Экономика
"ЛЮДИ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ЗИМОЙ"
01 июля
- Как известно, Петербург - это город, построенный на болоте. Сказывается ли это на работе вашего предприятия, в ведении которого находятся тысячи километров кабельных линий, залегающих под землей?
- Если говорить точнее, Петербург - это город, построенный на воде. Здесь 69 рек и каналов. По их дну и через акваторию Финского залива проложено 982 кабельные линии протяженностью 168,1 км. Основная нагрузка по обслуживанию таких линий ложится на специалистов уникального в своем роде водолазного подразделения Кабельной сети.
В его составе - 8 судов, в том числе буксиры, водолазные суда и даже ледокол. В подразделении работают 23 человека: капитаны, шкиперы, водолазы, матросы и электромеханики. Это весьма ценные специалисты. Все члены экипажа взаимозаменяемы, что говорит о высоком профессионализме команды.
Водолазы работают в медных шлемах и специальных галошах. Во время ремонта они спускаются под воду, ходят по дну, несмотря на течение, и простукивают кабель. С помощью специальных приборов в воду пускаются импульсы, которые помогают по звуку определить место повреждения. Затем поврежденный участок кабеля поднимают со дна на специальное судно, где и производится ремонт.
Когда вы проезжаете по берегам Невы, можете увидеть знак - перечеркнутый якорь. Он говорит, что в этом месте нельзя пристать. Почему? Потому что между двумя такими знаками проходят кабельные линии.
Недавно был интересный случай. У нас повредился кабель у Кантемировского моста. Это было механическое повреждение, то есть его кто-то повредил. Там нашли якорь. Баржа потеряла ход и, чтобы ее не снесло течением на мост, бросила якорь в запрещенном месте. Вот и зацепилась за наш кабель. Сейчас его уже отремонтировали. А наши доблестные работники нашли этот якорь. Может быть, в будущем мы даже сделаем выставку предметов, которые находят наши водолазы, когда ремонтируют кабели.
Но подводные линии - это лишь незначительная часть электросетей, которые находятся в ведении нашего предприятия. Всего на балансе Кабельной сети - более 14 тыс. км линий электропередачи от 0,4 до 35 кВ, одна подстанция напряжением 35 кВ и 5 814 подстанций 10/0,4 кВ. Кабельная сеть "Ленэнерго" - вторая по величине в России после московской.
- Прошлой зимой во время сильных морозов происходили многочисленные отключения жилых домов. Как известно, "Ленэнерго" объединило усилия с городским жилищным комитетом для предотвращения подобных нештатных ситуаций в будущем. Что конкретно будет сделано?
- Мы постоянно работаем с жилищными комитетами районных администраций, совместно с ними организуем взаимную проверку готовности жилых домов к зиме. У нас есть согласованные списки кабельных линий, так называемых вторых вводов в жилые дома, которые мы должны отремонтировать.
Электроснабжение жилого дома обеспечивают две линии - два ввода. Если один повреждается, то второй продолжает работать. Отремонтировав вторые вводы к зиме, мы сможем гарантировать жильцам, что дом не отключится во время морозов. Это наша программа- минимум по подготовке к зиме. Жилищные комитеты в свою очередь проверяют и контролируют выполнение этой программы. В этом году мы планируем отремонтировать 238 таких линий в Санкт-Петербурге.
- А каковы причины их повреждения?
- Главная причина повреждения вторых вводов в том, что сечения кабельных линий, которые снабжают электроэнергией жилые дома, проектировались исходя из того, что система теплоснабжения дома гарантированно обеспечивает температуру в квартире не менее + 18 вне зависимости от температуры наружного воздуха. Соответственно схема электроснабжения в квартирах не рассчитана на мощные нагревательные приборы, которые в среднем потребляют по 1,5 кВт.
К сожалению, зимой тепловой режим в домах не всегда соответствует ГОСТу. Люди, естественно, включают обогреватели. Кабельные линии не выдерживают нагрузок и сгорают. Но благодаря проведенной в прошлом и позапрошлом году ремонтной кампании, нам удалось значительно сократить количество поврежденных линий. Поэтому прошлой зимой у нас перегорали не сами кабели, а предохранители, которые защищают линии от перегрузок. В связи с этим нам приходилось иногда по несколько раз в день менять перегоревшие предохранители. Сами же кабельные линии не повреждались. Благодаря этому нам удалось избежать гораздо большего числа отключений.
Мы проверили каждый предохранитель на соответствие его номиналу подводящего кабеля. Потому что были случаи, когда для того, чтобы дом как можно дольше не отключался, устанавливали предохранитель большей пропускной способности. В результате повреждалась кабельная линия. Поэтому при подготовке к этой зиме мы вновь методично отслеживаем правильность использования предохранителей.
Сейчас наша задача обеспечить любое потребление электричества, которое потребуется. Люди не должны страдать зимой, должны иметь возможность подключить столько обогревателей, сколько нужно. Для этого мы проводим работы по увеличению пропускной способности кабельных линий.
До нового года мы планируем отремонтировать и реконструировать всего 981 кабельную линию.
- Часто причиной нештатных ситуаций на энергообъектах становится устаревшее оборудование. Меняется ли ситуация с внедрением новых технологий и материалов на вашем предприятии?
- В последнее время у нас появились средства и возможности для внедрения современных технологий, которые применяются во всем мире. Например, при ремонтах или реконструкциях кабельных линий мы вот уже два года используем так называемые термоусаживаемые муфты.
Кабельную жилу, перед тем как закопать в землю, необходимо обмотать, чтобы на нее не попадала влага. Для этого существует специальная муфта. Раньше использовались свинцовые муфты. В них заливалась специальная смола, которая кипятилась в чанах рядом с траншеей, куда закладывался кабель. Работа была тяжелой и достаточно опасной.
Термоусаживаемая муфта - это изобретение нового времени, которое пришло к нам из космических технологий. Это изготовленная из полимерных материалов трубка, которая при нагревании уменьшается в размере и очень плотно облегает кабель.
Эта технология позволяет работать гораздо быстрее и безопаснее. Нет этого чана с кипящей смолой. Наши кабельщики теперь работают если не в белых рубашках и галстуках, то по крайней мере в более чистой одежде по сравнению с тем, что было раньше.
На прошлой неделе к нам приезжали коллеги из Киевских электрических сетей перенимать опыт. В Киеве пока работают по старинке.
У нас применяются и другие передовые технологии. На смену маслонаполненным кабельным линиям приходит кабель из сшитого полиэтилена. В проекте на следующий год прокладка кабельной линии 110 кВ из сшитого полиэтилена на подстанцию Лахта. Кабельная сеть будет осуществлять контроль за проектированием и прокладкой, а потом и за эксплуатацией этого кабеля. Это первый случай, когда сшитый полиэтилен применяется на линии такого высокого уровня напряжения.
- Одной из основных задач для энергетиков сегодня является привлечение инвестиций. Для этого необходимо, чтобы качество работы соответствовало международным стандартам. Какие критерии оценки качества существуют в вашем подразделении?
- Если говорить о качестве, то в соответствии с приказом РАО "ЕЭС России" принято решение начать внедрение в "Ленэнерго" международного стандарта качества ISO 9000. Пилотный проект будет реализован именно в Кабельной сети.
Сегодня уже создана рабочая группа, ответственная за реализацию этой программы. Ждем решения руководства "Ленэнерго" о подписании договора на консультационные услуги. Затем предстоит провести анализ действующей системы управления и разработать основополагающие документы системы менеджмента качества. На следующем этапе разработанная система менеджмента качества будет интегрирована в существующую систему управления предприятия. После этого будет подана заявка на сертификацию по стандарту ISO 9001:2000.
Внедрение такой системы в Кабельной сети, а впоследствии и во всем "Ленэнерго" дадут компании серьезные преимущества: усовершенствование системы управления, повышение качества продукции и оказываемых услуг, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности.
Комплекс стандартов ISO (International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации) серии 9000 под общим названием "Системы менеджмента качества" аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний. Особенность этого стандарта в том, что он предъявляет требования не к качеству продукции или услуг напрямую, а к системе управления предприятием. А она в свою очередь обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества.
Мария БЕСПАЛОВА
- Если говорить точнее, Петербург - это город, построенный на воде. Здесь 69 рек и каналов. По их дну и через акваторию Финского залива проложено 982 кабельные линии протяженностью 168,1 км. Основная нагрузка по обслуживанию таких линий ложится на специалистов уникального в своем роде водолазного подразделения Кабельной сети.
В его составе - 8 судов, в том числе буксиры, водолазные суда и даже ледокол. В подразделении работают 23 человека: капитаны, шкиперы, водолазы, матросы и электромеханики. Это весьма ценные специалисты. Все члены экипажа взаимозаменяемы, что говорит о высоком профессионализме команды.
Водолазы работают в медных шлемах и специальных галошах. Во время ремонта они спускаются под воду, ходят по дну, несмотря на течение, и простукивают кабель. С помощью специальных приборов в воду пускаются импульсы, которые помогают по звуку определить место повреждения. Затем поврежденный участок кабеля поднимают со дна на специальное судно, где и производится ремонт.
Когда вы проезжаете по берегам Невы, можете увидеть знак - перечеркнутый якорь. Он говорит, что в этом месте нельзя пристать. Почему? Потому что между двумя такими знаками проходят кабельные линии.
Недавно был интересный случай. У нас повредился кабель у Кантемировского моста. Это было механическое повреждение, то есть его кто-то повредил. Там нашли якорь. Баржа потеряла ход и, чтобы ее не снесло течением на мост, бросила якорь в запрещенном месте. Вот и зацепилась за наш кабель. Сейчас его уже отремонтировали. А наши доблестные работники нашли этот якорь. Может быть, в будущем мы даже сделаем выставку предметов, которые находят наши водолазы, когда ремонтируют кабели.
Но подводные линии - это лишь незначительная часть электросетей, которые находятся в ведении нашего предприятия. Всего на балансе Кабельной сети - более 14 тыс. км линий электропередачи от 0,4 до 35 кВ, одна подстанция напряжением 35 кВ и 5 814 подстанций 10/0,4 кВ. Кабельная сеть "Ленэнерго" - вторая по величине в России после московской.
- Прошлой зимой во время сильных морозов происходили многочисленные отключения жилых домов. Как известно, "Ленэнерго" объединило усилия с городским жилищным комитетом для предотвращения подобных нештатных ситуаций в будущем. Что конкретно будет сделано?
- Мы постоянно работаем с жилищными комитетами районных администраций, совместно с ними организуем взаимную проверку готовности жилых домов к зиме. У нас есть согласованные списки кабельных линий, так называемых вторых вводов в жилые дома, которые мы должны отремонтировать.
Электроснабжение жилого дома обеспечивают две линии - два ввода. Если один повреждается, то второй продолжает работать. Отремонтировав вторые вводы к зиме, мы сможем гарантировать жильцам, что дом не отключится во время морозов. Это наша программа- минимум по подготовке к зиме. Жилищные комитеты в свою очередь проверяют и контролируют выполнение этой программы. В этом году мы планируем отремонтировать 238 таких линий в Санкт-Петербурге.
- А каковы причины их повреждения?
- Главная причина повреждения вторых вводов в том, что сечения кабельных линий, которые снабжают электроэнергией жилые дома, проектировались исходя из того, что система теплоснабжения дома гарантированно обеспечивает температуру в квартире не менее + 18 вне зависимости от температуры наружного воздуха. Соответственно схема электроснабжения в квартирах не рассчитана на мощные нагревательные приборы, которые в среднем потребляют по 1,5 кВт.
К сожалению, зимой тепловой режим в домах не всегда соответствует ГОСТу. Люди, естественно, включают обогреватели. Кабельные линии не выдерживают нагрузок и сгорают. Но благодаря проведенной в прошлом и позапрошлом году ремонтной кампании, нам удалось значительно сократить количество поврежденных линий. Поэтому прошлой зимой у нас перегорали не сами кабели, а предохранители, которые защищают линии от перегрузок. В связи с этим нам приходилось иногда по несколько раз в день менять перегоревшие предохранители. Сами же кабельные линии не повреждались. Благодаря этому нам удалось избежать гораздо большего числа отключений.
Мы проверили каждый предохранитель на соответствие его номиналу подводящего кабеля. Потому что были случаи, когда для того, чтобы дом как можно дольше не отключался, устанавливали предохранитель большей пропускной способности. В результате повреждалась кабельная линия. Поэтому при подготовке к этой зиме мы вновь методично отслеживаем правильность использования предохранителей.
Сейчас наша задача обеспечить любое потребление электричества, которое потребуется. Люди не должны страдать зимой, должны иметь возможность подключить столько обогревателей, сколько нужно. Для этого мы проводим работы по увеличению пропускной способности кабельных линий.
До нового года мы планируем отремонтировать и реконструировать всего 981 кабельную линию.
- Часто причиной нештатных ситуаций на энергообъектах становится устаревшее оборудование. Меняется ли ситуация с внедрением новых технологий и материалов на вашем предприятии?
- В последнее время у нас появились средства и возможности для внедрения современных технологий, которые применяются во всем мире. Например, при ремонтах или реконструкциях кабельных линий мы вот уже два года используем так называемые термоусаживаемые муфты.
Кабельную жилу, перед тем как закопать в землю, необходимо обмотать, чтобы на нее не попадала влага. Для этого существует специальная муфта. Раньше использовались свинцовые муфты. В них заливалась специальная смола, которая кипятилась в чанах рядом с траншеей, куда закладывался кабель. Работа была тяжелой и достаточно опасной.
Термоусаживаемая муфта - это изобретение нового времени, которое пришло к нам из космических технологий. Это изготовленная из полимерных материалов трубка, которая при нагревании уменьшается в размере и очень плотно облегает кабель.
Эта технология позволяет работать гораздо быстрее и безопаснее. Нет этого чана с кипящей смолой. Наши кабельщики теперь работают если не в белых рубашках и галстуках, то по крайней мере в более чистой одежде по сравнению с тем, что было раньше.
На прошлой неделе к нам приезжали коллеги из Киевских электрических сетей перенимать опыт. В Киеве пока работают по старинке.
У нас применяются и другие передовые технологии. На смену маслонаполненным кабельным линиям приходит кабель из сшитого полиэтилена. В проекте на следующий год прокладка кабельной линии 110 кВ из сшитого полиэтилена на подстанцию Лахта. Кабельная сеть будет осуществлять контроль за проектированием и прокладкой, а потом и за эксплуатацией этого кабеля. Это первый случай, когда сшитый полиэтилен применяется на линии такого высокого уровня напряжения.
- Одной из основных задач для энергетиков сегодня является привлечение инвестиций. Для этого необходимо, чтобы качество работы соответствовало международным стандартам. Какие критерии оценки качества существуют в вашем подразделении?
- Если говорить о качестве, то в соответствии с приказом РАО "ЕЭС России" принято решение начать внедрение в "Ленэнерго" международного стандарта качества ISO 9000. Пилотный проект будет реализован именно в Кабельной сети.
Сегодня уже создана рабочая группа, ответственная за реализацию этой программы. Ждем решения руководства "Ленэнерго" о подписании договора на консультационные услуги. Затем предстоит провести анализ действующей системы управления и разработать основополагающие документы системы менеджмента качества. На следующем этапе разработанная система менеджмента качества будет интегрирована в существующую систему управления предприятия. После этого будет подана заявка на сертификацию по стандарту ISO 9001:2000.
Внедрение такой системы в Кабельной сети, а впоследствии и во всем "Ленэнерго" дадут компании серьезные преимущества: усовершенствование системы управления, повышение качества продукции и оказываемых услуг, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности.
Комплекс стандартов ISO (International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации) серии 9000 под общим названием "Системы менеджмента качества" аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний. Особенность этого стандарта в том, что он предъявляет требования не к качеству продукции или услуг напрямую, а к системе управления предприятием. А она в свою очередь обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества.
Мария БЕСПАЛОВА