Экономика

РОССИЯ НЕ БУДЕТ БЕНЗОКОЛОНКОЙ ЕВРОПЫ

28 июня
- Сергей Александрович, начнем с самого общего вопроса: вступать ли России в ВТО. Единства мнений по этому поводу пока нет.
- Я бы сравнил это с покупкой дачи. Хорошую и по приемлемой цене дачу купить стоит, но зачем покупать плохую и дорого? То же и с ВТО: на нормальных условиях вступать нужно, на плохих условиях - нет. Мелкие страны, например Киргизию, Грузию, быстро принимают по стандартным правилам. Крупным странам обычно предъявляются требования по так называемой программе стандарт +. Существенно перегрузили систему стандартов для Китая, от которого требовалось получить как можно больше уступок. Вступление Китая в ВТО означало усиление его влияния на мировых рынках. Были страхи, не придавит ли Китай экономику европейскую и не только? Страхи полностью оправдались: европейская текстильная промышленность практически уничтожена, на очереди обувная промышленность и... продолжение следует. Кстати, переговоры с Китаем продолжались пятнадцать лет.
- Затянувшийся на десятилетие переговорный процесс с Россией означает, что нас тоже боятся, не хотят повторять "китайскую ошибку"?
- Боятся. Но долгие переговоры - и наша вина тоже. Мы начали их несерьезно, лишь бы подписать договор с ВТО. При этом наши промышленники практически не могли влиять на ход переговоров. Велась скудная информационная работа, причем занимались в России этой проблемой в пятьсот раз меньше специалистов, чем в Китае. Китайцы создали целый институт для ведения переговоров. Наши же переговорщики зачастую не знали, чего требовать от Запада, не проводили потенциальных исследований рынка. Им не были точно известны условия торгов и, более того, к чему приведут эти условия. Когда более рационально и ответственно подошли к переговорам, они сдвинулись с мертвой точки.
- Что значит - рационально?
- Европейцам мы продали подпись под Киотским протоколом, чтобы с их стороны нам не предъявляли дополнительных требований, касающихся не столько рынка, сколько суверенитета нашей страны. Согласитесь, что вопрос, какие у нас будут тарифы на газ и электричество для населения, - внутреннее дело, а не предмет для обсуждения в различных еврокомиссиях и ВТО.
Но главный конфликт вокруг вступления ВТО с Америкой. США не в восторге, что Россия восстановила свой суверенитет при Путине, и американцам приходится при решении мировых проблем вновь учитывать ее позицию. Но главная головная боль для Америки в том, что Россия представила западному миру шанхайскую организацию сотрудничества, которая на международной арене не поддерживает позиции американцев. Тогда, по логике американцев, зачем принимать Россию в ВТО? Чтобы она там своей нынешней мощью присоединилась к Китаю и Индии?
- Выходит, с американцами нам не договориться?
- Я бы этого не утверждал. ВТО не их частная лавочка, они вынуждены играть по правилам. Официально они предъявляют нам всего пару требований. Но эти требования способны ликвидировать важнейшие составляющие нашего экономического суверенитета: банковскую и страховую системы и авиакосмическую промышленность.
Америка настаивает на том, чтобы доступ на российский банковский и страховой рынок был открыт для всех желающих. Учитывая финансовые мощности американских банков, для нас это равносильно тому, чтобы подарить США банковскую систему. Что будет значить в мире страна, не имеющая своей банковской системы?
Но и совсем закрыться от зарубежных финансовых институтов не удастся. Поэтому в ответ на требования американцев ускоренными темпами идет создание нескольких общенациональных банков: на базе Внешторгбанка, Внешэкономбанка и Росбанка, чуть позднее на базе Сбербанка.
Что касается второго требования (снизить пошлины на импорт американских "боингов"), то, случись это, оно добьет наш захиревший по политическим причинам авиапром. Хотя "боинг" не лучше нашего и дороже, но вместе с пакетом услуг, с кредитными линиями и лизингом его удобнее покупать. В итоге мы потеряем авиационную и космическую промышленность. Другое дело, что мы можем угробить ее и самостоятельно, потому что не используем Стабилизационный фонд для активизации продаж наших самолетов.
Кроме того, на переговорах с США периодически всплывают некогда обговоренные пункты, например злосчастные куриные окорочка.
- Простите за банальность, а чего тогда Россия ждет от вступления в ВТО?
- ВТО нельзя назвать полноценной организацией. Первоначально она называлась ГАТТ (генеральное агентство по тарифам), и, находясь в этой системе, страны могли вести торговые сделки между собой без излишних протекционистских мер. Поэтому членство в ВТО привлекательно в основном странам с сильной экономикой. Кроме того, ВТО - как штамп отдела технического контроля: "к либеральной экономике годен". Допустим, вы приходите в банк поговорить о сотрудничестве и перед вами банкир - в плохом костюме и без галстука. Вы, ничего плохого о нем не зная, хорошо подумаете, стоит ли с ним работать. Так же и на мировом рынке: многие не будут работать со странами - не членами ВТО, не потому, что им что-то не нравится. В бизнесе требуется соответствовать неким общепринятым нормам.
- Говорят, что Россия со вступлением в ВТО сможет более эффективно использовать процедуры против антидемпинговых мер в отношении российских товаров.
- Не думаю. Победу в судебных процессах в таких разбирательствах определяют политические и юридические силы. Наши компании не смогут консолидировать настолько мощные юридические интеллектуальные ресурсы. Вообще, со вступлением в ВТО вряд ли грядут серьезные изменения. Но мы в глазах других станем более нормальными, что ли, и сможем легче привлекать капиталы. Деньги сами по себе нам не нужны. Наша экономика и без того захлебывается в деньгах. Нужны прямые инвестиции в строительство конкретных заводов.
- Но хотят ли иностранцы строить заводы в России?
- В принципе хотят. Но вступление в ВТО решит далеко не все проблемы. Доступ на российский рынок иностранным компаниям затрудняется прежде всего страшной коррупцией. Вот это главный барьер. Как решиться пойти к нам, зная, что придется вступать в какие-то сложные отношения с бандитами, чиновниками, подкупать прессу? Крупные компании еще могут с этим справиться, средним уже трудно.
- Представим, вопрос вступления России в ВТО решается в ближайшее время положительно. Готова наша законодательная сфера, промышленники, регионы войти в эту организацию?
- Никто не знает. Одни говорят - ничего не изменится, другие предупреждают о полной катастрофе, все манипулируют какими-то непонятными цифрами. Серьезных изменений юридической базы не потребуется, мы просто снизим пошлины. Вступление в ВТО выгодно в первую очередь нефтяной, газовой, металлургической промышленности. Но оно станет испытанием для еще не окрепших производителей среднего и малого звена, поскольку конкуренция на рынках резко возрастет, уменьшится поддержка со стороны государства в том смысле, что станут проще таможенные процедуры, которые сейчас сами по себе являются барьером.
Правы те, кто советует не зацикливаться на ВТО. Действительно, это для России сейчас не самое главное. ВТО выгодно при условии развития собственной экономики. В противном случае нам светит перспектива стать законной бензоколонкой Европы и Китая.
- Неужели вступление в ВТО настолько рискованно?
- Есть разные результаты от вступления в ВТО. У Китая, например, сверхположительные, у Киргизии очень отрицательные, хотя Китаю предъявляли больше требований, чем Киргизии. Сильным игрокам ВТО только добавляет козырей. Украина подписала плохие договоренности с ВТО. Это связано с тем, что к власти там пришли люди, которые любят Украину меньше, чем не любят Россию. Их задача - побыстрее вступить в ВТО, чтобы через него делать гадости России.
- Мы-то когда вступим, хотя бы назло Украине?
- Может, вместе с Украиной и вступим. Думаю, в преддверии саммита этот вопрос может решиться. Если не решится сейчас, не решится еще много лет.
Беседовала Наталия ЛИЧКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно