Культура
"ГОВОРИТ МОСКВА! РАБОТАЮТ ВСЕ..."
27 июня
Повышенный. Людей в России обижают много, но почему-то больше всего страдают на телеэкране жители подмосковного Южного Бутова. Эка невидаль - силовой отъем земли у простого собственника в пользу крупных строительных компаний при посредничестве госчиновников! Чем отличаются бутовцы от любых других многократно обиженных собственников жилья и россиян-землепользователей? У них пиар лучше. Спрашивается, почему так много жалости достается от безжалостного в других подобных случаях телевидения именно жителям Бутова? Ответ когда-то знал Сергей Доренко. Помните, как доставалось от него мэру Москвы Лужкову? Была такая "заказуха". И был даже такой анекдот. Якобы Доренко открывает свою телепередачу сообщением о сильнейшем землетрясении в Японии с многочисленными разрушениями. "Казалось бы, при чем здесь Лужков?.." - начинает свой "бесстрастный" комментарий телеведущий...
РЕМИКС "ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ"
Как и тогда, когда московского мэра целенаправленно дискредитировали подконтрольные Кремлю СМИ, так и сейчас самый яркий мэр России и муж самой богатой дамы страны - удобная мишень для крупнокалиберных орудий национального ТВ. Только не надо тешить себя иллюзиями о том, что ТВ вдруг встало горой за народ. Цена бутовского вопроса - какие-то жалкие миллионы долларов. Для Москвы - сущая мелочь. Цель тут поинтереснее - подмочить репутацию возможного кандидата в президенты страны. Нормальные разборки между финансово-политическими элитами. С использованием ТВ и обиженного народа в роли статиста. Лужков вызов принял подобно комиссарше из "Оптимистической трагедии", бросившей бунтарям вопрос: "Кто еще хочет комиссарского тела?" Юрий Михайлович, глядя в стволы телекамер, заявил, что шантажировать себя не позволит и что "жлобство не пройдет". Под "жлобами" имелись в виду не те, на кого вы подумали, а бутовские "борцы за родную землю", согласные, впрочем, эту родную землю продать правительству Москвы. Но задорого. В постановке телеспектакля приняли участие все значимые телепрограммы страны: от итоговых "Вестей" Сергея Брилева (РТР), воскресного "Времени" Петра Толстого (ОРТ) до соловьевской "К барьеру!" (НТВ). Синхронность действий этих "ТВ-монстров" и их единодушие в таком спорном вопросе, как передел земли, не оставляли сомнения, что милость к униженным и оскорбленным была согласована и одобрена на самом верху.
ПИАР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
Лучшим актером "второго плана" в этой телепостановке я бы назвал адвоката Кучерену, по совместительству члена Общественной палаты при президенте РФ. Адвокат, регулярно повышающий собственную капитализацию, участвуя почти во всех скандалах, освещаемых в СМИ, на этот раз красиво метался между ОМОНом и телекамерами: "Зачем вы их бьете? Они же беззащитные!" Слишком постановочно и эффектно, чтобы было правдиво и искренне. Телезрителю ничего не оставалось в такой ситуации, как сыграть в поддавки и мысленно занять сторону "радетелей за народ", борющихся с зажравшимися коррупционерами из московской мэрии. Да, действительно, для чиновничьих структур крупнейших российских городов посредничество в земельных сделках - главный источник теневой наживы. Сильно сомневаюсь, что обильная демонстрация по ТВ бутовских боев местного значения может положить этому конец. Не знаю, как вы, но я лично стараюсь избегать простых и "благородных" поз, к которым меня подталкивает наше полуправдивое ТВ. Если бы речь шла о полномасштабной борьбе с махинаторами с землей, а не с отдельным неугодным мэром, - тогда другое дело. Боюсь, что народ, привычно сыгравший массовку, останется при своем. То есть с носом.
Однако хочу обратить ваше внимание, что "земельные войны" все чаще оказываются в объективе телекамер. В свете последней "дачной амнистии", одобренной Госдумой, прецедент с массовым неповиновением решению властей относительно прав граждан на недвижимость может быть заразительным. Точнее, заразным. Желание бороться за правду вообще имеет эпидемические черты. Особенно в России. Нашим людям достаточно показать по телевизору сам факт иного отношения к своим правам, как они тут же вспомнят про все свои гражданские "болячки" и обиды на бюрократов. О, у нас этого "добра" навалом! И телевидение может либо долгое время "купировать" приступы желания побороться за свои права, либо возбудить оное, показав, как это делают другие. В этом смысле подмосковные земельные страсти, растиражированные ТВ, по сути инфекционны.
"ОТКУПОРИТЬ ШАМПАНСКОГО БУТЫЛКУ?.."
Разочаровал последний выпуск программы Алексея Пушкова "Постскриптум" на ТВЦ. Нет, с самой программой все в порядке: она по-прежнему боевита, патриотична и содержательна. До сих пор я считал Пушкова едва ли не единственным относительно независимым телеведущим авторской программы с хорошим вкусом. Но в минувшую субботу он показал, как его программа праздновала свой восьмой день рождения. Этого делать не стоило. Дело не в нескромности. Дело в журналистской этике. Телезритель увидел, кого из элиты пригласил "Постскриптум" на свой день рождения и как хвалят телеведущего Пушкова Сергей Степашин, митрополит Кирилл, Зураб Церетели, Олег Газманов и прочая арт-политтусовка. До сих пор считалось, что журналисту негоже пить шампанское в кадре с теми публичными людьми, про которых ему завтра, возможно, придется сказать с экрана вдруг обнаружившуюся горькую правду. Я понял, что от Пушкова я никогда не узнаю правды о коррупции в Счетной палате, не услышу ни слова о косности чиновников в рясах, архитектурной безвкусице и придворных артистах, тиражирующих "попсу". Потому что люди, к которым у телезрителей есть вопросы по всем этим темам, пили с телеведущим на брудершафт и славославили его. Таков был сюжет авторской телепрограммы. А это уже не совсем тележурналистика. Вернее, совсем не тележурналистика.
