Экономика
В ЗОНУ ПРИШЕЛ ПЕРВЫЙ ДОБРОВОЛЕЦ
04 июля
Первым резидентом федеральной особой экономической зоны (ОЭЗ) "Нойдорф" в Санкт-Петербурге стала группа компаний "Транзас". Она инвестирует в строительство нового производственно-научного комплекса площадью 30 тысяч квадратных метров 25 миллионов долларов, из которых 40 процентов - собственные средства, остальное - кредиты Внешторгбанка. Строительство планируется начать в этом году и завершить в следующем. Об этом заявили президент группы Николай Лебедев и вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский.
ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ТОРОПЯТСЯ В ЗОНУ?
В конце июля прошлого года Владимир Путин подписал Федеральный закон "Об особых экономических зонах". Было создано Федеральное агентство по управлению этими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В начале нынешнего года прошел конкурс регионов на право создания таких зон. Выиграли его шесть претендентов, в том числе Петербург, представивший проект "Нойдорфа" - территории неподалеку от Стрельны.
Ожидалось, что желающие попасть в число резидентов особой зоны с ее льготами по экспортно-импортным операциям, социальному налогу и упрощенным таможенным режимом будут стоять в очереди. Но за минувшие полгода нашелся пока только один претендент - "Транзас".
У неожиданной непопулярности ОЭЗ две причины. Во-первых, в Петербурге крайне мало предприятий, которые могут позволить себе дорогостоящий переезд на новое место, строительство новых зданий, обновление оборудования. Во-вторых, еще меньше тех, кто реально занимается высокими технологиями, под которые, собственно, и создавались зоны.
В ОЭЗ предполагается создавать бизнес-центры и технопарки, в которых коллективы ученых, инженеров, программистов различных коммерческих и некоммерческих организаций займутся разработкой и распространением наукоемкой и высокотехнологичной продукции, востребованной рынком. В развивающихся странах, в первую очередь в Китае, таких зон множество, и фактически через них ведется модернизация промышленности. Для России ОЭЗ тоже не новшество. Но до последнего времени все свободные зоны и закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) служили исключительно для ухода от налогов. Потому правительство и подошло на этот раз к вопросу с такой осторожностью, выбрав всего шесть зон на всю страну.
Кстати, особый контроль за правильным использованием льгот, а значит, за всей бухгалтерией предприятий тоже один из факторов, не добавляющий зонам привлекательности.
КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Группе "Транзас", по словам Михаила Осеевского, правительство Санкт-Петербурга разрешило занять место в особой зоне по праву. Ее продукцию можно считать примером превосходства отечественных технологий над зарубежными. Есть все основания для того, чтобы группа стала международным лидером в своей области, и переезд в зону должен ей в этом помочь.
После завершения строительства в "Нордорфе" "Транзас" практически удвоит свои производственные площади и количество персонала, которое увеличится примерно на 1000 человек. По словам Юрия Лебедева, маркетинг внешнего и внутреннего рынка на предмет получения новых заказов проведен, и минимум для двукратного увеличения объема выпуска продукции имеются все основания. Льготы особой зоны значительно помогут в бизнесе. Освобождение от половины единого социального налога, снижение налога на прибыль до 13,5 процента и освобождение на 5 лет от налогов на имущество, землю и транспорт позволят окупить вложения в строительство уже через 5 лет.
Возможно, появление "первой ласточки" добавит решительности потенциальным резидентам ОЭЗ. По словам руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Санкт-Петербургу Юрия Михайлова, "Нойдорф" в течение года должен быть заполнен. В экспертный совет, принимающий решение о регистрации резидентов, подается множество заявок. Сейчас отобрано около десятка реальных претендентов. Самые крупные из них - фирма "Диакант", занимающаяся разработкой и производством приборов так называемого неразрушающего контроля, и финская компания "Технополис".
"Транзас" - международный лидер в разработке и производстве систем безопасности, тренажеров и других видов электронного оборудования для нужд морского и авиационного транспорта. Из небольшого предприятия фирма превратилась в международную корпорацию, имеющую представительства более чем в 110 странах, с годовым оборотом, превышающим 100 миллионов долларов. Один из основных продуктов фирмы - морские электронные карты. Российские разработчики около 10 лет назад первыми в мире создали электронно-картографическую навигационную информационную систему, которая заменила обычную бумажную карту на электронную. В практике судовождения это было ноу-хау, которое стало стремительно развиваться. Вслед за нашими учеными такие карты стали создавать во многих странах. Сейчас их производят более 100 компаний, но все же "Транзас" они не превзошли. Группа занимает треть международного рынка тренажеров для моряков и является одним из лидеров в производстве авиационных бортовых систем.
