Экономика

ГИГАНТЫ СКУПАЮТ БЕНЗОКОЛОНКИ

07 июля
Сегодня в ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" пройдет аукцион по продаже 30 участков под строительство автозаправочных станций (АЗС). Причем все они будут продаваться единым лотом и с очень жесткими финансовыми условиями. Эксперты топливного рынка полагают, что аукцион выиграет компания "Газпромнефть".

"Газпромнефть" выиграет торги быстро?

Стартовая цена 30 выставленных участков - 12 миллионов долларов. (Это совсем недорого: средняя стоимость петербургской АЗС в бойком месте составляет 1,5-2 миллиона долларов. Стало быть, если разбить участки на мелкие лоты, казна могла бы выручить не 12, а 30 и даже 40 миллионов долларов.) Но Фонд имущества выставил ряд невыполнимых для региональных компаний условий, и они отказались от борьбы за лот.
В частности, президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин подчеркнул, что участник аукциона 7 июля 2006 года должен внести залог в размере 100 процентов стоимости лота (при обычной ставке залога в 10 процентов).
Последний крупный "бензиновый" аукцион в Петербурге проходил 26 декабря 2005 года - по старым правилам. 10-процентный залог (это составило чуть более 700 тысяч долларов) привлек тогда к торгам сразу шесть сильных компаний. В результате победитель - ОАО "ТНК-ВР" - заплатил за 15 участков 25,2 миллиона долларов. Это почти в 4 раза больше стартовой цены.
Шаг аукциона в декабре 2005 года составлял 70 тысяч долларов, а не 590 тысяч, как будет сегодня. Столь резкая прибавка от каждого удара молотком связана с тем, что стратегический партнер Смольного - компания "Газпромнефть" - намерена выиграть торги быстро.

Заплатить 4 миллиарда и не заметить

Но главное из "заградительных" условий, которые выставили устроители аукциона для потенциальных покупателей, - даже не 12 миллионов долларов залога. Претендент на победу должен заплатить в городской бюджет в 2006 году сразу 4 миллиарда (!) рублей (150 миллионов долларов), что в 12 раз больше стартовой цены лота из 30 АЗС. Кроме того, 1,2 миллиарда рублей компания-победитель должна положить на депонент в один из банков. В случае невыполнения взятых налоговых обязательств эта сумма уйдет в городской бюджет.
Столь жесткие условия почти для всех операторов петербургского топливного рынка оказались невыполнимы. Только "Газпромнефть", "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР могут заплатить в региональный бюджет 4 миллиарда рублей в год и почти этого не заметить.
Но "ЛУКОЙЛ" - еще один стратегический партнер Смольного - свои 30 пятен под АЗС (и тоже единым лотом) уже купил - по стартовой цене 10,3 миллиона долларов. Произошло это 10 марта 2005 года. У компании ТНК-ВР тоже есть большой фронт работ: на декабрьском аукционе она выиграла 15 участков под бензоколонки.
В отличие от этих коллег-конкурентов, "Газпромнефть" в нашем городе пока не развернулась - имеет менее 10 автозаправочных комплексов. Президент компании Александр Рязанов сообщил, что компания собирается построить у нас как минимум 30 новых АЗС.

ВИНКи наступают

На топливном рынке Питера заканчивается очередной передел. Главные игроки теперь - не независимые операторы, как это было еще два года назад, а вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с собственной добычей и переработкой нефти. Смольный приходу нефтяных монстров, ставших в Питере на налоговый учет, не просто рад - он этот процесс лоббировал.
Шесть компаний федерального масштаба уже контролируют в Петербурге около 50 процентов объемов продаж бензина. Еще год назад их доля составляла 35 процентов. Олег Ашихмин напомнил, что до 2005 года Питер был единственным российским регионом с реальной конкуренцией операторов.
ВИНКи давно поделили Россию на сферы влияния, и даже в Москве есть доминирующая компания и одинаковые цены. Топливом же в Питере торгуют более 10 независимых операторов. Вилка цен на один и тот же вид нефтепродуктов может достигать у них 50-70 копеек за литр. Но влияние старожилов рынка падает. По большому счету, только 3 "аборигена", ведущие бизнес в Питере уже 10-15 лет (Neste, "Фаэтон" и ПТК), остаются сильными игроками и имеют сети по 30 и более АЗС.
Коммерческий директор ООО "Фаэтон-Аэро" Андрей Григоровский отметил:
- В последние год-два ВИНКи активно приобретают сети у региональных старожилов, не скупясь. Цена предложения за одну АЗС в хорошем месте может достигать и двух, и трех миллионов долларов. У независимых операторов возникает искус продать "золотую" заправку. Некоторые продают и всю сеть.
Сергей ТАЧАЕВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно