Экономика
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО - ХАЙ-ТЕК
24 июня
Ораторы - как внесенные в протокол, так и "вольноопределившиеся" - рассуждали о развитии президентских инициатив, о конкурентоспособности, бюджетных проблемах, социально-экономических параметрах и государственном инновационном курсе. И если на самом форуме много говорилось об иностранных инвестициях, то здесь председатель Совета Федерации Сергей Миронов сделал упор на внутрироссийские инвестиции, подчеркнув, что они предпочтительнее иностранных капиталовложений.
В приветствии-послании думского спикера Бориса Грызлова говорилось о временах, когда общество возлагало надежды только на свободный рынок. Теперь страна не повторит такой ошибки. Нам нужны последовательные действия, основанные на стратегическом планировании, что неизбежно предполагает активную роль государства в экономической сфере. Господин Грызлов добавил: речь идет отнюдь не о механизмах прежней поры - они свое уже отработали. Но, отвергая методики советского планирования, руководство России не отвергает плановость как таковую.
Одним из главных был доклад депутата-думца Георгия Леонтьева. Он заявил, что одним из приоритетов является переход от экономики, "завязанной" на использование природного сырья, к экономике инновационного типа, базирующейся на знаниях и передовых наукоемких технологиях. Необходимо в сжатые сроки создать национальную инновационную систему, основанную на государственно-частном партнерстве и направленную на объединение усилий и возможностей казны и предпринимательского сектора.
Уровень инновационной деятельности остается неудовлетворительным. Механизм госуправления этим процессом не отлажен. Доля современной экономики растет прискорбно медленными темпами. Бытующее же мнение, будто в портфелях наших ученых масса прекрасных, оригинальных идей и разработок, которые "всколосятся", стоит государству "оросить" их приличествующими денежными суммами, обманчиво и иллюзорно. Следует посмотреть правде в глаза: у нас нет серьезных инновационных заготовок, что сковывает по рукам и ногам развитие технологий.
По словам Георгия Леонтьева, необходимо создать единую государственную "сетку" управления переходом к инновационной экономике. Для этого целесообразно изъять данный вопрос из ведения отдельного министерства, учредив должность особого вице-премьера российского правительства, а также создать специальный Госфонд по поддержке инноваций.
Также необходимо определить степень участия государственных органов в указанных экономических процессах. Требуется ввести на законодательном уровне понятие госзаказа в сфере инноваций, а равно уточнить порядок финансирования этой сферы за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Еще одна мера - создание благоприятной среды для привлечения частных инвестиций. Надо предусмотреть льготное кредитование лидеров, помощь в лизинге дорогостоящей техники.
Когда мало солидных проектов (а их у нас действительно мало), мировой опыт советует зажечь зеленый свет малому и среднему бизнесу - наиболее подвижному сектору народного хозяйства, способному гибко реагировать на рыночные "зовы". К малому бизнесу отношение в стране двойственное. Поэтому, чтобы обеспечить ему нормальное покровительство власти, многие экономисты рекомендуют закрепить все налоговые поступления от работы малых и средних предприятий за местным бюджетом. Это моментально "вручит" муниципальным чиновником стимул к подъему указанных производств.
И наконец, желательно сбалансировать интересы государства и организаций-подрядчиков в защите и использовании интеллектуальной собственности. Надо передать государству исключительные права только на те результаты научно-технической деятельности, что затрагивают национальную безопасность, либо на те разработки, которые казна намерена самостоятельно доводить до цехов и станков. В остальных же случаях права можно делегировать разработчикам - с тем, чтобы они могли плотно (и подконтрольно!) сотрудничать с инвесторами.
Яков ЕВГЛЕВСКИЙ
В приветствии-послании думского спикера Бориса Грызлова говорилось о временах, когда общество возлагало надежды только на свободный рынок. Теперь страна не повторит такой ошибки. Нам нужны последовательные действия, основанные на стратегическом планировании, что неизбежно предполагает активную роль государства в экономической сфере. Господин Грызлов добавил: речь идет отнюдь не о механизмах прежней поры - они свое уже отработали. Но, отвергая методики советского планирования, руководство России не отвергает плановость как таковую.
Одним из главных был доклад депутата-думца Георгия Леонтьева. Он заявил, что одним из приоритетов является переход от экономики, "завязанной" на использование природного сырья, к экономике инновационного типа, базирующейся на знаниях и передовых наукоемких технологиях. Необходимо в сжатые сроки создать национальную инновационную систему, основанную на государственно-частном партнерстве и направленную на объединение усилий и возможностей казны и предпринимательского сектора.
Уровень инновационной деятельности остается неудовлетворительным. Механизм госуправления этим процессом не отлажен. Доля современной экономики растет прискорбно медленными темпами. Бытующее же мнение, будто в портфелях наших ученых масса прекрасных, оригинальных идей и разработок, которые "всколосятся", стоит государству "оросить" их приличествующими денежными суммами, обманчиво и иллюзорно. Следует посмотреть правде в глаза: у нас нет серьезных инновационных заготовок, что сковывает по рукам и ногам развитие технологий.
По словам Георгия Леонтьева, необходимо создать единую государственную "сетку" управления переходом к инновационной экономике. Для этого целесообразно изъять данный вопрос из ведения отдельного министерства, учредив должность особого вице-премьера российского правительства, а также создать специальный Госфонд по поддержке инноваций.
Также необходимо определить степень участия государственных органов в указанных экономических процессах. Требуется ввести на законодательном уровне понятие госзаказа в сфере инноваций, а равно уточнить порядок финансирования этой сферы за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Еще одна мера - создание благоприятной среды для привлечения частных инвестиций. Надо предусмотреть льготное кредитование лидеров, помощь в лизинге дорогостоящей техники.
Когда мало солидных проектов (а их у нас действительно мало), мировой опыт советует зажечь зеленый свет малому и среднему бизнесу - наиболее подвижному сектору народного хозяйства, способному гибко реагировать на рыночные "зовы". К малому бизнесу отношение в стране двойственное. Поэтому, чтобы обеспечить ему нормальное покровительство власти, многие экономисты рекомендуют закрепить все налоговые поступления от работы малых и средних предприятий за местным бюджетом. Это моментально "вручит" муниципальным чиновником стимул к подъему указанных производств.
И наконец, желательно сбалансировать интересы государства и организаций-подрядчиков в защите и использовании интеллектуальной собственности. Надо передать государству исключительные права только на те результаты научно-технической деятельности, что затрагивают национальную безопасность, либо на те разработки, которые казна намерена самостоятельно доводить до цехов и станков. В остальных же случаях права можно делегировать разработчикам - с тем, чтобы они могли плотно (и подконтрольно!) сотрудничать с инвесторами.
Яков ЕВГЛЕВСКИЙ