Культура
АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ: "НАДО ОСТАВАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ ПРИ ЛЮБЫХ ВЛАСТЯХ..."
28 июня
Андрей Дементьев является автором более тридцати поэтических сборников. На его стихи написаны любимые народом песни: "Первый вальс", "Баллада о матери", "Отчий дом", "Лебединая верность", "Яблоки на снегу", "Аленушка", "А мне не надо от тебя...", "Каскадеры". Список, кажется, можно продолжать до бесконечности.
Андрею Дементьеву без малого 80. Но выглядит он никак не старше шестидесяти. Молодцеватая осанка, молодецкая, хоть и седая, грива, эффектный костюм. Франт! Неудивительно, что Дементьев всегда пользовался успехом у женщин и что жена у него молодая.
ЗЕМФИРА - ЭТО ПОЭЗИЯ ПЛЮС ЭПАТАЖ
- Андрей Дмитриевич, вы много лет были главным редактором журнала "Юность", открыли немало талантов. Кого из молодых поэтов сегодняшнего дня могли бы выделить?
- В то время, когда я был главным редактором, "Юность" - будем говорить так - в самом деле открыла много хороших и разных поэтов. Только на перечисление имен уйдет все время, отведенное для интервью. Сейчас таких ярких имен, как те, что взошли в 50-е, 60-е, 70-е годы, - Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Тимур Кибиров, я не вижу. Подобных "взлетов" XXI век пока не дал. Да и фамилии я обычно специально не запоминаю. Бывает, прочтешь, отметишь для себя: хорошие стихи, а фамилию запоминать нет надобности.
- Не кажется ли вам, что интерес к поэзии угасает?
- Что касается собственно спада интереса к настоящей поэзии, он наступил - наступил потому, что пришло более прагматичное время. У каждого времени свои интересы, свои кумиры. Сейчас, наверное, нет поэтов, которые если даже не отвечали бы на вопросы, поставленные жизнью, то хотя бы их задавали. Из имен, которые на слуху, могу назвать Земфиру. То, что делает Земфира, интересно, хотя у нее совершенно иное видение мира и в какой-то степени эпатаж. А вообще-то поэзию сейчас издают хорошо и много. Кто-то издается, правда, за свой счет, кто-то привлекает спонсоров. И в том, и в другом случае в большинстве своем книги, изданные таким способом, как приходят, так и уходят. По причине, которую я назвал.
- Как же вам, настоящему поэту, живется в прагматичном времени?
- Лично я этим временем доволен. Я и в прошлом веке издавался очень много и широко, миллионными тиражами, так и сейчас. Меня постоянно переиздают. И слава Богу, постучу по дереву, все изданное расходится. Но, думаю, это происходит еще и потому, что я не живу замкнутой жизнью. Как говорил Женя Евтушенко, "поэт в России больше, чем поэт". Не просто письменный стол, я, стихи, типография, книжный магазин. У меня другая жизнь. Я очень много занимался и занимаюсь общественной деятельностью. Моя авторская программа "Виражи времени" на "Радио Россия", по социологическим исследованиям, собирает 70 миллионов радиослушателей.
У ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МНОГО ДРУЗЕЙ
- Читаете ли вы современную прозу?
- Только что прочел роман Виталия Сергеевича Безрукова "Есенин", прочитал "Код Да Винчи" Дэна Брауна, книгу моего друга и очень талантливого человека Володи Соловьева "Евангелие от Соловьева". Сейчас собираюсь прочесть его вторую книгу - "Русская рулетка". Конечно, читаю и перечитываю классику. Недавно перечитал "Игрока" Достоевского. Сам иногда в казино хожу играть в покер... Когда есть время и лишние деньги... Взялся читать Таню Устинову, прочел "Казус Кукоцкого" Улицкой. Мне часто молодые литераторы дарят свои книги, обязательно их читаю, потом звоню автору, пишу, встречаюсь с ним. Я понимаю, как важно даже для больших писателей человеческое общение, добрые слова, если есть необходимость - поддержка.
- Андрей Дмитриевич, признайтесь: в бытность главным редактором "Юности" приходилось отказывать близким друзьям в публикации, если, предположим, стихи того не достойны?