РЕМИКС "ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ"
Как и тогда, когда московского мэра целенаправленно дискредитировали подконтрольные Кремлю СМИ, так и сейчас самый яркий мэр России и муж самой богатой дамы страны - удобная мишень для крупнокалиберных орудий национального ТВ. Только не надо тешить себя иллюзиями о том, что ТВ вдруг встало горой за народ. Цена бутовского вопроса - какие-то жалкие миллионы долларов. Для Москвы - сущая мелочь. Цель тут поинтереснее - подмочить репутацию возможного кандидата в президенты страны. Нормальные разборки между финансово-политическими элитами. С использованием ТВ и обиженного народа в роли статиста. Лужков вызов принял подобно комиссарше из "Оптимистической трагедии", бросившей бунтарям вопрос: "Кто еще хочет комиссарского тела?" Юрий Михайлович, глядя в стволы телекамер, заявил, что шантажировать себя не позволит и что "жлобство не пройдет". Под "жлобами" имелись в виду не те, на кого вы подумали, а бутовские "борцы за родную землю", согласные, впрочем, эту родную землю продать правительству Москвы. Но задорого. В постановке телеспектакля приняли участие все значимые телепрограммы страны: от итоговых "Вестей" Сергея Брилева (РТР), воскресного "Времени" Петра Толстого (ОРТ) до соловьевской "К барьеру!" (НТВ). Синхронность действий этих "ТВ-монстров" и их единодушие в таком спорном вопросе, как передел земли, не оставляли сомнения, что милость к униженным и оскорбленным была согласована и одобрена на самом верху.
ПИАР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
Лучшим актером "второго плана" в этой телепостановке я бы назвал адвоката Кучерену, по совместительству члена Общественной палаты при президенте РФ. Адвокат, регулярно повышающий собственную капитализацию, участвуя почти во всех скандалах, освещаемых в СМИ, на этот раз красиво метался между ОМОНом и телекамерами: "Зачем вы их бьете? Они же беззащитные!" Слишком постановочно и эффектно, чтобы было правдиво и искренне. Телезрителю ничего не оставалось в такой ситуации, как сыграть в поддавки и мысленно занять сторону "радетелей за народ", борющихся с зажравшимися коррупционерами из московской мэрии. Да, действительно, для чиновничьих структур крупнейших российских городов посредничество в земельных сделках - главный источник теневой наживы. Сильно сомневаюсь, что обильная демонстрация по ТВ бутовских боев местного значения может положить этому конец. Не знаю, как вы, но я лично стараюсь избегать простых и "благородных" поз, к которым меня подталкивает наше полуправдивое ТВ. Если бы речь шла о полномасштабной борьбе с махинаторами с землей, а не с отдельным неугодным мэром, - тогда другое дело. Боюсь, что народ, привычно сыгравший массовку, останется при своем. То есть с носом.
Однако хочу обратить ваше внимание, что "земельные войны" все чаще оказываются в объективе телекамер. В свете последней "дачной амнистии", одобренной Госдумой, прецедент с массовым неповиновением решению властей относительно прав граждан на недвижимость может быть заразительным. Точнее, заразным. Желание бороться за правду вообще имеет эпидемические черты. Особенно в России. Нашим людям достаточно показать по телевизору сам факт иного отношения к своим правам, как они тут же вспомнят про все свои гражданские "болячки" и обиды на бюрократов. О, у нас этого "добра" навалом! И телевидение может либо долгое время "купировать" приступы желания побороться за свои права, либо возбудить оное, показав, как это делают другие. В этом смысле подмосковные земельные страсти, растиражированные ТВ, по сути инфекционны.
"ОТКУПОРИТЬ ШАМПАНСКОГО БУТЫЛКУ?.."
Разочаровал последний выпуск программы Алексея Пушкова "Постскриптум" на ТВЦ. Нет, с самой программой все в порядке: она по-прежнему боевита, патриотична и содержательна. До сих пор я считал Пушкова едва ли не единственным относительно независимым телеведущим авторской программы с хорошим вкусом. Но в минувшую субботу он показал, как его программа праздновала свой восьмой день рождения. Этого делать не стоило. Дело не в нескромности. Дело в журналистской этике. Телезритель увидел, кого из элиты пригласил "Постскриптум" на свой день рождения и как хвалят телеведущего Пушкова Сергей Степашин, митрополит Кирилл, Зураб Церетели, Олег Газманов и прочая арт-политтусовка. До сих пор считалось, что журналисту негоже пить шампанское в кадре с теми публичными людьми, про которых ему завтра, возможно, придется сказать с экрана вдруг обнаружившуюся горькую правду. Я понял, что от Пушкова я никогда не узнаю правды о коррупции в Счетной палате, не услышу ни слова о косности чиновников в рясах, архитектурной безвкусице и придворных артистах, тиражирующих "попсу". Потому что люди, к которым у телезрителей есть вопросы по всем этим темам, пили с телеведущим на брудершафт и славославили его. Таков был сюжет авторской телепрограммы. А это уже не совсем тележурналистика. Вернее, совсем не тележурналистика.