Экономика
ЭНЕРГЕТИКА "БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ"
08 июля
При этом ситуация в энергетике куда более запутанная и противоречивая, чем на финансовых рынках.
В последние годы и у самих членов "восьмерки" с энергетикой не все в порядке. Соединенные Штаты и Западная Европа живут за счет импорта нефти и газа. Запасы угля в Германии и Англии, норвежские и английские газ и нефть с морского шельфа, собственные американские нефтяные запасы погоды не делают. Им поневоле приходится строить всю энергетическую политику на зыбком предположении, что традиционные поставщики - Ближний Восток и Россия - их не оставят без нефти и газа. Мировых экономических лидеров это очень нервирует, потому что ситуация становится хуже с каждым годом. Ближний Восток вообще непредсказуем, а другой стратегический поставщик - Россия, хотя и заверяет партнеров в надежности своих поставок, на деле выдвигает им все новые условия, в частности предлагает передать под контроль российских компаний национальные системы газоснабжения. Остается открытым и вопрос о партнерах России по разработке ее стратегических месторождений.
Исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Клод Мандиль считает выбор темы энергетики в качестве приоритетной на петербургском саммите чрезвычайно своевременным. Причем, по его словам, обсуждаться будет широкий спектр проблем от изменения климата (в развитие решений саммита-2005 в Глениглс) до энергетической безопасности. Клод Мандиль считает, что эта тема совершенно справедливо выбрана для обсуждения, поскольку она вызывает особую озабоченность при любом обсуждении энергетических проблем.
БЕЗОПАСНОСТЬ - ПРОБЛЕМА ОБЩАЯ
Как говорится в обращении президента Российской Федерации Владимира Путина: "В этом году мы намерены предложить нашим партнерам активизировать работу по обеспечению глобальной энергетической безопасности. В современном мире решение этой проблемы, непосредственно влияющей на социально-экономическое развитие всех без исключения государств, представляется мне особенно актуальным. Убежден, что действия в этом направлении должны носить комплексный характер и предусматривать такие меры, как стабилизация мировых энергетических рынков, развитие инновационных технологий, использование возобновляемых источников энергии и сохранение окружающей среды. Мы в России считаем, что сегодня необходимо серьезно подумать и над тем, как добиться сокращения разрыва между энергетически благополучными и неблагополучными странами".
Именно Россия настояла на включении достаточно болезненной темы безопасности ядерной энергетики в повестку предстоящего саммита G8. Выступая на форуме "Гражданская восьмерка", Владимир Путин заявил, что некоторые из его коллег - высших руководителей стран "Большой восьмерки" "принципиально не хотели обсуждать эту тему". Как пояснил президент: "Не потому, что они против безопасности ядерной энергетики, а потому, что они в силу достаточно жесткой позиции неправительственных организаций своих стран по этому вопросу просто не хотели даже касаться этой темы. Но я думаю, что это неправильно, и мне все-таки удалось убедить их в этом".
Напомнив о трагедии Чернобыля, он подчеркнул, что вопросы безопасности ядерной энергетики касаются не только стран, обладающих соответствующими технологиями, но и стран, которые даже не собираются развивать эту отрасль. "Безопасность касается всех. Мы знаем это лучше, чем кто-либо другой, по трагедии в Чернобыле", - сказал Владимир Путин. Предметом обсуждения применительно к ядерной энергетике в Петербурге будет не развитие ее в мире, а вопросы обеспечения ее безопасности. Он также подчеркнул справедливость требований неправительственных организаций к лидерам "Большой восьмерки" о выделении средств на развитие альтернативных энергетических ресурсов. "Потребовать от правительств выделять необходимые ресурсы на цели развития альтернативной энергетики не только можно, но и нужно", - сказал президент, отметив при этом, что эти средства необходимо изыскивать не за счет повышения налоговой нагрузки на добывающие компании. "Увеличение налоговой нагрузки - это не всегда лучший вариант, поскольку даже я не могу быть уверен в том, что эти деньги пойдут именно на эти цели", - сказал Путин.
