Культура
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ЖАСМИН!
11 июля
Сколько я ни пытался, так и не вспомнил ни одной песни "великой певицы России" по имени Жасмин. А между тем история ее несчастий встала в одном новостийном ряду вместе с юбилеем ГАИ, северокорейскими ракетами, улетевшими не туда, куда надо, и интернет-конференцией президента Путина. Спрашиваю у знакомых: "Кто такая? Почему не знаю?" "Ну как же! - возмущаются они. - Это же Жасмин... Та самая". "Да понял я, что та самая... Песню хоть одну назовите!" Тут мне что-то начинают невнятно мурлыкать про "любовь-морковь" и т. д. Так и жила бы себе скромная звездочка среди сотен подобных ей на попсовом небосклоне без запомнившихся народу песен и со сценической кличкой. Зато ее бил муж! Поэтому все теперь долго будут Жасмин помнить, как "ту самую"... которую садист, бизнесмен и каратист, да еще и с "лицом кавказской национальности", дотерроризировал до больничной койки.
Способ сплочения нации
Для того чтобы певицу без особых дарований запомнили, мало просто петь про "любовь-морковь", надо стонать от горя и боли. Чем стон художественней, тем выше капитализация звездочки. Именно этот стон, по меткому выражению классика, "у нас песней зовется". Народ у нас сердобольный. Особенно когда с ним самим ничего не случилось и можно бесплатно поглазеть на чужие страдания. Тут мы едины в порыве сострадания. Особенно женщины "далеко за 40" - основной контингент телезрителей и "голосующих сердцем". Социологи уже констатировали выведение у нас в стране новой породы людей под названием homo bolelshicus - "нация болельщиков". В один миг с помощью ТВ маленькая царапина на носу Жасмин и невнятный фингал под глазом стали общественно значимыми. Первый федеральный канал тщательнейшим образом исследовал и фингал, и историю болезни, по страницам которой пристально и бесстрастно проехалась телекамера, выхватывая страшные слова из личной и творческой биографии певицы: "гематома", "ссадины", "ушибы". Слов нет - жалко девушку. Но не слишком ли много шума из ничего? Мало ль у нас в России битых мужьями жен или, не побоюсь этих слов, мужей, битых женами!.. Стоит ли поднятая вокруг одного флористического брэнда "Жасмин" шумиха освещения всем федеральным ТВ?
"Соевые" страсти
Вся эта история напоминает мне обыкновенную раскрутку вроде той мыльной оперы про многодетную и битую мужем еще одну певицу без имени, известную по про-звищу Валерия. С песнями этой теледивы тоже завал. Зато пиар липуч и навязчив до неприличия. Но я не о приличии. Хочу вам открыть страшную телевизионную тайну. Состоит она вот в чем. Лето для СМИ - провальное время. В это время отмечаются самые низкие рейтинги и падение цен на рекламу. Показывать нечего и некому. А оставшаяся жарким летом у экранов публика настолько безнадежно всеядна и непритязательна, что проглотит все, что покажут: и зимние повторы осточертевших сериалов и говорящих собак в бесконечном телевизионном цикле "Необъяснимо, но факт". Фингал под глазом у Жасмин - это самое то, что надо в пору телевизионного межсезонья. Если нет чужого горя, телевизионщики сделают из рядовой и обывательски скучной мухи убитого горем слона. Искренние эмоции и человеческие переживания - это жутчайший дефицит на сегодняшнем телеэкране. Поэтому в ходу "соевые" страдания, сиропчик вместо крови и суррогатные страсти в сериалах и реалити-шоу.
Homo bolelshicus
Как нельзя "кстати" для провальных рейтингов ТВ пришлась и катастрофа самолета в Иркутске с многочисленными жертвами. Новости ОРТ, РТР, НТВ почти целиком состояли из смакований подробностей одного этого происшествия.
Причем абсолютно ясно, что от телезрителя ничего в этой истории не зависит. Деньги, донорскую кровь и помощь для разбора завалов никто не просит. А значит, это чистой воды развлечение. Констатация и закрепление в сознании безысходной ситуации непоправимого горя как метод управления homo bolelshicus к лету 2006 года освоен нашим ТВ в полном объеме. Зрителя можно брать тепленьким и мобилизовать под любые знамена и идеи. Помните, в "Собачьем сердце" большевики и сочувствующие им члены жилищного товарищества медитировали при свечах под песню: "Суровые годы проходят в борьбе за свободу страны. За ними другие приходят - они будут так же трудны". Как ни включу Региональное ТВ - там те же камлания. Только под песню в исполнении когда-то светлой и вменяемой, теперь совсем иной Жанны Бичевской: "Ведут нас ко Христу дороги узкие. Мы знаем смерть, гонения и плен. Мы - русские, мы - русские, мы - русские! Мы все равно поднимемся с колен"... Песенка-заклинание сопровождается жуткой какофонией видеокадров, демонстрирующих искусственное скрещивание милитаризма с поповщиной: церкви, хоругви, ползущие куда-то танки (судя по звездам на броне - наши), кого-то бомбят самолеты (судя по бутафорским очертаниям - Белый дом), кого-то мочат "спецназовцы" (судя по чалмам - моджахедов)... Потом опять - церкви, кресты и купола... Словом, бредятина жуткая!.. Но как хорошо смотрится! Не хватает только в центре всей этой композиции побитой мужем, но несгибаемой Сары Львовны Семендуевой. Так на самом деле зовут Жасмин.
