Культура
ПАМЯТНИКИ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО
04 июля
Выставка готовилась около двух лет. Первоначально планировалось показать лишь модели памятников, которые были утрачены после революции и во время Великой Отечественной войны. Позже решили расширить временные рамки и представить еще одну линию - неосуществленные (по разным причинам) проекты. Среди их авторов есть и имена, которыми гордится Россия, - Клодт, Пименов, Микешин, Шредер.
И сейчас часто над проектами одного и того же памятника работают не-
сколько скульпторов, но по решению жюри воплощается только один - победивший в творческом конкурсе. Остальные, порой незаслуженно, предаются забвению. На выставке можно видеть многочисленные варианты памятника Александру II. В частности, эскиз Паоло Трубецкого - автора широко известного памятника Александру III, ныне стоящего у Мраморного дворца. В том же Мраморном дворце в 1910 году проходил конкурс и на памятник Александру II. Проект Трубецкого даже не был премирован. Между тем многочисленные искусствоведы-современники утверждали, что в комиссии оказалось слишком много некомпетентных людей, и они не смогли по достоинству оценить этот проект.
В экспозиции также представлены уникальные фотографии. По словам заведующей сектором скульптуры XVIII - начала XX веков Русского музея Елены Карповой, эти снимки - свидетельство того, насколько памятники были популярны в народе. Люди в России не только снимались "на фоне Пушкина" целыми семействами, но и были инициаторами создания того или иного памятника. На некоторые из них средства собирали всем миром, по принципу кто сколько может.
Анна КИСЕЛЕВА
И сейчас часто над проектами одного и того же памятника работают не-
сколько скульпторов, но по решению жюри воплощается только один - победивший в творческом конкурсе. Остальные, порой незаслуженно, предаются забвению. На выставке можно видеть многочисленные варианты памятника Александру II. В частности, эскиз Паоло Трубецкого - автора широко известного памятника Александру III, ныне стоящего у Мраморного дворца. В том же Мраморном дворце в 1910 году проходил конкурс и на памятник Александру II. Проект Трубецкого даже не был премирован. Между тем многочисленные искусствоведы-современники утверждали, что в комиссии оказалось слишком много некомпетентных людей, и они не смогли по достоинству оценить этот проект.
В экспозиции также представлены уникальные фотографии. По словам заведующей сектором скульптуры XVIII - начала XX веков Русского музея Елены Карповой, эти снимки - свидетельство того, насколько памятники были популярны в народе. Люди в России не только снимались "на фоне Пушкина" целыми семействами, но и были инициаторами создания того или иного памятника. На некоторые из них средства собирали всем миром, по принципу кто сколько может.
Анна КИСЕЛЕВА