Исполнительный директор МЭА, в свою очередь, определил энергетическую безопасность тремя понятиями: мощности, или возможности производств, разнообразие, то есть свобода выбора, и прозрачность операций.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В рамках программы подготовки саммита в феврале 2006 г. состоялся международный форум "Водородные технологии для производства энергии". Они позволяют значительно снизить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду и дают мировому сообществу инструмент создания экологически чистой и эффективной энергетики, которая использует принципиально возобновляемый энергоноситель. Эта проблема имеет глобальный характер и отнюдь не случайно также станет объектом внимания и предметом обсуждения лидеров "Большой восьмерки", которые еще в 2003 г. создали Международное партнерство по водородной экономике, объединившее 17 стран, в том числе и Россию.
Форум выработал рекомендации главам государств - участников группы "восьми" по наиболее эффективным путям развития водородной энергетики. Ожидается подготовка и целого ряда важных международных соглашений, способных существенно повлиять на национальную стратегию и масштабы развития альтернативных энергетических технологий в нашей стране.
ОПАСНОСТЬ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ
При всей благополучности для России внешней конъюнктуры цен на энергоносители западные аналитики предостерегают ее от расслабления. Так, французская Les Echos пишет: "Даже в своей любимой вотчине, энергетике, Россия должна бороться с двойным противодействием - внешним и внутренним. Крупный потребитель энергии, ведущий производитель нефти и газа, Россия отстает с точки зрения инвестиций. Международные организации регулярно предостерегают ее от синдрома нуворишей, не думающих о диверсификации источников доходов, которая помогает с уверенностью встречать тяжелые времена. Это является слабой стороной России именно в тот момент, когда ей нужно завоевывать доверие своих клиентов, в первую очередь европейских, для которых главный лейтмотив начинающегося на следующей неделе саммита "Большой восьмерки" - "энергетическая безопасность" - превращается в "энергетическую опасность", как только речь заходит о России".
Михаил ЖУРАВЛЕВ
В последние годы и у самих членов "восьмерки" с энергетикой не все в порядке. Соединенные Штаты и Западная Европа живут за счет импорта нефти и газа. Запасы угля в Германии и Англии, норвежские и английские газ и нефть с морского шельфа, собственные американские нефтяные запасы погоды не делают. Им поневоле приходится строить всю энергетическую политику на зыбком предположении, что традиционные поставщики - Ближний Восток и Россия - их не оставят без нефти и газа. Мировых экономических лидеров это очень нервирует, потому что ситуация становится хуже с каждым годом. Ближний Восток вообще непредсказуем, а другой стратегический поставщик - Россия, хотя и заверяет партнеров в надежности своих поставок, на деле выдвигает им все новые условия, в частности предлагает передать под контроль российских компаний национальные системы газоснабжения. Остается открытым и вопрос о партнерах России по разработке ее стратегических месторождений.
Исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Клод Мандиль считает выбор темы энергетики в качестве приоритетной на петербургском саммите чрезвычайно своевременным. Причем, по его словам, обсуждаться будет широкий спектр проблем от изменения климата (в развитие решений саммита-2005 в Глениглс) до энергетической безопасности. Клод Мандиль считает, что эта тема совершенно справедливо выбрана для обсуждения, поскольку она вызывает особую озабоченность при любом обсуждении энергетических проблем.
БЕЗОПАСНОСТЬ - ПРОБЛЕМА ОБЩАЯ
Как говорится в обращении президента Российской Федерации Владимира Путина: "В этом году мы намерены предложить нашим партнерам активизировать работу по обеспечению глобальной энергетической безопасности. В современном мире решение этой проблемы, непосредственно влияющей на социально-экономическое развитие всех без исключения государств, представляется мне особенно актуальным. Убежден, что действия в этом направлении должны носить комплексный характер и предусматривать такие меры, как стабилизация мировых энергетических рынков, развитие инновационных технологий, использование возобновляемых источников энергии и сохранение окружающей среды. Мы в России считаем, что сегодня необходимо серьезно подумать и над тем, как добиться сокращения разрыва между энергетически благополучными и неблагополучными странами".