- Даже очень близким. У каждого может случиться неудачное произведение. Может, поэтому у главных редакторов мало друзей? Слава Богу, я уже давно не главный редактор.
ПЕРВЫЙ КРИТИК - ЖЕНА
- Что делаете, когда нет вдохновения?
- Я не исповедую точку зрения "Ни дня без строчки". Иногда бывает, когда работа пойдет, не одно стихотворение в день сочинишь. А бывает неделю ничего не пишется. В любом случае я стараюсь каждый день много работать. Не обязательно писать, но и читать, встречаться с авторами, делать свои радиопередачи, выступать в других программах, давать интервью.
- В прозе себя не пробовали?
- Заканчиваю новую книгу, которая будет состоять из двух разделов: новые стихи и воспоминания, мемуары. Я давно за них взялся, но написание оказалось очень трудным делом. Для написания стихов ты можешь быть вдохновлен мимолетным впечатлением: увидел кого-то, что-то потрясло, поразило - и все! С прозой же все обстоит иначе, сложнее. Все герои должны быть у тебя в голове, нужно предвидеть, кто как в какой ситуации себя поведет, нужно тщательно продумывать и обосновывать каждое событие. А документальная проза - еще сложнее.
- Супруга помогает в работе?
- Да, конечно. За что я ей бесконечно благодарен. Анна - профессиональная журналистка и очень хороший критик, человек с тонким литературным вкусом. Она первый читатель и первый критик моих стихов.
- Бывает, что расходитесь во мнениях?
- Спорим! Не соглашаемся друг с другом в оценке не только моих произведений, но и других поэтов. И все равно оба живем любовью к литературе, к поэзии. И друг к другу.
РЕПУТАЦИЮ ЗАРАБОТАТЬ ТРУДНО, ПОТЕРЯТЬ ЛЕГКО
- Лирика лирикой, но вне политики быть невозможно. Какие последние политические события произвели на вас неизгладимое впечатление? Что вообще вас волнует в этой жизни, помимо литературы и семьи?
- Такие события происходят постоянно. Из последних меня более всего потряс 122-й закон, о монетизации льгот. Жестокое, я бы даже сказал - бесчеловечное отношение к ветеранам. Меня постоянно потрясает цинизм чиновников, коррупция, бесконечный бюрократизм. 33 миллиардера и второе место по количеству миллиардеров в мире после США и 85-е место по уровню жизни! Разве такое можно воспринимать спокойно?! Великая держава с нашими-то запасами природных богатств должна обеспечивать своим гражданам достойную жизнь. А пенсии? Это же просто позор России! В любой стране пенсии во много раз больше: в Израиле - 600 долларов, в Англии - 2000 долларов. В Америке пособие по возрасту составляет 850 долларов. Причем его получают и эмигранты - люди, ничего не сделавшие для США, приехавшие в страну уже пенсионерами. Меня потрясает продажность интеллигенции. Многие, очень многие прогибаются под власть. В их числе и мои коллеги, литераторы. Подписывают письма в защиту нашей судебной системы, которая, на мой взгляд, насквозь прогнила. А ведь самое дорогое, что есть в жизни человека, - его репутация. Ее трудно заработать, но легко потерять. Поэтому некоторым своим бывшим товарищам, тем, что готовы пойти на сделку с собственной совестью ради того, чтобы им лучше жилось в материальном плане, мне руки подавать не хочется. Для меня всегда самым главным в жизни было остаться самим собой. При любых властях!
СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ
- Андрей Дмитриевич, у вас такая молодая жена...
- На этот вопрос я всегда отвечаю: женат был не раз, но жена у меня одна. Аня моложе моей старшей дочери. Вы это хотели услышать?
- Чем вы можете объяснить, что так молодо выглядите?
- Во-первых, гены. Родители мои дожили до 90 лет, сохраняя здоровье до глубокой старости. Второе, наверное, то, что в детстве я ел пусть и не всегда сытно, но, как бы сейчас сказали, экологически чистые продукты. Плюс, конечно же, отсутствие пагубной страсти к алкоголю и никотину, занятие спортом на протяжении всей жизни. В футбол играл до 65 лет! И все же главное, наверное, любовь к людям, отсутствие зависти и незлобный характер!
