Культура
ЕЙ НЕ БОЛЬНО. А НАМ?
29 июня
Если пересказать сюжет, который лег в основу новой картины известного режиссера, то получится самая настоящая история любви. Судите сами: жил-был талантливый дизайнер по имени Миша (Александр Яценко). С друзьями-товарищами - экс-десантником Вовой (Дмитрий Дюжев) и некой Алькой (Инга Оболдина) - он ищет заказы на оформление интерьеров квартир. Вполне модное и прибыльное занятие. В одной из петербургских квартир Миша встречает некую Тату (Рената Литвинова). Она содержанка у некоего Сергея Сергеевича (Никита Михалков), который ее особенно и не хочет, но любит отдыхать в той самой квартире Таты, которую и берется переделать Миша со товарищи. Вы догадываетесь, что Миша и Тата влюбляются друг в друга. И пошло-поехало...
Алексей Балабанов впервые за последние годы снял картину, где герои не бряцают оружием и не передергивают затвор АКМ. Даже жуликоватый герой Михалкова отпускает попавшегося на адюльтере горе-архитектора с миром. А ведь мог бы и в Неве утопить... Зря, кстати, отпустил.
ЛИТВИНОВА - ПАРОДИЯ НА САМУ СЕБЯ
Многие сторонники фильма "Мне не больно" и странноватого таланта госпожи Литвиновой в своих рецензиях пытаются убедить, что отношения Миши и Таты и есть любовь. Что-то никак в это не верится, глядя на то, как пытается ее изобразить центральный дуэт.
И если к чудачествам, заламыванию рук и грассирующе-растянутым интонациям экранной дивы Литвиновой зрители давно привыкли, то пытаться разглядеть в глазах Александра Яценко хотя бы какой-либо намек на чувство - совершенно бессмысленно. Это герой не содержания, но пустоты. Недаром он и оформляет интерьеры, осваивая пустые объемы.
Однако можно понять логику режиссера Балабанова, которому очень хотелось снять Ренату Литвинову в главной роли, а потому пришлось подбирать ей партнера. Им и стал простой, ничем не приметный парень, полностью растворившийся в сияющем венце славы, который никак не хочет снять со своей головы сама в общем-то небесталанная актриса. И если раньше ее стиль игры казался оригинальным и завораживал, то Литвинова образца 2006 года на экране выглядит почти как пародия на самую себя.
Остается только удивляться эстетической близорукости членов жюри кинофестиваля "Кинотавр", присудивших обоим исполнителям призы за лучшую женскую и мужские роли. Легко представить, каков был уровень игры других артистов, номинированных на подобные награды, но их не получивших.
ЗРИТЕЛЬ НЕ УСПЕВАЕТ ПОЛЮБИТЬ ГЕРОЕВ
Чувствуя подвох со стороны артистов, Балабанов попытался обезопасить свою картину от банального скатывания в нудную мелодраму. Для этого и была придумана смертельная болезнь Таты, которую она на экране переживает даже с неким шиком. А это Рената Литвинова умеет представить зрителям очень и очень хорошо. Только почему-то я никак не могу ей поверить. Из пустоты не родится страсть.
Хотя Балабанов, как мог, пытался насытить планы своего фильма "всамделишней" петербургской жизнью, ее реальными приметами. И странное дело, что актеры второго плана выглядят в своих реакциях, поступках и жестах более органичными, создающими весьма забавные характеры и неожиданные последствия обычных житейских ситуаций.
В классической голливудской мелодраме "История любви", откуда явно растут жанровые корни нового балабановского фильма, смертельный исход романа производил впечатление на публику потому, что она успела получше узнать и полюбить главную пару возлюбленных. В картине же "Мне не больно" сделать это весьма затруднительно. Все время кажется, что какие-то сцены придумывались прямо на ходу, а некоторые снимались "с колес" и вставлялись в окончательный монтажный вариант фильма безо всякого отношения к сюжету. Как, например, история поездки Миши в Козельск, где он пытался почему-то найти свою ненаглядную Тату. А оказалось, что она в больнице.
ИМ НЕ НАДО ПЛАТИТЬ ЗА КВАРТИРУ
Нежелание, а может быть, и неумение осваивать реальность безо всякой идеологической или сюжетной схемы - грех современной кинорежиссуры. Нам все время пытаются рассказывать истории, либо нагружая их замысловатой рефлексией, либо до предела насыщая абсолютно пустым и бессмысленным действием. В нынешней картине Алексея Балабанова ситуацию явно спасают яркие актерские индивидуальности (за вычетом центрального дуэта), которые со смаком живут на экране и даже готовы немного побузить, как, например, все тот же Вова, которого колоритный Дмитрий Дюжев не без изящества представляет этаким обаятельным и честным увальнем. Или симпатяга доктор в отточенном исполнении Сергея Маковецкого.
Но я постоянно ловил себя на мысли, что вот страдают герои на экране, переживают, мечутся в поисках чувств и денег, но все это далеко от моих проблем. А потому, как говорит современная молодежь, "не цепляет".
Жизнь балабановских героев далека от той реальности, которую каждый день зрители фильма "Мне не больно" наблюдают рядом с собой. Она "стучится" к ним в дверь грохотом бытовых, психологических и, наконец, материальных проблем. Нам всегда есть над чем поломать голову и чем заняться, чтобы выжить. Героям нынешнего кино не нужно ходить в магазин, платить за квартиру, устраивать детей в школу, а иногда и искать работу по специальности. Это занятие не для них, а потому любовные страдания куда важнее. Вот и наблюдаешь на экране постоянные застолья и пикники, а сама жизнь проносится мимо. Им (или ей) не больно, а мне все равно...
...А может быть, мне просто не нравится Рената Литвинова?
Cергей ИЛЬЧЕНКО
Алексей Балабанов впервые за последние годы снял картину, где герои не бряцают оружием и не передергивают затвор АКМ. Даже жуликоватый герой Михалкова отпускает попавшегося на адюльтере горе-архитектора с миром. А ведь мог бы и в Неве утопить... Зря, кстати, отпустил.
ЛИТВИНОВА - ПАРОДИЯ НА САМУ СЕБЯ
Многие сторонники фильма "Мне не больно" и странноватого таланта госпожи Литвиновой в своих рецензиях пытаются убедить, что отношения Миши и Таты и есть любовь. Что-то никак в это не верится, глядя на то, как пытается ее изобразить центральный дуэт.
И если к чудачествам, заламыванию рук и грассирующе-растянутым интонациям экранной дивы Литвиновой зрители давно привыкли, то пытаться разглядеть в глазах Александра Яценко хотя бы какой-либо намек на чувство - совершенно бессмысленно. Это герой не содержания, но пустоты. Недаром он и оформляет интерьеры, осваивая пустые объемы.
Однако можно понять логику режиссера Балабанова, которому очень хотелось снять Ренату Литвинову в главной роли, а потому пришлось подбирать ей партнера. Им и стал простой, ничем не приметный парень, полностью растворившийся в сияющем венце славы, который никак не хочет снять со своей головы сама в общем-то небесталанная актриса. И если раньше ее стиль игры казался оригинальным и завораживал, то Литвинова образца 2006 года на экране выглядит почти как пародия на самую себя.
Остается только удивляться эстетической близорукости членов жюри кинофестиваля "Кинотавр", присудивших обоим исполнителям призы за лучшую женскую и мужские роли. Легко представить, каков был уровень игры других артистов, номинированных на подобные награды, но их не получивших.
ЗРИТЕЛЬ НЕ УСПЕВАЕТ ПОЛЮБИТЬ ГЕРОЕВ
Чувствуя подвох со стороны артистов, Балабанов попытался обезопасить свою картину от банального скатывания в нудную мелодраму. Для этого и была придумана смертельная болезнь Таты, которую она на экране переживает даже с неким шиком. А это Рената Литвинова умеет представить зрителям очень и очень хорошо. Только почему-то я никак не могу ей поверить. Из пустоты не родится страсть.
Хотя Балабанов, как мог, пытался насытить планы своего фильма "всамделишней" петербургской жизнью, ее реальными приметами. И странное дело, что актеры второго плана выглядят в своих реакциях, поступках и жестах более органичными, создающими весьма забавные характеры и неожиданные последствия обычных житейских ситуаций.
В классической голливудской мелодраме "История любви", откуда явно растут жанровые корни нового балабановского фильма, смертельный исход романа производил впечатление на публику потому, что она успела получше узнать и полюбить главную пару возлюбленных. В картине же "Мне не больно" сделать это весьма затруднительно. Все время кажется, что какие-то сцены придумывались прямо на ходу, а некоторые снимались "с колес" и вставлялись в окончательный монтажный вариант фильма безо всякого отношения к сюжету. Как, например, история поездки Миши в Козельск, где он пытался почему-то найти свою ненаглядную Тату. А оказалось, что она в больнице.
ИМ НЕ НАДО ПЛАТИТЬ ЗА КВАРТИРУ
Нежелание, а может быть, и неумение осваивать реальность безо всякой идеологической или сюжетной схемы - грех современной кинорежиссуры. Нам все время пытаются рассказывать истории, либо нагружая их замысловатой рефлексией, либо до предела насыщая абсолютно пустым и бессмысленным действием. В нынешней картине Алексея Балабанова ситуацию явно спасают яркие актерские индивидуальности (за вычетом центрального дуэта), которые со смаком живут на экране и даже готовы немного побузить, как, например, все тот же Вова, которого колоритный Дмитрий Дюжев не без изящества представляет этаким обаятельным и честным увальнем. Или симпатяга доктор в отточенном исполнении Сергея Маковецкого.
Но я постоянно ловил себя на мысли, что вот страдают герои на экране, переживают, мечутся в поисках чувств и денег, но все это далеко от моих проблем. А потому, как говорит современная молодежь, "не цепляет".
Жизнь балабановских героев далека от той реальности, которую каждый день зрители фильма "Мне не больно" наблюдают рядом с собой. Она "стучится" к ним в дверь грохотом бытовых, психологических и, наконец, материальных проблем. Нам всегда есть над чем поломать голову и чем заняться, чтобы выжить. Героям нынешнего кино не нужно ходить в магазин, платить за квартиру, устраивать детей в школу, а иногда и искать работу по специальности. Это занятие не для них, а потому любовные страдания куда важнее. Вот и наблюдаешь на экране постоянные застолья и пикники, а сама жизнь проносится мимо. Им (или ей) не больно, а мне все равно...
...А может быть, мне просто не нравится Рената Литвинова?
Cергей ИЛЬЧЕНКО