Игорь КУРНЫГИН
ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ТОРОПЯТСЯ В ЗОНУ?
В конце июля прошлого года Владимир Путин подписал Федеральный закон "Об особых экономических зонах". Было создано Федеральное агентство по управлению этими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В начале нынешнего года прошел конкурс регионов на право создания таких зон. Выиграли его шесть претендентов, в том числе Петербург, представивший проект "Нойдорфа" - территории неподалеку от Стрельны.
Ожидалось, что желающие попасть в число резидентов особой зоны с ее льготами по экспортно-импортным операциям, социальному налогу и упрощенным таможенным режимом будут стоять в очереди. Но за минувшие полгода нашелся пока только один претендент - "Транзас".
У неожиданной непопулярности ОЭЗ две причины. Во-первых, в Петербурге крайне мало предприятий, которые могут позволить себе дорогостоящий переезд на новое место, строительство новых зданий, обновление оборудования. Во-вторых, еще меньше тех, кто реально занимается высокими технологиями, под которые, собственно, и создавались зоны.
В ОЭЗ предполагается создавать бизнес-центры и технопарки, в которых коллективы ученых, инженеров, программистов различных коммерческих и некоммерческих организаций займутся разработкой и распространением наукоемкой и высокотехнологичной продукции, востребованной рынком. В развивающихся странах, в первую очередь в Китае, таких зон множество, и фактически через них ведется модернизация промышленности. Для России ОЭЗ тоже не новшество. Но до последнего времени все свободные зоны и закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) служили исключительно для ухода от налогов. Потому правительство и подошло на этот раз к вопросу с такой осторожностью, выбрав всего шесть зон на всю страну.
Кстати, особый контроль за правильным использованием льгот, а значит, за всей бухгалтерией предприятий тоже один из факторов, не добавляющий зонам привлекательности.
КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Группе "Транзас", по словам Михаила Осеевского, правительство Санкт-Петербурга разрешило занять место в особой зоне по праву. Ее продукцию можно считать примером превосходства отечественных технологий над зарубежными. Есть все основания для того, чтобы группа стала международным лидером в своей области, и переезд в зону должен ей в этом помочь.
После завершения строительства в "Нордорфе" "Транзас" практически удвоит свои производственные площади и количество персонала, которое увеличится примерно на 1000 человек. По словам Юрия Лебедева, маркетинг внешнего и внутреннего рынка на предмет получения новых заказов проведен, и минимум для двукратного увеличения объема выпуска продукции имеются все основания. Льготы особой зоны значительно помогут в бизнесе. Освобождение от половины единого социального налога, снижение налога на прибыль до 13,5 процента и освобождение на 5 лет от налогов на имущество, землю и транспорт позволят окупить вложения в строительство уже через 5 лет.
Возможно, появление "первой ласточки" добавит решительности потенциальным резидентам ОЭЗ. По словам руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Санкт-Петербургу Юрия Михайлова, "Нойдорф" в течение года должен быть заполнен. В экспертный совет, принимающий решение о регистрации резидентов, подается множество заявок. Сейчас отобрано около десятка реальных претендентов. Самые крупные из них - фирма "Диакант", занимающаяся разработкой и производством приборов так называемого неразрушающего контроля, и финская компания "Технополис".
"Транзас" - международный лидер в разработке и производстве систем безопасности, тренажеров и других видов электронного оборудования для нужд морского и авиационного транспорта. Из небольшого предприятия фирма превратилась в международную корпорацию, имеющую представительства более чем в 110 странах, с годовым оборотом, превышающим 100 миллионов долларов. Один из основных продуктов фирмы - морские электронные карты. Российские разработчики около 10 лет назад первыми в мире создали электронно-картографическую навигационную информационную систему, которая заменила обычную бумажную карту на электронную. В практике судовождения это было ноу-хау, которое стало стремительно развиваться. Вслед за нашими учеными такие карты стали создавать во многих странах. Сейчас их производят более 100 компаний, но все же "Транзас" они не превзошли. Группа занимает треть международного рынка тренажеров для моряков и является одним из лидеров в производстве авиационных бортовых систем.
Игорь КУРНЫГИН