у Питера грандиозная задача - перевести ее на рыночные отношения. Поработать и заработать можно и там.
Кроме бесплатного обучения, в рамках программы "Старт" предпринимателю безвозмездно зарегистрируют малое предприятие, бесплатно будут разработаны при его участии устав предприятия и бизнес-план. "Мы и с муниципальными образованиями города договорились, - рассказывает Сергей Федоров, - они тоже будут оказывать содействие в создании малых предприятий в сфере ЖКХ. Думаю, туда могут пойти многие, кто теряет свой бизнес в мелкой рознице".
И еще вот о чем. Сегодня в Петербурге рынок крупных торговых сетевых структур занимает около 50 процентов мелкой розницы. А в развитых странах Европы он охватывает от 70 до 80 процентов Есть объективные законы рынка, которые проявляют себя независимо от наших желаний. И для малого бизнеса, по мнению Федорова, обстановка в этом секторе экономики лучше не станет: "Сетевые структуры продолжат свое наступление на нас. Надо смотреть правде в глаза: еще 20 процентов рынка мелкой розницы придется отдать сетевикам. Поэтому мы и говорим о перепрофилировании малого бизнеса на три важнейших направления: ЖКХ, промышленность и инновации. Для этих отраслей и будет вестись летом обучение по программе "Старт".
О ЧЕМ УМАЛЧИВАЕТ ГЕРМАН ГРЕФ
Громкие дела, связанные со сносом ларьков, на полтора года заслонили собой другие, более существенные для экономики страны проблемы в развитии малого бизнеса. На традиционном ежегодном Форуме малого предпринимательства СПб, проведенном в последние дни декабря 2005 года, как можно было заметить, наибольшую остроту приобрели вопросы взаимоотношений с естественными монополистами. С этим связан, в частности, ставший уже фактом кризис в развитии таких приоритетных направлений малого и среднего предпринимательства, как инновационная сфера и промышленность, без которой, как выразился один участник форума, "с инновациями приткнуться негде". А на пути развития малого бизнеса в промышленности непреодолимыми барьерами встали аппетиты энергетического монополиста.
Предположим, есть обеспеченность хорошими заказами для предприятия на десять станков. Мощность станка в среднем 10 кВт. То есть для старта необходимо подключиться на сотню кВт. Какой нынче тариф на подключение одного киловатта? "До 30 тысяч рублей?" - не верите вы собственным ушам. Да, за одно только право потреблять 100 киловатт (не за саму электроэнергию!) надо выложить 3 миллиона! И на остальное, чтобы завести небольшое собственное дело, нужен еще миллиончик... Но откуда у новичка, решившего попробовать себя в бизнесе, такие миллионы? У него если что и есть, то лишь мечта заработать их.
Анатолий ЕЖЕЛЕВ, обозреватель "Невского времени"
Разве не понятно, что у оппозиции на уме не столько урегулирование острых проблем, сколько их раздувание, незатейливый расчет на волне недовольства половить себе сторонников в борьбе за место во власти. "Надо заниматься политикой, чтобы отстоять свои интересы", - разоткровенничался по окончании Съезда предпринимателей в марте "профессиональный оппозиционер", входящий в руководство одной из партий, растерявших былую популярность и поддержку в Петербурге. И добавил, чтобы уж не было неясности, каковы у него свои интересы: "Надо сменить власть, иначе будет продолжаться то, что мы имеем сегодня".
Поистине, каждому - свое! Одному как-то заработать на жизнь себе и своим близким, другому - во власть пролезть. Хоть бы на брюхе вползти...
Мне кажется, что предприниматели, даже те, кто отчаянно бьется за сохранение своих торговых павильонов на прежних местах, в душе согласны, что ларьки отнюдь не украшение города. Хотя они и нужны, по жизни, людям невысокого достатка, тем, кому приходится ходить пешком, а не ездить за покупками. Такова реальность.
В администрации города, насколько мне известно, обсуждался вопрос, чем могут быть заменены ларьки для привыкших к ним горожан. Губернатор отдала прямое указание о создании уже в этом году сети мини-магазинов. Было принято решение, что в части реализации этой программы диверсифицировать свой бизнес смогут в первоочередном порядке те, кто лишился рабочих мест в связи со сносом ларьков. Депутат ЗС Игорь Риммер предложил даже идею создания комплексов розничной торговли и услуг, в которых разместились бы торговые места бывших ларечников. Поскольку проекты дороже 15 тысяч у. е. мелким предпринимателям не потянуть, это может быть городской проект. Продвижением этой идеи Риммер занялся сам.
Правительством города принята программа "Старт", позволяющая предпринимателю, будь на то его желание, перепрофилировать свой бизнес, заняться, например, жилищно-коммунальным хозяйством. Для этого можно за счет государства пройти обучение. Система ЖКХ названа неслучайно: у Питера грандиозная задача - перевести ее на рыночные отношения. Поработать и заработать можно и там.
Кроме бесплатного обучения, в рамках программы "Старт" предпринимателю безвозмездно зарегистрируют малое предприятие, бесплатно будут разработаны при его участии устав предприятия и бизнес-план. "Мы и с муниципальными образованиями города договорились, - рассказывает Сергей Федоров, - они тоже будут оказывать содействие в создании малых предприятий в сфере ЖКХ. Думаю, туда могут пойти многие, кто теряет свой бизнес в мелкой рознице".
И еще вот о чем. Сегодня в Петербурге рынок крупных торговых сетевых структур занимает около 50 процентов мелкой розницы. А в развитых странах Европы он охватывает от 70 до 80 процентов Есть объективные законы рынка, которые проявляют себя независимо от наших желаний. И для малого бизнеса, по мнению Федорова, обстановка в этом секторе экономики лучше не станет: "Сетевые структуры продолжат свое наступление на нас. Надо смотреть правде в глаза: еще 20 процентов рынка мелкой розницы придется отдать сетевикам. Поэтому мы и говорим о перепрофилировании малого бизнеса на три важнейших направления: ЖКХ, промышленность и инновации. Для этих отраслей и будет вестись летом обучение по программе "Старт".
О ЧЕМ УМАЛЧИВАЕТ ГЕРМАН ГРЕФ
Громкие дела, связанные со сносом ларьков, на полтора года заслонили собой другие, более существенные для экономики страны проблемы в развитии малого бизнеса. На традиционном ежегодном Форуме малого предпринимательства СПб, проведенном в последние дни декабря 2005 года, как можно было заметить, наибольшую остроту приобрели вопросы взаимоотношений с естественными монополистами. С этим связан, в частности, ставший уже фактом кризис в развитии таких приоритетных направлений малого и среднего предпринимательства, как инновационная сфера и промышленность, без которой, как выразился один участник форума, "с инновациями приткнуться негде". А на пути развития малого бизнеса в промышленности непреодолимыми барьерами встали аппетиты энергетического монополиста.
Предположим, есть обеспеченность хорошими заказами для предприятия на десять станков. Мощность станка в среднем 10 кВт. То есть для старта необходимо подключиться на сотню кВт. Какой нынче тариф на подключение одного киловатта? "До 30 тысяч рублей?" - не верите вы собственным ушам. Да, за одно только право потреблять 100 киловатт (не за саму электроэнергию!) надо выложить 3 миллиона! И на остальное, чтобы завести небольшое собственное дело, нужен еще миллиончик... Но откуда у новичка, решившего попробовать себя в бизнесе, такие миллионы? У него если что и есть, то лишь мечта заработать их.
Анатолий ЕЖЕЛЕВ, обозреватель "Невского времени"