Экономика
ВЫРАБАТЫВАЯ ЕДИНЫЕ ПОДХОДЫ
05 июля
Реформа затрагивает все сферы экономики, интересы самых широких кругов, представляющих производство продукции, ее реализацию, контроль за безопасностью и качеством. Часто эти интересы не совпадают, что также тормозит ход реформы. Поэтому важной является работа, направленная на постепенное, методичное сближение позиций всех заинтересованных сторон, в том числе - разнообразные предметные обсуждения сущности реформы.
В середине июня в Санкт-Петербурге, в гостинице "Пулковская", прошел семинар-совещание "Вопросы разработки технических регламентов". Это шестое из серии проводимых по инициативе департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России мероприятий по координации, пропаганде и разъяснению вопросов, связанных с практической реализацией закона
"О техническом регулировании".
Предыдущие пять семинаров проходили в Москве. Все они проводятся при содействии Института законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Академии народного хозяйства, Российской академии наук, Высшей школы экономики, а также крупнейших национальных корпораций. Организационную поддержку семинара в Санкт-Петербурге оказывало ФГУ "Тест - С.-Петербург".
На семинар были приглашены ведущие специалисты профильных комиссий Евросоюза: начальник отдела Генерального директората по промышленности и предпринимательству Комиссии Европейских Сообществ Жак МакМиллан и сотрудник этого отдела Натали Шевалье. Вела пленарное заседание семинара директор Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России М.К. Глазатова.
В докладе Ж. МакМиллана была показана эволюция подходов ЕС к оценке и подтверждению соответствия и дана информация о дальнейших путях совершенствования системы стандартизации в Европе.
На пленарном заседании семинара с докладом "Реформа технического регулирования на основе научного подхода и международного опыта" выступил генеральный директор ФГУ "Тест - С.-Петербург", член-корреспондент РАН В.В. Окрепилов. По его словам, привлечение потенциала петербургских ученых, а также специалистов промышленных предприятий, таких как Кировский завод, ЛОМО, РНИИ "Электронстандарт", Институт сварки, ВНИИ жиров, ГОИ имени С.И. Вавилова, "Адмиралтейские верфи", "Невская косметика" и др., дает положительный импульс процессу разработки технических регламентов.
Владимир Окрепилов также обратил внимание присутствующих на принципиальные методические аспекты реализации реформы, а именно на взаимосвязь обязательных технических регламентов с добровольными стандартами. В частности, он сказал:
- Законом "О техническом регулировании" предусмотрен семилетний переходный период, который закончится в 2010 году. Это означает, что и сегодня документами, устанавливающими требования к различным объектам, являются стандарты.
Национальный фонд стандартов в настоящее время составляет более 25 тысяч стандартов. В нем сконцентрирован огромный интеллектуальный потенциал, являющийся результатом многих исследований и научных разработок.
Поэтому логично использовать этот багаж при разработке новых документов, в том числе и технических регламентов.
Докладчик подчеркнул, что именно стандарты обеспечивают в условиях глобального рынка свободное перемещение продукции и услуг через государственные границы. Это находит подтверждение и в европейской практике, практике стран - членов Азиатско-тихоокеанского союза (АТЭС) и стран Североамериканского торгового союза (НАФТА).
Например, в Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) относительно политики в области стандартизации указывается: "Правительствам стран - членов ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты.... и поощрять более широкое применение метода "ссылки на стандарты", обращая внимание своих компетентных органов на преимущества данного метода и различные способы его применения".
Возможны два сценария разработки технических регламентов, отметил Владимир Окрепилов: первый - включение всех требований в технические регламенты по соответствующим объектам и второй - применение в технических регламентах ссылок на национальные стандарты. При этом, согласно Руководству ИСО/МЭК № 2, существенные требования включаются в технические регламенты, а конкретные - в добровольные стандарты.
Так, например, по директиве ЕС о безопасности машин и оборудования в перечень доказательной базы входит 506 стандартов EN, а по низковольтному оборудованию - 612.
Подобная модель технического регулирования принята и в странах бывшего СССР: Беларуси, на Украине, Молдове и Казахстане.
Например, хозяйственным кодексом Украины установлено применение технических регламентов, стандартов, кодексов добросовестной практики и др. Этот же документ определяет случаи, когда требования стандартов или их отдельных положений становятся обязательными для субъектов хозяйствования, участников соглашений и производителей (поставщиков) продукции.
Практически такие же положения имеются и в законе Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации". Это свидетельствует о том, подчеркнул Владимир Окрепилов, что при создании новой системы технического регулирования мы имеем возможность опираться не только на европейский опыт, но и на опыт наших ближайших соседей и партнеров.
В рамках семинара прошли также два круглых стола. Один был посвящен созданию национальной системы аккредитации в области подтверждения соответствия и применению международной практики в этой сфере. На другом обсуждали проблемы развития системы национальной и корпоративной стандартизации в России. Здесь выступили специалисты из разных отраслей: энергетики, строительства, машиностроения, радиоэлектронной промышленности, железнодорожного транспорта. Ведь для выработки общих принципиальных подходов в сфере технического регулирования необходимо учитывать особенности всех отраслей экономики.
Людмила КИРИЛЛОВА
В середине июня в Санкт-Петербурге, в гостинице "Пулковская", прошел семинар-совещание "Вопросы разработки технических регламентов". Это шестое из серии проводимых по инициативе департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России мероприятий по координации, пропаганде и разъяснению вопросов, связанных с практической реализацией закона
"О техническом регулировании".
Предыдущие пять семинаров проходили в Москве. Все они проводятся при содействии Института законодательного и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Академии народного хозяйства, Российской академии наук, Высшей школы экономики, а также крупнейших национальных корпораций. Организационную поддержку семинара в Санкт-Петербурге оказывало ФГУ "Тест - С.-Петербург".
На семинар были приглашены ведущие специалисты профильных комиссий Евросоюза: начальник отдела Генерального директората по промышленности и предпринимательству Комиссии Европейских Сообществ Жак МакМиллан и сотрудник этого отдела Натали Шевалье. Вела пленарное заседание семинара директор Департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго России М.К. Глазатова.
В докладе Ж. МакМиллана была показана эволюция подходов ЕС к оценке и подтверждению соответствия и дана информация о дальнейших путях совершенствования системы стандартизации в Европе.
На пленарном заседании семинара с докладом "Реформа технического регулирования на основе научного подхода и международного опыта" выступил генеральный директор ФГУ "Тест - С.-Петербург", член-корреспондент РАН В.В. Окрепилов. По его словам, привлечение потенциала петербургских ученых, а также специалистов промышленных предприятий, таких как Кировский завод, ЛОМО, РНИИ "Электронстандарт", Институт сварки, ВНИИ жиров, ГОИ имени С.И. Вавилова, "Адмиралтейские верфи", "Невская косметика" и др., дает положительный импульс процессу разработки технических регламентов.
Владимир Окрепилов также обратил внимание присутствующих на принципиальные методические аспекты реализации реформы, а именно на взаимосвязь обязательных технических регламентов с добровольными стандартами. В частности, он сказал:
- Законом "О техническом регулировании" предусмотрен семилетний переходный период, который закончится в 2010 году. Это означает, что и сегодня документами, устанавливающими требования к различным объектам, являются стандарты.
Национальный фонд стандартов в настоящее время составляет более 25 тысяч стандартов. В нем сконцентрирован огромный интеллектуальный потенциал, являющийся результатом многих исследований и научных разработок.
Поэтому логично использовать этот багаж при разработке новых документов, в том числе и технических регламентов.
Докладчик подчеркнул, что именно стандарты обеспечивают в условиях глобального рынка свободное перемещение продукции и услуг через государственные границы. Это находит подтверждение и в европейской практике, практике стран - членов Азиатско-тихоокеанского союза (АТЭС) и стран Североамериканского торгового союза (НАФТА).
Например, в Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) относительно политики в области стандартизации указывается: "Правительствам стран - членов ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты.... и поощрять более широкое применение метода "ссылки на стандарты", обращая внимание своих компетентных органов на преимущества данного метода и различные способы его применения".
Возможны два сценария разработки технических регламентов, отметил Владимир Окрепилов: первый - включение всех требований в технические регламенты по соответствующим объектам и второй - применение в технических регламентах ссылок на национальные стандарты. При этом, согласно Руководству ИСО/МЭК № 2, существенные требования включаются в технические регламенты, а конкретные - в добровольные стандарты.
Так, например, по директиве ЕС о безопасности машин и оборудования в перечень доказательной базы входит 506 стандартов EN, а по низковольтному оборудованию - 612.
Подобная модель технического регулирования принята и в странах бывшего СССР: Беларуси, на Украине, Молдове и Казахстане.
Например, хозяйственным кодексом Украины установлено применение технических регламентов, стандартов, кодексов добросовестной практики и др. Этот же документ определяет случаи, когда требования стандартов или их отдельных положений становятся обязательными для субъектов хозяйствования, участников соглашений и производителей (поставщиков) продукции.
Практически такие же положения имеются и в законе Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации". Это свидетельствует о том, подчеркнул Владимир Окрепилов, что при создании новой системы технического регулирования мы имеем возможность опираться не только на европейский опыт, но и на опыт наших ближайших соседей и партнеров.
В рамках семинара прошли также два круглых стола. Один был посвящен созданию национальной системы аккредитации в области подтверждения соответствия и применению международной практики в этой сфере. На другом обсуждали проблемы развития системы национальной и корпоративной стандартизации в России. Здесь выступили специалисты из разных отраслей: энергетики, строительства, машиностроения, радиоэлектронной промышленности, железнодорожного транспорта. Ведь для выработки общих принципиальных подходов в сфере технического регулирования необходимо учитывать особенности всех отраслей экономики.
Людмила КИРИЛЛОВА