Именно Россия настояла на включении достаточно болезненной темы безопасности ядерной энергетики в повестку предстоящего саммита G8. Выступая на форуме "Гражданская восьмерка", Владимир Путин заявил, что некоторые из его коллег - высших руководителей стран "Большой восьмерки" "принципиально не хотели обсуждать эту тему". Как пояснил президент: "Не потому, что они против безопасности ядерной энергетики, а потому, что они в силу достаточно жесткой позиции неправительственных организаций своих стран по этому вопросу просто не хотели даже касаться этой темы. Но я думаю, что это неправильно, и мне все-таки удалось убедить их в этом".
Напомнив о трагедии Чернобыля, он подчеркнул, что вопросы безопасности ядерной энергетики касаются не только стран, обладающих соответствующими технологиями, но и стран, которые даже не собираются развивать эту отрасль. "Безопасность касается всех. Мы знаем это лучше, чем кто-либо другой, по трагедии в Чернобыле", - сказал Владимир Путин. Предметом обсуждения применительно к ядерной энергетике в Петербурге будет не развитие ее в мире, а вопросы обеспечения ее безопасности. Он также подчеркнул справедливость требований неправительственных организаций к лидерам "Большой восьмерки" о выделении средств на развитие альтернативных энергетических ресурсов. "Потребовать от правительств выделять необходимые ресурсы на цели развития альтернативной энергетики не только можно, но и нужно", - сказал президент, отметив при этом, что эти средства необходимо изыскивать не за счет повышения налоговой нагрузки на добывающие компании. "Увеличение налоговой нагрузки - это не всегда лучший вариант, поскольку даже я не могу быть уверен в том, что эти деньги пойдут именно на эти цели", - сказал Путин.
Исполнительный директор МЭА, в свою очередь, определил энергетическую безопасность тремя понятиями: мощности, или возможности производств, разнообразие, то есть свобода выбора, и прозрачность операций.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В рамках программы подготовки саммита в феврале 2006 г. состоялся международный форум "Водородные технологии для производства энергии". Они позволяют значительно снизить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду и дают мировому сообществу инструмент создания экологически чистой и эффективной энергетики, которая использует принципиально возобновляемый энергоноситель. Эта проблема имеет глобальный характер и отнюдь не случайно также станет объектом внимания и предметом обсуждения лидеров "Большой восьмерки", которые еще в 2003 г. создали Международное партнерство по водородной экономике, объединившее 17 стран, в том числе и Россию.
Форум выработал рекомендации главам государств - участников группы "восьми" по наиболее эффективным путям развития водородной энергетики. Ожидается подготовка и целого ряда важных международных соглашений, способных существенно повлиять на национальную стратегию и масштабы развития альтернативных энергетических технологий в нашей стране.
ОПАСНОСТЬ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ
При всей благополучности для России внешней конъюнктуры цен на энергоносители западные аналитики предостерегают ее от расслабления. Так, французская Les Echos пишет: "Даже в своей любимой вотчине, энергетике, Россия должна бороться с двойным противодействием - внешним и внутренним. Крупный потребитель энергии, ведущий производитель нефти и газа, Россия отстает с точки зрения инвестиций. Международные организации регулярно предостерегают ее от синдрома нуворишей, не думающих о диверсификации источников доходов, которая помогает с уверенностью встречать тяжелые времена. Это является слабой стороной России именно в тот момент, когда ей нужно завоевывать доверие своих клиентов, в первую очередь европейских, для которых главный лейтмотив начинающегося на следующей неделе саммита "Большой восьмерки" - "энергетическая безопасность" - превращается в "энергетическую опасность", как только речь заходит о России".
Михаил ЖУРАВЛЕВ