Лидия СИДЯКИНА
Андрею Дементьеву без малого 80. Но выглядит он никак не старше шестидесяти. Молодцеватая осанка, молодецкая, хоть и седая, грива, эффектный костюм. Франт! Неудивительно, что Дементьев всегда пользовался успехом у женщин и что жена у него молодая.
ЗЕМФИРА - ЭТО ПОЭЗИЯ ПЛЮС ЭПАТАЖ
- Андрей Дмитриевич, вы много лет были главным редактором журнала "Юность", открыли немало талантов. Кого из молодых поэтов сегодняшнего дня могли бы выделить?
- В то время, когда я был главным редактором, "Юность" - будем говорить так - в самом деле открыла много хороших и разных поэтов. Только на перечисление имен уйдет все время, отведенное для интервью. Сейчас таких ярких имен, как те, что взошли в 50-е, 60-е, 70-е годы, - Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Тимур Кибиров, я не вижу. Подобных "взлетов" XXI век пока не дал. Да и фамилии я обычно специально не запоминаю. Бывает, прочтешь, отметишь для себя: хорошие стихи, а фамилию запоминать нет надобности.
- Не кажется ли вам, что интерес к поэзии угасает?
- Что касается собственно спада интереса к настоящей поэзии, он наступил - наступил потому, что пришло более прагматичное время. У каждого времени свои интересы, свои кумиры. Сейчас, наверное, нет поэтов, которые если даже не отвечали бы на вопросы, поставленные жизнью, то хотя бы их задавали. Из имен, которые на слуху, могу назвать Земфиру. То, что делает Земфира, интересно, хотя у нее совершенно иное видение мира и в какой-то степени эпатаж. А вообще-то поэзию сейчас издают хорошо и много. Кто-то издается, правда, за свой счет, кто-то привлекает спонсоров. И в том, и в другом случае в большинстве своем книги, изданные таким способом, как приходят, так и уходят. По причине, которую я назвал.
- Как же вам, настоящему поэту, живется в прагматичном времени?
- Лично я этим временем доволен. Я и в прошлом веке издавался очень много и широко, миллионными тиражами, так и сейчас. Меня постоянно переиздают. И слава Богу, постучу по дереву, все изданное расходится. Но, думаю, это происходит еще и потому, что я не живу замкнутой жизнью. Как говорил Женя Евтушенко, "поэт в России больше, чем поэт". Не просто письменный стол, я, стихи, типография, книжный магазин. У меня другая жизнь. Я очень много занимался и занимаюсь общественной деятельностью. Моя авторская программа "Виражи времени" на "Радио Россия", по социологическим исследованиям, собирает 70 миллионов радиослушателей.
У ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МНОГО ДРУЗЕЙ
- Читаете ли вы современную прозу?
- Только что прочел роман Виталия Сергеевича Безрукова "Есенин", прочитал "Код Да Винчи" Дэна Брауна, книгу моего друга и очень талантливого человека Володи Соловьева "Евангелие от Соловьева". Сейчас собираюсь прочесть его вторую книгу - "Русская рулетка". Конечно, читаю и перечитываю классику. Недавно перечитал "Игрока" Достоевского. Сам иногда в казино хожу играть в покер... Когда есть время и лишние деньги... Взялся читать Таню Устинову, прочел "Казус Кукоцкого" Улицкой. Мне часто молодые литераторы дарят свои книги, обязательно их читаю, потом звоню автору, пишу, встречаюсь с ним. Я понимаю, как важно даже для больших писателей человеческое общение, добрые слова, если есть необходимость - поддержка.
- Андрей Дмитриевич, признайтесь: в бытность главным редактором "Юности" приходилось отказывать близким друзьям в публикации, если, предположим, стихи того не достойны?
- Даже очень близким. У каждого может случиться неудачное произведение. Может, поэтому у главных редакторов мало друзей? Слава Богу, я уже давно не главный редактор.
