Экономика

ИГРУШКИ ЦЕНОЙ В 10 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ

06 июля
Современное кино, мультипликация, компьютерные игры, архитектура, дизайн - что их объединяет? Можно составить список общностей, но я хотел бы вычленить, пожалуй, самую главную из них - плотно вошедшие в эти отрасли и широко применяемые технологии трехмерной компьютерной графики - 3D.
В современном кино - это практически все спецэффекты. Мировая муль-
типликация де-факто сегодня уже почти полностью перешла на 3D. "Шрек", "В поисках Немо", "Корпорация монстров", "Ледниковый период", "Лесная братва", "Тачки" и пр. Прародителями этих технологий были компьютерные игры, но сегодня это уже не игры, а один из самых быстро растущих в мире бизнесов. По сути, технологии 3D начинают выделяться в самостоятельную индустрию. Эта тенденция заметна по всему миру. Не обошла она стороной и Россию. Нашумевшие недавно хиты российского кинопроката - "Ночной" и "Дневной" дозоры - тому яркое подтверждение. Спецэффекты для этих фильмов создавались не непосредственно киностудиями "ТАББАК" и "БАЗЕЛЕВС" (производителями этих фильмов), а по их заказу самостоятельными студиями, специализирующимися на 3D графике.

ЕСТЬ ДЕНЬГИ, НЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ

Как показывают эти примеры, российские 3D-профессионалы вполне конкурентоспособны и могут выполнять проекты на самом высоком, мировом уровне. Это подтверждают и западные компании, которые все чаще размещают заказы по созданию 3D-графики в российских студиях. Однако эти студии столкнулись с серьезной проблемой. Оказалось, что они просто не в состоянии обработать то количество заказов, которое буквально посыпалось на них последнее время. А виной тому катастрофическая и хроническая нехватка квалифицированных кадров.
Какие прибыли теряет при этом Россия, трудно подсчитать даже приблизительно, можно только предположить, основываясь на некоторой доступной статистике. Так, например, по оценкам зарубежных экспертов, ежегодный оборот на мировом рынке компьютерной графики и 3D-анимации составляет 250 миллиардов долларов США! Одна только Индия в год зарабатывает на этом около 9 миллиардов долларов! Это огромные деньги. Деньги, которые могли быть в обороте и нашей страны. Чтобы лучше представлять, о каких масштабах идет речь, можно привести еще и следующий пример: покупка студией Walt Disney студии PIXAR (создателя мультфильмов "Корпорация монстров", "В поисках Немо"). Покупная цена составила 7,5 миллиарда долларов США! При этом в студии PIXAR работают около 750 человек.
Другая статистика. Крупнейший исследовательский центр - корпорация IDC - сообщает, что с 1995 года в 28 охваченных исследованием странах и регионах создано свыше 20 тысяч компаний, работающих в области 3D.
Одним словом, 3D - это полноценная, ощутимая часть экономики многих развитых и даже развивающихся (Индия, Китай) государств мира.
Российский рынок компьютерной графики никто даже не пытался оценивать, но ясно, что именно дефицит кадров и отсутствие центров обучения профессиям, связанным с компьютерной графикой и 3D, не дают развиваться российскому рынку 3D-графики и лишают страну значительных прибылей. Многие студии вынуждены с сожалением отклонять предложения заказчиков, потому что у нас банально не хватает трехмерщиков для выполнения проектов.

Я Б В ТРЕХМЕРЩИКИ ПОШЕЛ - ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

А между тем 3D - это не только огромные деньги в виде налогов из оборота компаний, которые совершенно очевидно наша страна теряет, - это еще и высокооплачиваемые рабочие места. Что такое несколько тысяч рабочих мест с уровнем дохода, в среднем, около 45 000 рублей? Конечно же, это потенциал развития для того региона, рост потребительского спроса, улучшение демографической ситуации. Ведь люди с таким высоким уровнем дохода скорее пойдут на образование семьи с более чем одним ребенком.
Так почему же этот вопрос никому не интересен? Почему все попытки достучаться до тех, кто с высоких трибун кричит о необходимости развития высокотехнологичных отраслей, натыкаются на глухую, непробиваемую стену?
Осенью 2005 года редакцией интернет-журнала Render.ru было опубликовано открытое письмо президенту РФ, в котором ставился вопрос о нехватке 3D-специалистов. Ответ на это письмо так и не был получен. Между тем проблема носит глобальный характер. Ведь, оказывается, в России этим специалистам просто неоткуда взяться. Их не готовит ни одно учебное заведение, ни один вуз. Более того, как выяснилось, российским трудовым законодательством даже не предусмотрены соответствующие профессии - моделер, текстурщик, визуализатор, композер, аниматор. Для того чтобы соблюсти букву закона, студии вынуждены прибегать к терминам, вышедшим из каменного века Советского Союза, когда о таком понятии, как 3D-графика, люди даже не подозревали. Таким образом, моделеры становятся "художниками-конструкторами", визуализаторы - "художниками-постановщиками", а аниматоры - "художниками-мультипликаторами". И это при том, что 3D-анимация имеет к классической мультипликации примерно такое же отношение, как балетные тапочки к космическим полетам!