Валерий ТАТАРОВ
Способ сплочения нации
Для того чтобы певицу без особых дарований запомнили, мало просто петь про "любовь-морковь", надо стонать от горя и боли. Чем стон художественней, тем выше капитализация звездочки. Именно этот стон, по меткому выражению классика, "у нас песней зовется". Народ у нас сердобольный. Особенно когда с ним самим ничего не случилось и можно бесплатно поглазеть на чужие страдания. Тут мы едины в порыве сострадания. Особенно женщины "далеко за 40" - основной контингент телезрителей и "голосующих сердцем". Социологи уже констатировали выведение у нас в стране новой породы людей под названием homo bolelshicus - "нация болельщиков". В один миг с помощью ТВ маленькая царапина на носу Жасмин и невнятный фингал под глазом стали общественно значимыми. Первый федеральный канал тщательнейшим образом исследовал и фингал, и историю болезни, по страницам которой пристально и бесстрастно проехалась телекамера, выхватывая страшные слова из личной и творческой биографии певицы: "гематома", "ссадины", "ушибы". Слов нет - жалко девушку. Но не слишком ли много шума из ничего? Мало ль у нас в России битых мужьями жен или, не побоюсь этих слов, мужей, битых женами!.. Стоит ли поднятая вокруг одного флористического брэнда "Жасмин" шумиха освещения всем федеральным ТВ?
"Соевые" страсти
Вся эта история напоминает мне обыкновенную раскрутку вроде той мыльной оперы про многодетную и битую мужем еще одну певицу без имени, известную по про-звищу Валерия. С песнями этой теледивы тоже завал. Зато пиар липуч и навязчив до неприличия. Но я не о приличии. Хочу вам открыть страшную телевизионную тайну. Состоит она вот в чем. Лето для СМИ - провальное время. В это время отмечаются самые низкие рейтинги и падение цен на рекламу. Показывать нечего и некому. А оставшаяся жарким летом у экранов публика настолько безнадежно всеядна и непритязательна, что проглотит все, что покажут: и зимние повторы осточертевших сериалов и говорящих собак в бесконечном телевизионном цикле "Необъяснимо, но факт". Фингал под глазом у Жасмин - это самое то, что надо в пору телевизионного межсезонья. Если нет чужого горя, телевизионщики сделают из рядовой и обывательски скучной мухи убитого горем слона. Искренние эмоции и человеческие переживания - это жутчайший дефицит на сегодняшнем телеэкране. Поэтому в ходу "соевые" страдания, сиропчик вместо крови и суррогатные страсти в сериалах и реалити-шоу.
Homo bolelshicus
Как нельзя "кстати" для провальных рейтингов ТВ пришлась и катастрофа самолета в Иркутске с многочисленными жертвами. Новости ОРТ, РТР, НТВ почти целиком состояли из смакований подробностей одного этого происшествия.
Причем абсолютно ясно, что от телезрителя ничего в этой истории не зависит. Деньги, донорскую кровь и помощь для разбора завалов никто не просит. А значит, это чистой воды развлечение. Констатация и закрепление в сознании безысходной ситуации непоправимого горя как метод управления homo bolelshicus к лету 2006 года освоен нашим ТВ в полном объеме. Зрителя можно брать тепленьким и мобилизовать под любые знамена и идеи. Помните, в "Собачьем сердце" большевики и сочувствующие им члены жилищного товарищества медитировали при свечах под песню: "Суровые годы проходят в борьбе за свободу страны. За ними другие приходят - они будут так же трудны". Как ни включу Региональное ТВ - там те же камлания. Только под песню в исполнении когда-то светлой и вменяемой, теперь совсем иной Жанны Бичевской: "Ведут нас ко Христу дороги узкие. Мы знаем смерть, гонения и плен. Мы - русские, мы - русские, мы - русские! Мы все равно поднимемся с колен"... Песенка-заклинание сопровождается жуткой какофонией видеокадров, демонстрирующих искусственное скрещивание милитаризма с поповщиной: церкви, хоругви, ползущие куда-то танки (судя по звездам на броне - наши), кого-то бомбят самолеты (судя по бутафорским очертаниям - Белый дом), кого-то мочат "спецназовцы" (судя по чалмам - моджахедов)... Потом опять - церкви, кресты и купола... Словом, бредятина жуткая!.. Но как хорошо смотрится! Не хватает только в центре всей этой композиции побитой мужем, но несгибаемой Сары Львовны Семендуевой. Так на самом деле зовут Жасмин.
Валерий ТАТАРОВ