ПЕРВЫЙ КРИТИК - ЖЕНА
- Что делаете, когда нет вдохновения?
- Я не исповедую точку зрения "Ни дня без строчки". Иногда бывает, когда работа пойдет, не одно стихотворение в день сочинишь. А бывает неделю ничего не пишется. В любом случае я стараюсь каждый день много работать. Не обязательно писать, но и читать, встречаться с авторами, делать свои радиопередачи, выступать в других программах, давать интервью.
- В прозе себя не пробовали?
- Заканчиваю новую книгу, которая будет состоять из двух разделов: новые стихи и воспоминания, мемуары. Я давно за них взялся, но написание оказалось очень трудным делом. Для написания стихов ты можешь быть вдохновлен мимолетным впечатлением: увидел кого-то, что-то потрясло, поразило - и все! С прозой же все обстоит иначе, сложнее. Все герои должны быть у тебя в голове, нужно предвидеть, кто как в какой ситуации себя поведет, нужно тщательно продумывать и обосновывать каждое событие. А документальная проза - еще сложнее.
- Супруга помогает в работе?
- Да, конечно. За что я ей бесконечно благодарен. Анна - профессиональная журналистка и очень хороший критик, человек с тонким литературным вкусом. Она первый читатель и первый критик моих стихов.
- Бывает, что расходитесь во мнениях?
- Спорим! Не соглашаемся друг с другом в оценке не только моих произведений, но и других поэтов. И все равно оба живем любовью к литературе, к поэзии. И друг к другу.
РЕПУТАЦИЮ ЗАРАБОТАТЬ ТРУДНО, ПОТЕРЯТЬ ЛЕГКО
- Лирика лирикой, но вне политики быть невозможно. Какие последние политические события произвели на вас неизгладимое впечатление? Что вообще вас волнует в этой жизни, помимо литературы и семьи?
- Такие события происходят постоянно. Из последних меня более всего потряс 122-й закон, о монетизации льгот. Жестокое, я бы даже сказал - бесчеловечное отношение к ветеранам. Меня постоянно потрясает цинизм чиновников, коррупция, бесконечный бюрократизм. 33 миллиардера и второе место по количеству миллиардеров в мире после США и 85-е место по уровню жизни! Разве такое можно воспринимать спокойно?! Великая держава с нашими-то запасами природных богатств должна обеспечивать своим гражданам достойную жизнь. А пенсии? Это же просто позор России! В любой стране пенсии во много раз больше: в Израиле - 600 долларов, в Англии - 2000 долларов. В Америке пособие по возрасту составляет 850 долларов. Причем его получают и эмигранты - люди, ничего не сделавшие для США, приехавшие в страну уже пенсионерами. Меня потрясает продажность интеллигенции. Многие, очень многие прогибаются под власть. В их числе и мои коллеги, литераторы. Подписывают письма в защиту нашей судебной системы, которая, на мой взгляд, насквозь прогнила. А ведь самое дорогое, что есть в жизни человека, - его репутация. Ее трудно заработать, но легко потерять. Поэтому некоторым своим бывшим товарищам, тем, что готовы пойти на сделку с собственной совестью ради того, чтобы им лучше жилось в материальном плане, мне руки подавать не хочется. Для меня всегда самым главным в жизни было остаться самим собой. При любых властях!
СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ
- Андрей Дмитриевич, у вас такая молодая жена...
- На этот вопрос я всегда отвечаю: женат был не раз, но жена у меня одна. Аня моложе моей старшей дочери. Вы это хотели услышать?
- Чем вы можете объяснить, что так молодо выглядите?
- Во-первых, гены. Родители мои дожили до 90 лет, сохраняя здоровье до глубокой старости. Второе, наверное, то, что в детстве я ел пусть и не всегда сытно, но, как бы сейчас сказали, экологически чистые продукты. Плюс, конечно же, отсутствие пагубной страсти к алкоголю и никотину, занятие спортом на протяжении всей жизни. В футбол играл до 65 лет! И все же главное, наверное, любовь к людям, отсутствие зависти и незлобный характер!
Лидия СИДЯКИНА