НЕ УМЕЕШЬ САМ - ТОГДА УЧИ ДРУГИХ

На сегодняшний день специалисты 3D и владельцы анимационных студий убеждены, что решением проблемы может быть только создание и развитие полноценной системы обучения профессиям ЗD-цикла. Но для решения этого вопроса требуются не деньги, а организация дела, координация усилий бизнес-структур, специалистов-практиков, системы образования и - средств массовой информации. Как ни странно, одной из существенных причин нехватки кадров является низкая информированность (даже полное отсутствие таковой) среди потенциальных работников этой сферы - молодых людей, оканчивающих вузы или собирающихся пойти учиться, ищущих точку приложения своим жизненным амбициям. Ведь, как оказалось, молодежь просто не в курсе того, что существует такая отрасль и что там можно получить интересную, перспективную, высокооплачиваемую работу.
Весной 2006 года мы провели ряд презентаций в нескольких вузах Петербурга и были удивлены тем, что практически вся молодежь, несмотря на то что почти все они играют в компьютерные игры, смотрят кино, даже не подозревают о наличии целой сферы, задействованной в производстве упомянутых продуктов. Как только они узнавали об этом, у большинства из них возникало желание обучиться нужным профессиям. Однако на все вопросы с их стороны, где можно этому научиться, мы были вынуждены констатировать, что сегодня учиться этим профессиям практически негде.
Даже если сегодня государство вдруг спохватится, что "высокотехнологичные" и весьма немалые деньги текут мимо, и начнет что-то делать, существует еще одно серьезное препятствие. Это консервативная российская система образования, не способная отреагировать даже на не очень быстро меняющиеся нужды вполне традиционных отраслей, таких как строительство, кораблестроение, машиностроение и пр. Что уж говорить о реакции закостенелой системы образования на такие динамично развивающиеся отрасли, как компьютерная графика. А ведь тут требуется молниеносные решения. Судите сами: только за последние 5 лет уровень возможностей в этой сфере вырос в несколько раз. Ежегодно разрабатываются и выпускаются новые версии программных продуктов, применяемых в работе с 3D. Совершенствуются уже известные технологии, такие как motion capture (снятие при помощи датчиков параметров анимации и перенос их с реального объекта на компьютерный объект). Внедряются новые технологии, такие как 3D-сканеры, фейс-роботы и т. п. Все это развивается сумасшедшими темпами. И специалисты, желающие работать в этой области, разумеется, должны уметь пользоваться самыми современными инструментами. А для этого учебному заведению необходимо не только тщательно отслеживать, изучать и постоянно быть в курсе того, что происходит в отрасли, но и уметь быстро реагировать на эти изменения. И в первую очередь речь идет об адаптации и корректировках учебной программы. В противном случае мы дадим человеку знания, которые к концу срока его обучения устареют настолько, что окажутся абсолютно бесполезны.
А как ведет себя российская система образования? Давайте попробуем подсчитать. Для того чтобы разработать и утвердить программу обучения новой специальности, уйдет, при лучшем стечении обстоятельств, не менее года. И это, заметьте, при лучшем стечении обстоятельств. При этом программа, если это программа вуза, будет содержать очень много полезного и нужного для общего развития человека, но абсолютно бесполезного для работы по специальности. И на это студент потратит 4 года обучения. После этого он приходит на производство и ему де-факто надо заново учиться работать, так как в вузах дают очень много теоретических знаний, но не учат применять их на практике.
Итого: год (в лучшем случае) мы потратили на утверждение и согласование программы обучения. Открыли в одном или двух вузах факультеты, набрали туда человек 10-20 желающих (по причине отсутствия информации у целевой аудитории), потратили 4 года на их обучение, после которого студия сможет взять этих людей ну разве что учеником. Она опять будет вынуждена тратить на них деньги и фактически учить их по-настоящему работать.
Попробую нарисовать перспективу развития ситуации в том случае, если эта проблема не будет глобально решена в ближайшие 2-3 года.
В российскую отрасль 3D сейчас устремился западный инвестор. Инвесторы рассчитывают получить в лице российских студий производственные мощности, отвечающие их потребностям, и позволяющие, с одной стороны, использовать мощный российский креативный потенциал (все-таки Россия славится своими талантами), а с другой стороны, быстро, эффективно, в нужном объеме и качестве производить требуемый продукт.
И если с первым у нас по-прежнему все в порядке, то есть талантов у нас хватает и идеи наши отличаются оригинальностью, то со вторым у нас, ввиду нехватки кадров, просто катастрофа. И если этот пробел не будет восполнен, это будет означать только одно. Российские студии не смогут обеспечить выпуск продукции в требуемом инвестором объеме. Следовательно, инвестиции не оправдаются, и инвестор уйдет с российского рынка. Уйдет в Индию и Китай. А мы так и будем по-прежнему кричать с высоких трибун о развитии инновационных технологий и о нашей якобы конкурентоспособности.
Мне кажется, пришла пора ответственным за развитие России людям задуматься о том, нужны ли России 3D-миллиарды или мы готовы подарить их нашим конкурентам, по-прежнему полагаясь исключительно на нефтяные доллары.
Антон ЦАЙЛИНГЕР, президент международного холдинга ALS Group
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно